Дом памяти, гражданских прав и профсоюзов

Все три месяца событий на Майдане Дом профсоюзов играл ключевую роль в жизни протестующих. Часы отбивали время исполнения гимна, мультимедийное табло демонстрировало температуру, огорчая понижением градусов и радуя потеплением. На ступеньках Дома все время располагалась кухня, внутри – склады еды и медикаментов, медпункт и штаб "Правого сектора". На стене со стороны сцены большой экран круглосуточно демонстрировал трансляцию Еспресо TV.

В ночь с 18 на 19 февраля при наступлении на Майдан Дом профсоюзов был сожжен. Причина возгорания до сих пор не установлена, спикер «Свободы» Александр Аронец обвинил «Беркут», правоохранители обвиняют «Правый сектор», но в данной ситуации самым страшным является большое количество жертв пожара. К счастью, некоторые активисты смогли спастись, выпрыгнув из окон на растянутые внизу брезентовые палатки, однако точное количество погибших до сих пор не установлено. Не смотря на ту важнейшую роль, которую Дом Профсоюзов играл в ходе последних месяцев, а также трагичное происшествие, навсегда отметившее угол Майдана Независимости и Крещатика, для многих людей остается загадкой, что же происходило в данном здании до Майдана. ART UKRAINE собрал материалы о Доме профсоюзов, в результате чего выяснилось, что к этому месту, именуемому в прошлом Козьим болотом, имели отношение и дворяне, и НКВДшники.


Пожар в Доме профсоюзов

 

Дом профсоюзов был построен в 1974 году на углу Крещатика и площади Октябрьской революции, которая в дореволюционном девичестве именовалась Думской площадью, а сегодня превратилась в Майдан Независимости. Для возведения этого здания было разобрано детище архитектора Александра Викентьевича Беретти – Дом киевского дворянского собрания, постороенный в 1851 году. Беретти-младший был украинским и российским архитектором, членом Петербуржской Академии Искусств, преподавателем Киевского университета. По его проектам также были построены Институт благородных девиц (ныне – Октябрьский дворец), Анатомический театр Киевского университета Св. Владимира, Реальное училище (ныне – Детский музыкальный театр), а также Первая киевская гимназия (теперь – гуманитарный корпус университета). Несмотря на внушительный перечень значительных работ, Беретти-сын закончил не так хорошо, как можно было предположить, исходя из внушительного списка реализованных проектов. Сперва архитектор был со скандалом отстранен от реставрационных работ в Кирилловской церкви, руководить которыми он был ранее назначен. На этом посту его сменил искусствовед Андриан Прахов. Мрачоватая, но занимательная история связана с именем Беретти и в контексте строительства Владимирского собора, следить за возведением которого он был приставлен, но вскоре был также отстранен ввиду того, что стены собора дали глубокие трещины, не выдержав веса куполов.

 

Дом киевского дворянского собрания, 1901 г. (слева - фрагмент здания Думы)

 

Дом дворянского собрания был первым большим каменным сооружением, возведенным на Крещатике, который на тот момент носил название улицы Крещатицкой. О здании, выполненном в стиле позднего классицизма, есть любопытное упоминание в газете «Киевские епархиальные ведомости»: «Дом этот представлял собой в середине ХІХ в. наглухо забитую безлюдную постройку. Как это вышло? Дом строил польский магнат Понятовский. Этому вельможе какой-то ксёндз навеял, что с завершением постройки он умрет. Перепуганный вельможа прекратил сооружение своего дворца, забил окна и двери и дом превратил в такое легендарное здание. В конце 1850-х годов с этого дома сняли темную легенду, оживили его, открыли окна и двери. Тут была устроена художественная выставка».

Спустя десять лет трехэтажная постройка была продана Киевскому губернскому дворянству, бюджет которого формировался самими дворянами без участия государства. Средствами данного общества в то время возводились и содержались учебные заведения, церкви, особняки, в его ведомстве состояли благотворительные организации и различные комитеты. В середине 60-х в Дворянском собрании начала формироваться Публичная библиотека Киева, которая со временем стала называться «Национальной парламентской библиотекой Украины», в то время как первый этаж сдавался под магазины и прочие коммерческие нужды.

