Евгений Чернышов: «Я говорю со зрителем как с последним человеком на планете»

C творчеством Евгения Чернышова общественность познакомилась в конце 2000-х. Молодой художник, инициировавший собственную кураторскую группу SYN, незамедлительно вошел в номинацию первой премии PinchukArtCentre.  Его работы пронизаны эстетикой позднего постмодернизма и имеют глубокую философскую направленность, сочетая в себе элементы разных жанров, стилей и техник. Помимо создания скульптур и лазерных инсталляций, Евгений курировал визуальную программу «Гогольфеста» и международного фестиваля архитектуры и урбанистики «Canactions» в Киеве. За его плечами – участие в крупных выставочных проектах, Московская международная биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?» и многое другое. О своих работах и методах воздействия на зрителя художник рассказал ART UKRAINE.

 

 

 

Евгений, ваша первая выставка открылась около 15 лет назад, когда вам только исполнилось 18. Чем был обусловлен такой ранний дебют, и как к нему отнеслась критика?


Мой выпуск из средней школы совпал с окончанием художественной студии, в которой я занимался. Выставка «Искусство быть посторонним» в Луганске, выполненная в графической технике, стала моей дипломной работой. Хорошо помню, что местные журналисты охарактеризовали экспозицию как «мистический символизм».

 

Выставку «Искусство быть посторонним» позже перевезли в Киев, где вы дополнили ее новыми работами и показали столичной публике. Как это случилось?


Я подал заявку на участие в конкурсе «Новые имена Украины». Меня пригласили в Киев, и эта выставка, дополненная свежими работами, стала конкурсным проектом, который состоялся в Фонде культуры. В «Новых именах» удалось занять первое место.

 

Кураторский проект «Арт-подъезд» (Киев, 2012)

 


 

Почему, создавая первый проект, вы остановились именно на графике? Ведь это одна из наиболее сложных техник, предполагающая виртуозную технику.


Мне нравилась четкость линий и геометрия, которая возникла, когда люди захотели измерять и описать пространство. Отсюда тяга к архитектуре, графике и идея применить точные науки, чтобы описать абстрактные понятия.

 

Всем жанрам вы предпочитаете инсталляцию. Почему?


Я занимаюсь  экспериментом с пространством и формой, ищу разные художественные решения, поэтому инсталляция является для меня идеальной средой.

 

В некоторых проектах вы неоднократно выступали как куратор. Можно ли сказать, что ваша кураторская деятельность – результат того, что, будучи художником и сталкиваясь со зрительским непониманием, вы решили быть связующим звеном между произведением искусства и публикой?


Моя кураторская деятельность – результат общения со зрителем и любовь к творчеству молодых украинских авторов.

 

Проект «Равновесие» (процесс, «Нова українська мрія», Мистецький Арсенал)

 

Расскажите о своих кураторских проектах.


В 2009-м я создал SYN Art Group. Первый проект группы назывался «Фотосинтез» (2009) – он попал в номинацию PinchukArtCentre как один из 20-ти лучших проектов молодых украинских художников. Номинация PinchukArtPrize открыла для меня возможность сотрудничества с арт-средой. Мне посчастливилось  познакомиться  и  поработать со многими активными кураторами. В 2013-м под руководством Влада Троицкого я создал кураторский проект визуальной программы международного фестиваля современных искусств ГОГОЛЬFEST, в 2015-м – проект визуальной программы международного фестиваля архитектуры и урбанистики CANaction.

 

Проект «Фотосинтез» – фрагмент (PinchukArtCenter, 2009)

 


 

Возможно, мы по-разному понимаем природу кураторской деятельности. Как по мне, она предполагает искусствоведческую практику, профильное образование, глубокие познания в теории культуры и философии…


Общаясь со зрителями, искусствоведами, другими авторами, я решил, что это возможно и стоит попробовать. Хочу вам сказать, что даже когда я делаю инсталляцию – для меня это тоже кураторский проект.

 

Кураторский проект «Навколо»  (CANaction 2015)

 

 

 

 

 

 

Как позиционирует себя SYN Art Group? Каковы цели данного объединения?


Идеи молодых авторов во многом пересекаются, поэтому возникла мысль создать проект для коллабораций молодых художников разных направлений (музыка, new media, инсталляция, перформанс), объединенных по принципу синтеза. Отсюда название «syn art group».

 

Для вас процесс синтеза является первичным?


