Фестиваль "Муралиссимо Киев!"
Фестиваль стрит-арт мурализма "Муралиссимо Киев!" официально начался с работы известного французского граффити-художника Оливье 2Shy на стене старинного киевского дома по адресу Гоголевская, 32а. С "АRТ-Ukraine" французский художник, а также киевляне Саша Павлов (Kiot) и Владимир Воротнев (Lodek) поделились своим мнением о Киеве и хорошем стрит-арте.
- Оливье, чем Вы занимаетесь, помимо граффити?
- Я графический дизайнер и ивент-менеджер. Последние несколько лет работаю в студии "Partyharders", мы организуем вечеринки и выставки. У каждого в нашем коллективе свой авторский стиль, и в миксе всегда получаются яркие мероприятия. Лично я веду функцию иллюстрирования, а также разрабатываю флеера, логотипы, футболки, постеры. Последние три месяца я и мой коллега Кристофф работали над граффити в рамках киносъемок в Бельгии.
- Что Вас привлекает в участии в фестивале "Киев-Муралиссимо"?
- Во-первых, я очень люблю Киев. Это мой второй визит. Весной я также принимал участие в фестивале «I love Kiev», мы рисовали на территории галереи "Лавра". С Сашей и Вовой (Вова Воротнев Lodek, Саша Павлов Kiot), которые тоже участвуют в фестивале, нас объединяет теплая дружба, и на этот раз еще профессиональные интересы. Так что "Муралиссимо" для меня прекрасная возможность встретиться с киевскими друзьями и в то же время реализовать другую сторону моей деятельности. Для меня честь участвовать в фестивале, я не считаю это работой, это то, что я действительно люблю делать. Во-вторых, я люблю пробовать себя в необычных проектах, и на этот раз это самая большая стена, с которой мне приходилось работать! Мне очень понравился старый кирпич и сам дом и его локация.
- Ваш стиль своего рода симбиоз психоанализа и диджитализма. Почему именно в такой эстетике Вы работаете на стенах домов?
- Оптические иллюзии - это то, что меня увлекает и определяет мой стиль сейчас. Это то, что знакомо всем. Возможно, через пару лет я буду делать абстракцию! Но так или иначе, среди прохожих всегда есть те, кому это нравится, не нравится или безразлично - это нормально.
Я занимаюсь граффити уже 20 лет, и "быть как можно более обозримым", конечно, всегда определяло мои стремления. Я привык рисовать на стенах, что логично объединяет меня с фестивалем. В какой-то момент, благодаря коллективу ERS, мои художественные интересы перешли с городских стен в область иллюстрирования в электронной форме, и теперь я активно работаю с ребятами в "Partyharders".
- Расскажите про само изображение. Как оно возникло?
Я сделал этот рисунок специально для "Муралиссимо". За неделю до приезда я сделал набросок и закончил его после того как увидел стену вживую - буквально за день до того, как приступил к работе. Этот стиль 3D-лабиринта - то, о чем я хотел бы сказать в отдельности. Это своего рода моя персональная версия соединения видео-игр на подобие "Donkey Kong" и техник MC Escher'a, который специализируется на экспериментах с перспективами. В таком ключе я бы и определил свой стиль: немного "неискусства", характерного детям, и яркие цвета. Никакой агрессии.
- А как Вы относитесь к тому, что стрит-арт стал менстримом?
- Это зависит от направления. К примеру, в последнее время популярными стали трафареты. Но то, что делаю я, не имеет к ним никакого отношения, так же как и те, кто делает трафареты никак не соотносят себя с граффитчиками. В этом контексте даже можно говорить о конкуренции. Это факт, но различным проявлениям стрит-арта нет дела по отношению друг к другу. Но в целом, я позитивно оцениваю рост активности этого искусства.
Человек не может жить среди рисунков граффити, не замечая их. Во Франции "уличное искусство" развивается уже очень давно, люди привыкли к нему. И его дальнейшее развитие неизбежно, что свою очередь, сопровождается положительными и отрицательными переменами. Отрицательным я называю, к примеру, тот факт, что люди приравнивают стрит-арт к нанесению "увечий" городу. И, бесспорно, положительно то, что профессионалы в области искусства в лице галеристов предлагают нам выставки.
- Каковы, на Ваш взгляд, критерии хорошего уличного искусства как "постоянного" высказывания?