 

Дом киевского дворянского собрания, 1949 г.

 

После революции 1917 года в помещении бывшего Дворянского собрания располагалась военная комендатура, типография, проводились культурные, научные и просветительские мероприятия, был организован университет педагогических знаний, а также Дом учителя, в то время как архивы самого Дворянского собрания были конфискованы представителями НКВД.

Как известно, Крещатик чудовищно пострадал в ходе Второй мировой войны. И если в первые послевоенные десятилетия новые здания строились на месте разрушенных, то в конце 70-х и в 80-е застройка происходила синхронно с разрушением дореволюционной арихтектуры. Таким образом, в 1976 году одно из первых каменных сооружений Крещатика было разрушено для строительства нового здания, и уже через два года трестом «Киевгорстрой-4» Главкиевгорстроя было закончено возведение восьмиэтажного Дома профсоюзов (он же «УкрСовПроф») по проекту советского архитектора Александра Малиновского. Архитектор после войны работал в Киевпроекте, был соавтором генерального плана послевоенной застройки Крещатика, здания Киевсовета и станции метро «Завод Большевик», она же Шулявская.

 

Дом профсоюзов, 80-е гг.

 

Архитектурные решения Дома профсоюзов были направлены на акцентирование монументальности, торжественности и величественного характера постройки. Для этого здание было приподнято над дорогой, а также опоясано горизонтальными ступенями из светлого гранита. Угловую часть Дома профсоюзов увенчала башня, с расположенными на высоте 24-х метров часами, исполняющими не только традиционную роль часов, но и функцию электронного информатора, который сообщает день недели, число, месяц и температуру воздуха, а кроме того способен исполнять мелодию «Як тебе не любити, Києве мій». Часы были запущены в 1981 году, и в советские времена торжественно поздравляли людей с главными государственными праздниками. Два года назад электронное табло было заменено на светодиоидные панели, которые, к сожалению, преимущественно используются как отлично просматривающаяся со всех сторон рекламная площадка. В народе не без грязноватой иронии эта конструкция окрещена «Членом профсоюзов».

 

Дом профсоюзов, 90-е гг.

 

Внутри Дом профсоюзов имеет 4 лестницы, 3 группы лифтов, два технических этажа, а также двухэтажные пищеблок и конференц-зал на полтысячи мест. Широкая парадная лестница связывает вестибюль и фойе, интерьер которых был выполнен с использованием инкрустированного паркета, ракушечника и травертина.

В чем же состояло предназначение Дома профсоюзов? Со времени своего возникновения Дом использовался республиканскими, обласными и отраслевыми обществами, и до последнего являлся штаб-квартирой Федерации профсоюзов Украины – созданного в 1990 году Украинского республиканского совета профсоюзов. Согласно уставу организации, целью деятельности ФПУ является «выражение, представление интересов и защита прав организаций – членов ФПУ, координация их коллективных действий, представительство и защита трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюзов в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в отношениях с работодателями, их организациями и объединениями, а также с другими объединениями граждан».

 

Пожар в Доме профсоюзов

 

Программа действий ФПУ первоочередно провозглашает своими задачами социальную защиту членов профсоюзов и их семей; отстаивание духовных, социально-культурных прав и интересов членов профсоюзов; правовую защиту членов профсоюзов; усиление влияния на политическую жизнь и формирование гражданского общества; совершенствование системы социального партнерства и т.д. Заменив казенное словосочетание «член профсоюзов» на слово «гражданин», увидим, что в ходе своего функционирования в качестве базы протестующих в последние месяцы Дом профсоюзов, наконец, стал отлично справляться со своим основным предназначением. Если бы, конечно, не последнее ужасное событие, исправить которое, увы, никто не в силах.