Конструктор «Днепропетровск»

Проведя неделю в Днепропетровске на фестивале «Конструкция» действительно понимаешь, что культурный процесс не остановить — людям необходимо отвлекаться от драматических событий в стране, предвыборной гонки и политической нестабильности. Необычайно радует, что события такого масштаба возможны во всех регионах страны, а главное это люди, берущие на себя инициативу. Героями этого феста выступили трое ребят — Андрей Палаш, Юлия Овчеренко, Катя Русецкая, а также их многочисленные друзья, которые на волонтерских началах занимались всеми организационными нюансами, от написаний заявок на гранты и поиска техники до помощи в реализации проектов художников и размещения гостей.

 

Программа фестиваля

 

Для начала предлагаем вашему вниманию небольшую беседу с организаторами, а ниже речь пойдет о нескольких, наиболее впечатливших проектах, представленных на «Конструкции».

 

Как возникла идея провести фест?


Андрей Палаш: Идея возникла примерно год назад. Это был обычный вечер, мы общались с друзьями и решили немного «раскачать» Днепропетровск. Потому что все постоянно ездят на какие-то мероприятия в Киев или Европу, а в нашем городе очень редко происходят какие-то события. Хотелось, чтобы это был не просто какой-то клуб или оупен-эйр, не просто тусовка, а что-то гораздо более интересное и, в то же время, про Днепропетровск. Нечто масштабное, необычное и такое, что сразу вынесет людям мозг. В тот же вечер придумали название. Это был просто мозговой штурм на лавке. Все по очереди говорили какие-то наименования, которые ассоциировались с городом. Потом прозвучало «конструкторское бюро», ну и потом «конструкция». Мы создали общественную организацию Kultura Medialna и занялись поиском ресурсов — нам очень не хотелось плясать под какого-то конкретного спонсора. Постепенно к команде присоединялись новые люди, кто-то привносил что-то новое, и уже тогда этот фестиваль задышал как живое существо.

 

Cправа Андрей Палаш соорганизатор фестиваля

 

По какому принципу вы выбирали локации для презентации проектов?


Андрей: Изначально это были локации, которые вдохновляли нас. А потом уже определялась их значимость, желание поделиться ими с горожанами и, конечно, соответствие самому ивенту. Хотелось привлечь внимание общественности к Дворцу детей и юношества, Южному вокзалу, цеху Володарки, дворцу Ильича и пр. Всегда хотелось поработать с планетарием, аквариумом, ботаническим садом. Использовали места, где уже все готово для проведения выставок или лекций: галерея АРТСВИТ, арт-центр Я Галерея, арт-центр «Квартира». Очень хотелось поработать с общественным пространством, которое в Днепропетровске привыкли воспринимать однообразно. Так использовали площади, торговый центр и дворец культуры на жилмассиве. В этом была идеологическая, даже, наверное, гуманитарная миссия мероприятия. Фестиваль длился 8 дней, проходил в очень разных местах, но мы так и не успели задействовать все локации, которые хотелось. В Днепропетровске еще много классных мест.

 

Юлия Овчаренко соорганизатор Фестиваля

 

С какими трудностями сталкивались? Как власти города отнеслись к вашей инициативе? Поддерживали или противостояли, как это случается?


Андрей: Были разные реакции от полной поддержки, в лице, например, заместителя мера Вадима Шебанова, до полного непонимания у отдельных представителей горадминистрации. Но в целом мы рады отметить, что чиновники отнеслись ко всему произошедшему даже горячее, чем мы ожидали. Процесс выбивания локаций и бумажная волокита заняли у нас около двух месяцев. Что, в общем, не так плохо.

 

Юлия Овчаренко: У фестиваля была достаточно сильная поддержка от партнеров и доноров: программы «i3 идея—импульс—инновация» фонда Рината Ахметова «Развиток України», Польского Института в Киеве, Генерального консульства Германии в Донецке, Robert Bosch Cultural Manager Network. Благодаря им мы смогли пригласить участников как с Востока, так и Запада Украины, а также европейских гостей. С такой базовой помощью намного проще заняться непосредственно искусством и мыслить широко, не ужимаясь в пожеланиях. Большой гордостью для нас стала успешная кампания по краудфандингу на «Спільнокошті». И дело даже не в том, что за месяц нам удалось собрать значительную сумму в фонд фестиваля, а в отклике и поддержке друзей. Первую половину суммы собрали те, кто не живет в Днепропетровске, и мы подумали, ну вот, как всегда, местным ничего не нужно. Но был переломный момент, когда ежедневно по два-три человека стали присоединяться к проекту и поддерживать его. И в них мы узнавали наших местных друзей — наверное, им понадобилось время, чтобы поверить в фестиваль и наш общий успех. Это стало еще одним сигналом для нас, что фестиваль востребован, его понимают и ждут.

