Федор Александрович: «Мне хочется, чтобы “Русский дятел” способствовал взрослению украинцев»

На фестивале кино и урбанистики «86» представят ленту «Русский дятел», которая одержала победу на международном фестивале независимого кино «Sundance» в номинации «Лучший документальный зарубежный фильм».

 

Украинский полнометражный фильм всколыхнул мировое сообщество, но на родине его участие в «Sundance» прошло без должного внимания. Украинцы узнали о «Русском дятле» только после его триумфа.

 

Идея фильма принадлежит художнику Федору Александровичу, который снялся в главной роли. В рамках создания «Русского дятла» он провел собственное расследование о «Дуге», радиолокационной станции поблизости  ЧАЭС. По его словам, Дуга олицетворяет непобедимые проблемы нашего прошлого, с которыми украинцам необходимо бороться для своего же блага.

 

Перед фестивальной премьерой «Русского дятла» в Украине Федор Александрович рассказал о создании фильма, приоткрыл тайны своего расследования и поделился мнением об украинском кинематографе.

 

Кадр из фильма «Русский дятел»

 

Федор, с чего началось работа над фильмом «Русский дятел»? И почему вы решили снимать о Чернобыле?

 

Пару лет назад возникла идея сделать документальный фильм о Дуге, в котором бы поэтическая сторона превалировала над элементами публицистики.

 

Режиссер Чад Грасиа заинтересовался нашей идеей, увидев клип о Дуге, отснятый нами с Артемом Рыжиковым несколько лет назад. В основу «Русского дятла» легло мое расследование, в ходе которого вскрылись факты о том, с какой целью был построен Чернобыль и что его связывает с Дугой.

 

Чад Грасиа – режиссер и продюсер. Он рассказал гениальную историю, хотя это его первая работа в кино. Я же никогда раньше не занимался  актерством и не проводил расследований. «Русский дятел» стал нашим совместным приключением.

 

Кто участвовал в съемках фильма?


В его создании принимала участие большая команда профессионалов, среди которых –продюсеры Рам Девинени и Майк Лернер, снявший фильм о «Pussy Riot», оператор Артем Рыжиков, режиссер и сценарист Ален Берлинер, а также архивисты, историки и много других людей с не менее важными задачами. В нашей команде не было иерархии: каждый занимался своим делом, помогая при этом друг другу.

 

Кадр из фильма «Русский дятел»

 

Как съемочной группе удалось попасть на Дугу и что вы узнали о ней в ходе расследования?

 

Надо было брать специальные разрешения и платить взятки, так как на территорию Дуги можно проникнуть только нелегально.

 

По распространенной в интернете версии, радиолокационная станция Дуга строилась рядом с ЧАЭС, потому что потребляла много энергии. Но это не так, ведь она была принимающей. Никто не вспоминает, что работала Дуга ужасно, а комиссия, на которой должны были вынести такой вердикт, не состоялась как раз из-за катастрофы. Средства на ее строительство выделил один человек под свою ответственность, получив за это Ленинскую премию и пост министра связи. Потом он отвечал за телевидение и продвигал заказные расследования про взрыв на электростанции.

 

Какие источники вы использовали в своем расследовании?

 

Сейчас достаточно информации, так что мне не пришлось пробираться с фонариком по подвалам госархива. Я проверял данные, которые находятся в открытом доступе, общался с людьми, работавшими на ЧАЭС. В итоге мы собрали очень много материала и доказательств, но в сам фильм вошло лишь немногое.

 

Сначала я тоже должен был режиссировать «Русский дятел», от чего позже пришлось отказаться: вскрытая  информация, которая до сих пор тщательно умалчивается, могла угрожать мне опасностью. Ведь люди, взрывавшие Чернобыльскую станцию, остались у руководства нашей страны.

 

Федор Александрович в кадре «Русского дятла»

 

Ожидали ли вы успеха, отправляясь на фестиваль такого масштаба, как «Sundance»?

 

Я не думал, что эта тема так связана с современностью и чернобыльские угли еще не погасли. «Русский дятел» отличен от привычных документальных фильмов, в которых действо разворачивается неспешно. Это своеобразный триллер в новой форме. Конечно, некрасиво хвалить то, к чему ты причастен, но мне кажется, этот фильм повлияет на то, как будут снимать документальное кино в будущем.

 

Мировая пресса назвала «Русский дятел» выдающимся произведением и сравнила его с «Гражданином Кейном» Орсона Уэллса, который в свое время совершил некий переворот в документалистике, но абсолютно разорил своего творца.

 

Чад Грасиа поверил в этот фильм и вложил в него личные деньги, отложенные на старость. Пока нам удалось отбить только ту сумму, которая была потрачена на фильм. Успех имеет разные измерения – Фаина Раневская, даже во времена своей наибольшей славы, носила штопаные платья.

 

Не обращались ли за поддержкой к государственным учреждениям?

 

Нет, конечно. В Украине, если государство вкладывает средства в фильм, то он уже не принадлежит его создателям, а полностью переходит в государственную собственность. Наши законы и запутанные схемы Госкино порождают коррупцию, государство не занимается продвижением и продажей фильмов, а просто отбирает на них права.

 

Бюджеты украинских фильмов – как в Голливуде, а зарплаты у людей мизерные. Я считаю, что в нашей стране надо вообще запретить финансировать культуру, потому, что получается не культура, а проституция какая-то.

 

Федор Александрович в кадре «Русского дятла»

 

В одном из постов на Facebook вы выразили свое разочарование в украинской журналистике. Что стало причиной этого высказывания?

 

Я сделал вывод о слабом уровне нашей журналистики, потому, что в то время, когда большинство ведущих мировых изданий написали о нашем фильме, отечественные медиа как воды в рот набрали. У нас заговорили про «Русский дятел» только после его победы. Но то, что украинский фильм попал на «Sundance» – это уже новость, которую наши СМИ не посчитали весомой. Нас даже обвиняли во вранье, не веря, что мы участвуем в «Sundance».

 

Почему «Русский дятел» не видели в Украине раньше?

 

Мы все очень хотим, чтобы его увидели украинцы. Но на Docudays, например, фильм не приняли, в связи с чем к организаторам возникает вопрос.

 

Я думаю, после показа на фестивале «86» в Славутиче его больше не будут нигде демонстрировать, так как у нас любят спускать все на тормозах.

 

Сейчас решается, быть ли новой Украине, и «Русский дятел» является для меня определенным индикатором: если осенью он выйдет в украинский прокат – я пойму, что что-то меняется. Но если окажется, что его выгодней скрыть – победа старой системы будет очевидной.

 

Федор Александрович

 

Где еще покажут «Русский дятел»?

 

Насколько мне известно, премьера состоится в Америке, потому что он выдвигается на Оскар от США. Весь этот год он будет ездить по фестивалям, скоро отправиться в Висконсин, а затем в Нью-Йорк.

 

Фестиваль кино и урбанистики «86» будет проходить в Славутиче с 28 апреля по 3 мая. Показ фильма «Русский дятел» и встреча с его режиссером Чадом Грасиа состоится 1 мая.

 

Иллюстрации и фото: tv.ua, libymax.ru, telekritika.ua, youtube.com, fraza.ua