Фотоистория без лжи: Odessa-Batumi Photo Days

С энергичной одесситкой Екатериной Радченко мы знакомы давно – когда-то, году в 2011-м, планировали даже сделать серию совместных материалов по фотографии для нашего журнала. С тех пор наши пути разошлись, и о Катиных достижениях я, в основном, узнавала из новостной ленты. Она была участницей кураторской платформы PinchukArtCenre, читала лекции в Культурном Проекте и параллельно всячески продвигала современное фотоискусство в родной Одессе. Тем более приятно было услышать свежие новости о большом и невероятно своевременном событии в области фотографии, которым в данный момент занимается Катя.

 

Екатерина Радченко

 

С 3 по 10 апреля в Одессе состоится Odessa//Batumi Photo Days – международный фестиваль, ставящий перед собой дерзкую цель трансформировать представление одесситов и иногородних гостей события о роли и месте фотографии в их жизни. В программе проекта – выставки, лекции и мастер-классы от ведущих международных специалистов по столь актуальной в сегодняшней Украине документальной фотографии.

 

Более подробно о формате мероприятия и идеях, которые его вдохновили, мы решили поговорить с автором Odessa//Batumi Photo Days – фотографом и культуртреггером, теперь уже с международным опытом – Екатериной Радченко. Наша встреча состоялась в скайпе, в самый разгар финальной стадии подготовки к проекту. Уставшая от предфестивальной суеты Катя поразила бешенным оптимизмом и энергетикой. Заряд, который несет девушка можно, наверное, окрестить “полевым патриотизмом”. В отличие от многих, она не бросается дерзкими лозунгами  и не занимается пафосным резонерством в духе Капитана Очевидность, а на конкретной, тяжелой ежедневной работе по трансформации культурной среды такого важного и сложного региона как Одесса показывает возможность другого будущего нашей страны. Будущего, которое уже сегодня прорастает в таких небюджетных, но культурообразующих мероприятиях как Odessa//Batumi Photo Days.

 

Рафал Милаш. Из серии "Very Beautiful Project"

 

Для начала поздравляю вас с очень важным и интересным проектом. Как пришла эта идея, каким образом вcе cрослось?


Основная проблема, которая меня сегодня волнует — это отсутствие в нашей стране качественного фотовизуального образования. Если хочешь быть фотографом, максимум, что ты можешь найти, — это курсы. У нас абсолютно нет понимания современной фотографии, современной документалистики. В результате идет информационная война, которую мы проигрываем. Также мы ее проигрываем по визуальным образам. 90 % людей не могут понять, где манипуляции, где монтаж, а где реальные фотографии. Ежедневно происходит неимоверное количество информационных атак, порождающих неадекватное считывание образов. Этот момент было толчком, который привел меня к мысли, что именно сейчас необходимо попытаться сделать какие-то новые образовательные программы и инициативы в области современной документальной фотографии.

 

В последние годы у меня была возможность поучиться в Польше на программе "Gaude Polonia", а также в Соединенных Штатах и понять, как развивается современная документалистика, которая уже отказалась от приоритета факта и больше склоняется к субъективному анализу. В Украине этого направления в фотографии до сих пор не существует. Еще меня очень задел один момент. Пока я училась за рубежом, я встречала множество иностранных фотографов, которые делают материалы об Украине, едут в Европу, продают эти материалы в ведущие агентства и пр. Возникает логический вопрос: почему наши так не делают? Почему наши фотографы, живя в Украине, не могут делать международно резонансные материалы, о том, что здесь происходит? Не репортаж, а именно субъективное видение, какие-то фотоистории. Почему они не могут эти истории продавать или распространять в мире? Опять же, все упирается в то, что нет знаний.

 

Рафал Милаш. Из серии "7 Rooms"

 

Я немного не поняла, наши фотографы не делают подобные сюжеты или просто не умеют себя продать на Западе?


И то, и другое. Потому что они не знают, как это делать. У нас считанные люди отправляют материалы на международные фотоконкурсы. Человек двадцать на всю Украину. Это неимоверно низкий показатель. Это была основная проблема, которую мы обсуждали с грузинами перед тем, как начать сотрудничество. В принципе, в Грузии та же ситуация. Единственное отличие в том, что там фотография развивается по другому сценарию, и мне было интересно сопоставить одинаковую ситуацию, но разные сценарии и посмотреть, что из этого выйдет. Центр современного искусства в Батуми сразу же заинтересовался подобным проектом. Мы всё обсудили еще в августе и решили, что сделаем совместное мероприятие, которое в Украине будет фокусироваться на образовательных программах, а в Грузии — на визуальных проектах. В Батуми будет больше выставок, чем мастер-классов и лекций.

 

Основная тема этого года — история манипуляции. Все наши выставки основаны на работе с архивами, их переосмыслении, изучении истории того, как читались образы, как в советскую эпоху формировалась пропаганда. Все наши мастер-классы и лекции построены вокруг темы манипуляции — это создание фото-историй, работа с архивами, работа со своим субъективным взглядом.