Синтез – это соединение разрозненных частей с целью создания чего-то качественно нового, метод исследования явления в его единстве и взаимной связи частей. Соединяя художественные элементы,  мы пересекаем смыслы, в результате чего создается совершенно новый уникальный авторских взгляд.

 

Это похоже на монтаж в кино. Какие материалы более всего вам любопытны?


Свет.

 

Это средство художественной выразительности, а я говорю о материалах…


С точки зрения науки материя соткана из света. Так же сложно переоценить значение света в религии и философии. Что касается материалов, то в каждом новом проекте они разные.

 

Кураторский проект «Храм»  (ГОГОЛЬFEST 2013)

 

 


 

Считаете ли вы, что подстройка под арт-систему (галереи, институции, выставочные пространства, спонсоров и кураторов) вредит художнику?


Часто темы концепций максимально абстрактны. Кураторы заинтересованы показать зрителю многообразие точек зрения, поэтому зачастую концепции не сильно ограничивают автора в способах и смыслах выражения, а институции дают бюджет на реализацию проекта, что ускоряет момент рождения произведения.

 

Какой из ваших художественных проектов, на ваш взгляд, наиболее удачный? И почему?


«Просвещение». Этот проект сочетает в себе главные принципы, которых я придерживаюсь в своем искусстве. Работа являет собой рассеянный луч света в виде абстрактных одушевленных форм, проявленных через кристаллическую структуру. Еще одним удачным проектом для меня стали «Файлы времени», в котором также реализована концепция бесконечной простоты, т. е. – гиперминимализм. Это белые глянцевые листы, на которых выложены осколки антрацита разного размера – символ послания сквозь время, которое каждый прочтет по-своему.

 

Проект «Файлы времени» (ART-KYIV Contemporary 2010)

 

Выбор материала (антрацита) связан с той местностью, в которой вы выросли?


Да, антрацит был взят именно в Луганской области. Сам материал интересен тем, что это остатки древнейших джунглей, существовавших в Украине более 400 миллионов лет назад. На 98% он состоит из углерода, который составляет основу органической химии, а также является энергетическим ресурсом.

 

Проект «Файлы времени»  (фрагмент, ART-KYIV Contemporary 2010)

 

Как можно обозначить с искусствоведческой точки зрения то, что вы делаете? Sciense-art?


Такое описание дают многие искусствоведы, ведь я часто использую в концепциях научные термины, объясняя выбранные мною явления.

 

 

 

 

Какой проект вы представляли на ART KIYV прошлой осенью?


В рамках «DIALOGIA» я представил новую версию проекта «Enlightenment», а также серию работ «Годовой отчет», которые были сделаны из гильз. Мы привыкли подводить итоги. У каждой компании, семьи, страны, бесспорно, есть годовой отчет. Гильзы – это символ реализованных желаний: какие-то «пули» попали в цель, какие-то – нет, и все это похоже на колыхание волн. Издали инсталляция напоминает огромный слиток золота. Приближаясь, зритель видит, что слиток состоит из пчелиных сот, которые заполнены гильзами, расположенными на разных уровнях относительно друг друга (как графики в годовом отчете).

 

 

Каков ваш механизм взаимодействия со зрителем?


Для себя стараюсь максимально обобщить аудиторию, представить абстрактного зрителя и говорить с ним вне времени; будто  бы он – последний человек на планете, и все, что он ждал, уже произошло. Также я очень внимательно отношусь к текстурам и их синтезу, к созданию собственного визуального языка.

 

Мультимедийная инсталляция в среде города «Piramidl», день (Киев, 2009)

 

Мультимедийная инсталляция в среде города «Piramidl», ночь (Киев, 2009)

 

«Enlightenment» (Strichka Festival 2015)

 

Кураторская деятельность – новация для Украины. Случается так, что многим кураторским проектам не хватает четкой артикуляции, т.е. – внятности. Пытаетесь ли вы, пробуя себя в этой роли, сделать концепцию более понятной?


В кураторской деятельности для меня главное – сделать концепцию понятной художнику. А со зрителем я стараюсь не работать в рамках понятного текста. Зритель получает многообразие точек зрения разных авторов,  где каждый может увидеть свое отражение. Когда меня спрашивают: «О чем этот проект?»,  я всегда хочу ответить: «Он о тебе».

 

***

 

Об авторе

 

Роксана Рублевская – арт-журналист, дипломированный киновед, постоянный автор ART UKRAINE.