 

 

Расскажите о «Культуре Медиальной» в целом о создании организации, целях деятельности.


Юлия: Команда «Культури Медіальної» уже несколько лет работает в Днепропетровске, но только год назад заявила о себе под этим именем, фестиваль стал определенным импульсом. На этот раз нас объединила большая цель, выход на новый профессиональный уровень. Даже прошлые проекты, как конференции How To Make мы перевели в плоскость новых медиа и технологий в искусстве. Добавился интерес к городскому пространству, урбанистике, свободной работе с масштабными визуальными инсталляциями. Вместо того, чтобы искать несколько квадратных метров для постоянной локации проектов, мы решили не ограничиваться и сделать весь город своей творческой площадкой.

 

В этом году еще проведем образовательный проект «Урбанавтика. Поиск мест, пригодных для жизни» — тоже о Днепропетровске. Уже набрана группа из молодых архитекторов, культурологов, социологов, которые готовы работать над тем, чтобы сделать свой город более комфортным.

 

Также мы продолжаем благотворительные ивенты Garage Sale, они ценны как практика совместных действий. Будущее города за местными сообществами и способностью общими усилиями защищать свои интересы.

 

Катя Русецкая соорганизатор фестиваля у инсталляции Даниила Галкина

 

Какая концепция визуальной программы? Чем объединены проекты? Расскажите о принципе отбора художников.

 

Юлия: Специфика фестиваля — медиа-арт и городское пространство. Мы искали участников, которые работают в этих направлениях. Хотелось представить художников из разных частей Украины: Львова, Луганска, Киева, Одессы. Плюс стремились задействовать современных днепропетровских ребят. Так возникли работы Никиты Шаленного «Домик для змеи и кролика» и Даниила Галкина «Зал ожидания». И если медиа—арт — достаточно новое направление в искусстве для всей страны, то для нашего города многое оказалось вообще открытием. Неожиданные локации, визуальные сюрпризы, эстетические провокации. Были также заданы сквозные темы: связи между людьми, творческое развитие, свобода воображения, социально критическое искусство. На перекрестке разных проектов и коллабораций к фестивалю присоединились очень интересные участники. Так, в городе в это время работал Бенно Воорхем из Швеции, который подготовил site-specific перформанс для Южного вокзала вместе с группой днепропетровских танцоров контактной импровизации. Участие Томаса Думке прошло в связи с проектом «Урбанавтика». Выступление Credit 00 на открытии было организовано в рамках Недель Германии в Украине. Есть еще много имен, которых хочется представить в Днепропетровске. Над этим и будем работать в дальнейшем.

 

Инсталляция Никиты Шаленого

 

Во время визита в Днепропетровск для себя я отметила несколько проектов, о которых и расскажу ниже.

Уже ставшая культовым композитором как в Украине так и мире Алла Загайкевич презентовала в арт-центре «Квартира» мультимедийный перформанс с использованием подготовленного видео ряда и генерацией звука в режиме реального времени.

 

Алла Загайкевич

 

На его создание Аллу вдохновила поэма украинского автора, одного из лидеров андеграунда «семидесятников» Николая Воробьева «Човен», отрывок из которого она читала перед началом «… Човен — це перехисток. Як кімната. Але він інакший. В ньому ти по—справжньому робиш вибір. Тікати… Чи повернутися. Змінити. Все. В першу чергу самого себе Ти можеш плисти за течією, або проти неї — і тоді ти будеш плисти з усіх сил, напружуючи м’язи. І все одно стояти на місці. Незворушно. Або майже летіти над водою!...»

 

Проект Аллы Загайкевич 

 

Проекция шла на расстеленную смятую постель для одного, что вместе с музыкой Аллы создавало абсолютно мистическую атмосферу. Артистка ассоциирует этот проект с фильмом Киры Муратовой «Вечное возвращение»   

Произведение было подготовлено к фестивалю «Интимное пространство» Австрийского Института IMA   

 

Андрей Кириченко

 

Там же на открытии фестиваля выступил Андрей Кириченко с новым проектом RAYZ.

 

Андрей — электронный музикант с мировым именем, объединяющий аккустическую и цифровую эстетики, шум и мелодии. Основатель и сопродюсер лейбла Nexsound, автор проектов Critikal, Sidhartha, NEХ, куратор фестиваля «Деталі Звуку», Андрей работает в сфере экспериментального медиа-арта, комбинируя аккустическую и цифровую музыку, разные жанры и способы подхода к звуку. Его музыка — это уникальное объединение эстетики, эмоциональности и бескомпромиссного звучания.

 

Проект Ujif_notfound

 

Живое выступление медиа артистов Ujif_notfound и V4W.ENKO происходило в городском Планетарии. Художники создавали геометрию 3D пространства в тесном взаимодействии с пространством звука. Эти live выступления основаны на генерации звуковых и визуальных потоков в режиме реального времени. Управляя предварительно составленными программами (патчи) художники, с каждым новым запуском создают геометрию уникального аудио — пространства, которое существует только во время исполнения, и повторить которое невозможно.

 

Проект V4W.ENKO

 

Эмбиент концерт, участниками которого были Sportandmusic, Roman Slavka, Gamardah Fungus в Аквариуме на Монастырском острове (отдельную благодарность хочется выразить семье Еруха Николая, которая занимается аквариумом при практическом отсутствии финансовой помощи со стороны города) наверное одно из ключевых событий программы.

 

Концерт в Аквариуме

 

Музыка сопровождалась интерактивной визуализацией на основе генеративных структур от Антона Лапова. Звук, который поступал от электронных музыкантов, определял особенности построения изображения 2-канальной проекции.

 

«Эмбиентный характер звучания коррелировал с неспешным характером разворачивания абстрактных текстур и геометрических паттернов на стенах зала аквариума, в водах которого, в свою очередь, пересекались траектории рыб», — прокомментировал Антон.

 

Медиа перформанс Антона Лапова

 

В рамках «Конструкции» в галерее АРТСВІТ была презентована видео-инсталляция TRANSITION MACHINE легендарного Роберта Хенке, разработчика музыкального программного обеспечения Ableton Live, одного из основателей музыкального электронного проекта Monolake, профессора саунд и видео-дизайна в Берлинском университете искусств.

 

Видео-инсталляция Роберта Хенке

 

TRANSITION MACHINE ранее в полном масштабе была представлена в арт-центре Färgfabriken в Стокгольме.

Алгоритм Хенке хитрым образом сплетает изображение, источником для которого являются фото заброшенных индустриальных сооружений и пустых ландшафтов, оперируя прозрачностью. Таким образом, одно изображение практически незаметно для глаза наблюдателя перетекает в другое.

 

Также в пространстве галереи в рамках образовательной программы фестиваля прошла лекция медиа теоретика, куратора Янины Пруденко.

 

 

В рамках «Конструкции» арт-центр Я Галерея в Днепропетровске поддержал одно из ключевых направлений фестиваля — образовательную программу. В пространстве центра состоялся ряд лекций и дискуссий, касающихся тем новых медиа и урбанистики. Участниками программы стали ведущие профессионалы сферы, такие как Ольга Балашова, Мария Гончар, Андрей Горохов.

 

Лекция Андрея Горохова в арт-центре Я Галерея

 

«Отдельным спецпроектом в арт-центре стала презентация «Открытой группы», — делится руководитель проектов Я Галерея Катя Семенюк — понятно, что их деятельность в Днепропетровске малоизвестна, поэтому нельзя было оставить без внимания одних из ключевых гостей и участников фестиваля. Во время ночной интервенции в городское пространство мы стихийно спланировали встречу в Я Галерее, в рамках которой Юра Билей, Павел Ковач(jr) и Антон Варга представили свое портфолио, а в конце и новую работу «Паспорт Объекта», которую сделали в нашем городе, поднимая вопрос необходимости учреждений, которые бы развивали и производили современную культуру и искусство в регионе.»

 

Павел Ковач (jr), Юрий Билей, Антон Варга

 

Немного о проекте рассказал участник открытой группы Юра Билей.

«Данный проект концентрируется на территориях, находящихся в состоянии застроек. Цель проекта — создать миф развития современного искусства в Украине в будущем и поднять вопрос актуальности появления учреждений, которые производили и поддерживали бы современную культуру и искусство в стране.

 

Проект Открытой группы - Паспорт Обьекта

 

«Паспорт Объекта» будет появляться в регионах, остро нуждающихся в институциональной поддержке».

 

На протяжении всего фестиваля велась видео документация, так что уже через месяц организаторы обещают представить вниманию общественности фильм, рассказывающий о всех событиях, что станет замечательной возможностью ознакомиться с проектами фестиваля всем, кто не смог посетить мероприятие в этом году.

 

Проект Открытой группы - Паспорт Обьекта