 

Рафал Милаш. Из серии "7 Rooms"

 

Так вы хотите научить ваших студентов и посетителей лекций противодействовать манипуляции или эффективно манипулировать?


Не противодействовать, а во-первых, понимать ее и видеть. Во-вторых, считывать. Но если говорить о манипуляции, любая фотография в той или иной мере является манипуляцией. Поэтому противодействовать ей как таковой невозможно. Если мы говорим не о прямом репортаже, а субъективной истории, — это по определению манипуляция, индивидуальный угол зрения фотографа, который рассказывает эту историю.

 

Рафал Милаш. Из серии "7 Rooms"

 

Каким будет формат вашей образовательной программы?


Приглашенные иностранные лекторы будут проводить мастер-классы для отечественных фотографов, которые были отобраны на конкурсной основе (увы, желающих принять участие в нашей программе оказалось было гораздо больше, чем мы могли взять). Лекционная же программа будет открыта для всех, каждый сможет попасть на эти мероприятия. Выставки — это для наиболее широкой аудитории. Основная наша идея — попытаться сделать все максимально бесплатно, но максимально эффективно.

 

В Одессе, конечно, делать фестиваль гораздо тяжелее, чем в Киеве. Мы решили проводить его именно здесь по двум причинам. В Одессе вообще плохо с образовательными программами и со всем, что связано с современным контекстом. Рано или поздно надо начинать учить людей. У нас есть Музей современного искусства, но полноценные инновационные образовательные программы  отсутствуют — для города-миллионника это ужас. В том же Киеве очень много программ, и он уже немного не ценит этого. Там есть Школа Марущенко и постоянно что-то происходит. Народ, который хочет расширять свой горизонт, обязательно найдет себе что-то в Киеве, а вот Херсон, Николаев, Одесса, Кривой Рог, Запорожье — там все плохо. А вторая причина, почему фестиваль проходит именно в Одессе очень проста –это мой родной город.

 

Рафал Милаш. Из серии "7 Rooms"

 

То есть, вашей целевой аудиторией является целый регион?


Наша аудитория – это вся Украина. Уже сейчас заявкам на мастер-классы у нас представлено около 12-ти городов.

 

Сколько человек будет принимать участие в ваших мастер-классах? Кто будет их вести? Кто ваши самые главные «звезды»?


Мастер-классы у нас разделены по группам из 10-15 человек. Всего будет 4 группы. Рафал Милаш (Польша) будет рассказывать о создании фотоисторий. Адам Мазур (Варшава) – о работах с куратором и пространством, создании выставок. Петтер Ингман — фотограф-исследователь из Швеции, который работает в Музее документальной фотографии, будет работать с документальной фотографией и архивом. Петер Банков, чех, и его тема – портрет в публичном пространстве. Сложно выделить из них кого-то наиболее известного. Могу только сказать про Рафала Милаша. Он не впервые в Украине и, более или менее, на слуху. Во-вторых, он сделал мини-революцию в документальной фотографии в Польше и в Восточной Европе в целом. Он одним из первых начал пропагандировать в нашем регионе фотографию непрямого репортажа, то есть, создание историй через субъективное восприятие.

 

Лекторы Odessa//Batumi Photo Days

 

Вы могли бы, пожалуйста, кратко рассказать, что такое субъективная история? Чем она история отличается от репортажа?


Репортаж строится на подходе «что вижу, то и фотографирую». То есть, это прямой кадр. История очень часто может создаваться не с помощью прямого изображения, а с помощью каких-то намеков. Например, есть история одного украинского фотографа, который показывает свою эпоху, свое детство. И он фотографирует только какие-то элементы своего детства. Бирочка из роддома, значок пионера, пионерский галстук — это и есть такая история. Это абсолютно субъективная документальная фотография, потому что она пропущена через его личное восприятие, его память, его детство. Но каждый из нас посмотрит на такую фотографию и проведет параллель со своей жизнью, мы же ведь это  все тоже помним.

 

Создание фотоистории — это не обязательно прямой кадр, это построение на ассоциациях. Мы привыкли к тому, что наша фотография, выращенная на советских традициях, - прямая. Если мы говорим об архитектуре, то фотографируем дома. Но можно же сфотографировать и какой-то окружающий хлам — и это тоже  будет история об архитектуре. Можно фотографировать архитектурные элементы или человека, который живет в этом доме. ий через субъективное восприятие.

 

Одесса в ХІХ столетии. Из выставки "Одесса. Фото Дни"

 

Как долго продлится ваш проект в Одессе и в чем будет состоять взаимодействие с Батуми?


Одесская часть проекта продлится неделю. Мы стартуем 3-го апреля, а заканчиваем 10-го. У нас с Батуми единый концепт. Грузины привозят к нам выставку «Единая паспортная фотография» и лекцию о развитии фотографии в Грузии. Батумская часть пройдет в первых числах сентября. Пока под вопросом, что мы туда повезем. Либо возьмем результаты апрельских мастер-классов и сделаем из этого проект, либо же подготовим отдельно выставку, которая будет связана с темой истории манипуляций, но на основе более общего контекста украинской фотографии.