- Сложно сказать… Я не могу ответить за всех художников: у каждого своя точка зрения, и причины того или иного стиля и месседжа всегда очень личные. Суждение об искусстве всегда субъективно. На мой взгляд, важна точность этого высказывания, уверенное владение техникой. Я делаю то, что мне нравится и никогда не отталкиваюсь от того, что обо мне скажут или подумают. Точно так же, как дети рисуют не думая, делают, что хотят, и всегда получается гениально. Детское сознание свободно от денег, славы, общественного мнения - того, что отвлекает чистый импульс. Жаль, что с возрастом дети становятся телевизорами и журналами…
Моя графика начиналась с хороших друзей и интересного проведения времени вместе, абсолютно не по причинам паблисити. Мне нравится смешивать мой личный опыт и вкус с тенденциями или новыми веяниями, но обязательно в позитивном направлении. Мне лично не близки темы, как либо связанные с политикой, анархией, жестокостью… Я понимаю, что стрит-арт базируется на том, чтобы быть на виду и "говорить" (по сути, как и любое визуальное искусство), поэтому, думаю, важно научиться его принимать, даже если это трудно.
- Я бы хотел поблагодарить Сашу Киота, Вову Лодека, Французский культурный центр и Галерею "Лавра" за их поддержку этого проекта.
Саша Павлов (Kiot) о проекте
Фестиваль "Киев Муралиссимо!" инициирован киевской городской художественной галерей "Лавра" совместно с творческими объединениями художников-муралистов и молодых художников из граффити граунда. Конкретного канала финансирования проект не имеет. Но наиболее активными его партнерами являются, в первую очередь, культурные центры при посольствах Франции и Германии. Все организаторы - Аида Джангирова (директор галереи "Лавра") и художники - являются одновременно и кураторами. Пока в планах проекта 13 фасадов, но это не конечная цифра - все будет зависеть от эффекта, производимого уже зарисованными торцами домов... Проект призван украсить облик ряда городских экстерьеров, что, как известно, связано с подготовкой к чемпионату Европы по футболу.
Думаю, фестиваль обязательно повлияет на трансформацию мнений о стрит-арте, и мурализме и граффити в частности, сделает их восприятие более объективным.
Владимир Воротнев (Lodek) об украинской столице и "негативном зрителе"
Стрит-арт мурализм и суперграфика, то есть розпись больших фасадов - вполне легитимная практика. Это санкционированные настенные розписи и своего рода публичный аттракцион. Это очень старая форма outdoor art'а. Речь не идет о стихийном формате стрит-арта, то есть граффити. В случае киевского фестиваля "Muralissimo" - это разрешено городской властью и инициированно муниципальной галереей.
Зритель любых публичных проектов - это не арифметическая сумма горожан. Есть люди, которым может что-то не нравится. Лично меня это мало волнует. Всем угодить нельзя. Негативный зритель есть и был всегда. Публичная инициатива - это вопрос скорее труда и целеустремленности группы людей, которые делают шаги в сторону экспликации своих ценностей. Это всегда волюнтаризм, не нужно плавать в иллюзии всеобщего ублажения. Киев сегодня эстетически поляризован и ничего хорошего не происходит между этими полюсами.
У Киева, как у города, в целом небогатый выбор. Либо он всерьез стремится вестернизироваться, и начинает понимать/учится, что это есть на самом деле. Либо он остается тем, чем он есть сейчас - постсовковым трешем, оазизом бесвкусицы, царством вагонки, металлочерепицы и застекленных балконов, дешевого китча и так называемого "гламура", с искаженным пониманием цивилизационных стандартов в виде "евроремонта".
Говоря о "недовольном зрителе" публичных проектов, следует бы сказать, что протест в виде, скажем, "тихого вяканья" некоторых прохожих - это не протест вовсе. Есть определенная иерархия тех, кто "компетентен" протестовать в подобном вопросе. Но поскольку профессиональный круг "хранителей" вкуса и эстетических ценностей в Киеве находится в состоянии комы, то вопрос снимается, как риторический. А очнись вдруг эстетическое самосознание города - то есть на повестке дня вопросы куда более важные, чем легальные и нелегальные рисунки на стенах. Например, полностью легальный ультра-вандализм и геростратство государства и крупных компаний, которые мы стабильно наблюдаем в публичном пространстве последнее десятилетие.
Сайты с работами Оливье 2Shy: