From Zenko With Love
Писать о недавнем открытии пространства Zenko Foundation можно, скорее, в форме раблезианского травелолога, нежели традиционной арт-рецензии. Дело в том, что на несколько дней все гости коллекционера и мецената Зенко Афтаназива попали в атмосферу такого удивительного радушия, что путешествие в «Коруну» само по себе можно назвать художественной акцией.
Пейзаж «Коруны». Все фото предоставлены порталом http://be-inart.com/
И все же, обо всем по порядку. О том, что в Украине появилась новая организация, специализирующаяся на поддержке отечественного современного искусства, я узнала всего несколько недель назад, получив от директора новорожденной фундации Элины Дороховой приглашение на презентацию первого проекта Zenko Foundation. Выставка открывалась не где-нибудь, а в самом сердце Карпат – небольшой деревне Татаров. Здесь находится горный курорт «Коруна», принадлежащий семье коллекционера и мецената, основателя одноименной фундации – Зенко Афтаназива. Вдохновившись актуальным трендом децентрализации, владелец фундации принял решение открыть в «Коруне» галерейное пространство и презентовать гостям комплекса современное украинское искусство. Помимо выставочной деятельности в «Коруне» планируют проводить арт-резиденции, пленеры и прочие слеты арт-общественности.
Зенко Афтаназив с супругой Яной на фоне работы Арсена Савадова
Кураторами первой выставки в галерее «Коруны» выступили Александр Соловьев и Игорь Абрамович. Совсем недавно они открыли большой проект, посвященный искусству из частных коллекций в рамках Х ART KYIV Contemporary в Мыстецьком Арсенале, а теперь презентовали аналогичную камерную выставку в Карпатах. Таким образом, проект в «Коруне» приобрел дополнительный акцент на интеграции отечественных собирателей современного искусства в своеобразный «клуб по интересам» – идея однозначно благотворная для украинского арт-рынка, а, значит, и для арт-процесса в целом.
Здесь и далее – галерейное пространство «Коруны» и фрагменты экспозиции
Вечером 29 октября большая группа художников, кураторов и журналистов встретилась в Борисполе, чтобы уже через несколько часов напрочь забыть обо всех киевских тяготах и заботах. Единственным источником неприятных эмоций в ходе последующих дней стала авиакомпания МАУ, безбожно переносившая и отменявшая свои ивано-франковские рейсы. В результате, например, целой группе коллекционеров во главе с метром украинского искусства Арсеном Савадовым пришлось добираться в «Коруну» едва ли не на оленях. Но Париж, в данном случае, действительно, стоил мессы.
Я всегда опасаюсь разношерстных компаний, а о туристической привлекательности Карпат после незадавшейся пару лет назад поездки была не самого лучшего мнения. Тем более (о боже!), мы должны были ехать туда поздней осенью. В общем, я заранее скачала три гигабайта аудиолекций, запаслась терпением, человеколюбием, зонтом и подготовилась коротать долгие дождливые дни за написанием каких-нибудь душеспасительных текстов. Как вы уже, наверное, догадываетесь, ни лекции, ни компьютер, ни зонт в этой поездке мне совершенно не пригодились.
О красоте осенних карпатских пейзажей мы теоретически знаем по работам представителей знаменитой закарпатской школы, в живописи которых часто встречаются эти пылающие желто-красным пожаром горы, глубочайшие тени и прозрачный воздух, от которого так хочется жить. Реальность даже превзошла произведения Эрдели, Бокшая и Коцки, и за встречу с этой ослепительной красотой хочется сказать организаторам выставки в «Коруне» отдельное спасибо.
Вторым приятным сюрпризом стало само пространство галереи – неожиданно современные залы, контрастирующие своим холодным минималистским дизайном с общей эстетикой гостиничного комплекса и мгновенно переносящие зрителя из душевных традиционалистских Карпат в стильное европейское арт-пространство. Могли ли бы вы еще несколько лет назад представить себе, что в деревянном срубе на краю карпатской географии встретите работы Олега Тистола, Арсена Савадова, Александра Ройтбурда, Виктора Сидоренко, Назара Билыка, Романа Минина и др.? А ведь это расширение ареала обитания современного искусства свидетельствует о культурной модернизации нашей страны и дает надежду на победу европейских ценностей и прогрессивного мышления над заскорузлым постсоветским архаизмом.
И все же, самое уникальное в «Коруне» – это атмосфера. Гостеприимство и позитив, с которым семейство Зенко Афтаназива встречало киевскую художественную делегацию, задали общее настроение нашей поездки. В результате было невероятно много разговоров об искусстве, обсуждений планов и проектов, тостов, веселья, путешествий и просто радостных минут. А такие вещи – поистине неоценимы.
Чем мне запомнится «Коруна»? Здесь Олег Тистол курил сигарету за сигаретой и рассказывал о художественной жизни конца 80-х–начала 90-х, а также о своей новой концепции противостояния каргокульту. Арсен Савадов шутил, балагурил и цитировал за тостом французских постструктуралистов. Роман Минин пел под гитару песни собственного сочинения. Юлия и Максим Волошины делились идеями развития галереи «Мистецька Збірка». А Катя Рай и Алексей Золотарев возили нас с Константином Кожемякой и Назаром Билыком на живописный водопад Гук и в Ворохту к метафизическим пейзажам в духе де Кирико. Мы много смеялись, болтали, танцевали и, кажется, за эти дни стали немного добрее и лучше. У одесской группы «Цирк» есть песня «Мы с классом едем в Карпаты» и именно ее я теперь постоянно вспоминаю, думая о наших приключениях в Татарове. Ведь иногда так здорово вспомнить, что в словосочетании «художественная жизнь» есть та самая жизнь, бесценный мастер-класс по любви к которой нам преподнес коллекционер Зенко Афтаназив. С днем рождения, Zenko Foundation, и многая лета!
Здесь и далее – пейзажи «Коруны»
Куратор Александр Соловьев, директор Zenko Foundation Элина Дорохова, арт-дилер и куратор Игорь Абрамович
Роман Минин, Назар Билык, Виктор Сидоренко
Анатолий Криволап и Олег Тистол
Анатолий Криволап, Арсен Савадов, Виктор Сидоренко
***
Об авторе
Алиса Ложкина – главный редактор ART UKRAINE. Заместитель директора «Мыстецкого Арсенала».