 

Это будет ежегодный фестиваль?


Ежегодный, однозначно. Просто он может трансформироваться в зависимости от политической ситуации, географии, от денег. На самом деле я ждала с декабря решения на счет Одессы. Мы не можем быть уверены, как долго тут все будет тихо.

 

Рафал Милаш. Из серии "7 Rooms"

 

Какая сейчас обстановка в Одессе?


Раз в неделю у нас что-то взрывают.

 

Как чувствуют себя люди? Какие настроения и ожидания у культурного сообщества?


Я недавно вернулась из Львова и почувствовала, что по сравнению с ним, у нас, в Одессе, все отлично. Как не парадоксально, но во Львове царит настроение переезда, безысходности. А у нас приподнятое состояние— все что-то делают и вообще не обращают внимания на то, что происходит. У нас сумасшедший бум волонтерства, что меня безумно радует, поскольку нам не удалось найти финансовой поддержки на фестиваль. Люди пишут нам, сами соглашаются помогать. Это для Одессы новый феномен.

 

А у вас не возникает чувства потерянности и желания уехать?


Да нет, я сейчас на таком адреналине, что это очень сильно держит. 

 

Рафал Милаш. Из серии "7 Rooms"

 

А какие истории в рамках проекта рассказываете вы сама?


Я делаю главную экспозицию. Это моя основная история, исследование о развитии фотографии в Одессе с ХІХ века по сегодняшний день. Это рискованный проект, потому что это, опять же, мое субъективное мнение. Я работала с архивами фотографий ХІХ-ХХ века и пыталась найти основные поворотные моменты в развитии одесской фотографии. Очень долго я пыталась понять для себя, почему у нас бурно развивается живопись и довольно таки неплохо развивался видео-арт, а также были все эти знаменитые квартирники, но нет фотографии. Во время этого исследования я поняла, что, в принципе, если говорить о всей истории развития фотографии в Одессе, то она всегда была здесь коммерческой. Если, например кто-то делал даже минимальный монтаж, его выгоняли из фото-общества, делали персоной нон-грата. В какой-то мере эта коммерциализация фотографии у нас осталась по сей день.

 

Из фотопроекта Екатерины Радченко

 

Почему это происходило?


В Одессе главными критериями были качество фотоснимка и продажи. Фотография должна была соответствовать этим нормам.

 

Я не очень хорошо знакома с историей одесской фотографии, но знаю, что в 90-х здесь очень активным был совершенно некоммерческий фотохудожник Александр Шевчук. Он включен в вашу экспозицию?


Я сознательно не включала очень многих людей из 80-х и 90-х, потому что это незаконченный проект и я буду продолжать данную тему. Апрельская выставка – это только первая часть моего исследования. Я разбила одесскую фотографию на несколько наиболее характерных феноменов. Грубо говоря, это человек (портрет), город (пейзаж), манипуляция и пропаганда, контрапункт (пересечение всех фотографий в цвете). На этом этапе я показываю 90-е только через цвет, момент возникновения цвета, момент плохой печати. Если все пойдет по плану, то я намерена продолжать этот проект и, собственно, раскрыть, в том числе, и тему 80-х и 90-х. Например, было бы интересно посвятить что-то эстетике клубного движения, которая  до сих пор никак у нас не осмыслена.

 

Из фотопроекта Екатерины Радченко

 

Какие для вас основные открытия этой выставки? Что лично вам было очень интересно как исследователю?


Я могу отметить 2 вещи. От одной из них я была в легком шоке. Мы запланировали открыть выставку 3 апреля. Позже, когда я рылась в архивах, то узнала, что именно 3-го апреля 1890-го года открылась первая в истории одесская фотовыставка. Я прочитала в архивах, что первая выставка тоже не имела финансирования. Меня это очень обрадовало. Мы стабильны.

 

Второй момент – это фотография советской эпохи. Я увидела в оригиналах первые монтажи и первые коллажи, которые были построены на идее тотальной пропаганды и неимоверно правильной композиции. Это то, что меня очень сильно удивило. Все эти подрисовки, все зарисовки неугодных элементов в кадре, которые тогда делались в газетах.

 

А где будет проходить выставка?


В Музее современного искусства.

 

Петер Ингман. Из проекта "Genius Loki"

 

То есть, вы планируете, что это будет целый цикл выставок об одесской фотографии?

 

Я планирую стартовать, а если по каким-то причинам следующая выставка не сможет состояться, то мои идеи будут однозначно оформлены как исследование в письменном виде.

 

Вы сами работаете как фотограф. Какими проектами сейчас занимаетесь?

 

Из последних моих работ могу назвать коллаж, посвященный войне. То есть, это моя рефлексия на войну.  Другая важная тема, над которой я сейчас работаю — это эмиграция наших девушек за границу через замужество. В основном, у меня в приоритете остросоциальная проблематика.

 

Рафал Милаш. Из серии "7 Rooms"