ФУТУРИЗМ: плюс-минус 100 лет

26 февраля в Малой Галерее Мыстецького Арсенала открылась выставка художников центра «Тотем» (г. Херсон) под названием «Футуризм: плюс-минус 100 лет». Участники проекта: Макс Афанасьев, Александр Юдин, Семен Храмцов, Стас Волязловский, Устин Данчук, Владимир Рейнхарт, Ольга Новикова.

 

 

На выставке представлен видео-арт, в котором авторы демонстрируют свое видение влияния современного телевидения на сознание человека, а также фантазию на тему медиа-сообщений, которые могли бы быть созданы 100 лет назад. «Жидкое современное телевидение» – сборник медиа-абстракций, сон о реальности, сотканной из несовпадающих смыслов, вырванных из эфира сообщений, язык дешифрованного бреда. Это калька мира, придуманного не нами. Это фрагменты жизни, которые мы никогда не проживем, но которые проживут нас.

 

Скорость, движение, безумная энергия, разрушение прошлого и настоящего ради будущего - идеология футуристов стала сегодня реальностью. В современном мире практически невозможно все успеть, человеческий мозг плавится от информационного прессинга.

 

Авторы проекта представили свою игру в искусство, где форма преобладает над смыслом. В первом выставочном зале, представлены три «тома» так называемого жидкого телевидения, три программы по 45 минут, в которых художники пытаются отрефлексировать удивительное явление современного телевидения.

 

По словам Макса Афанасьева, идейного вдохновителя арт-проектов «Тотема», многие раньше воспринимали телевидение всего лишь как внешний фактор. Но сейчас, когда мы видим, насколько мощны телевизионные войны, очевидно, что телевидение усиливает свое воздействие многократно. И становится, увы, не столько добром, сколько откровенным стопроцентным злом.

 

Авторы набрали множество сюжетов, создали своего рода арт-винегрет, который имитирует параллельное телевидение. Здесь нет ссылок и пародий на какие-то конкретные передачи, это просто ощущение современного огромного нескончаемого потока многоканального телевидения.

 

 

Авторы сделали три «тома» и решили остановиться. «Сейчас в стране происходят особые события. Но мы не стали делать еще один «том» жидкого телевидения, который был бы посвящен всей этой катастрофе, не захотели быть слишком конъюнктурными. Наоборот, мы решили уйти к истокам, к тому, как все это начиналось. Мы решили попробовать отрефлексировать эпоху зарождения футуризма. И не смотря на то, что тогда не было телевидения, в той эпохе вообще еще не было сформировано медиа сообщения, мы попробовали поиграть и воссоздать то, каким бы оно могло быть, это медиа сообщение 100 лет назад, сообщение проникнутое «измами» новых искусств, авангардом»? –говорит Афанасьев.

 

В нынешнем году мир отмечает столетие со дня презентации Малевичем его эпохального «Черного квадрата». Всюду идет разговор об авангардных течениях начала века, в том числе и о футуризме.

 

Начало двадцатого века ознаменовалось появлением в искусстве огромного количества различных течений. Молодые художники, литераторы и музыканты пытались найти новый художественный язык, выйти за рамки старых форм, не отвечающих, по их мнению, требованиям современности, и создать кардинально новое передовое искусство. Не случайно с их легкой руки множество направлений в изобразительном искусстве, литературе и музыке того времени объединяются общим названием «авангард». Как известно, это слово взято из военного лексикона. Так называют отряд, который идет впереди  войска. Особое место среди всех авангардных течений занимает футуризм.

 

Футуризм - направление, появившееся в начале ХХ века в Италии. Футуристы, и прежде всего идеолог движения, вызывающе экстравагантный поэт Филиппо Томмазо Маринетти, в противовес традиционной культуре, провозгласили необходимость формирования нового мировоззрения и, соответственно, нового искусства, которое бы соответствовало принципам «цивилизации машин».

 

 

Свои произведения футуристы посвящали автомобилям, поездам, электричеству. «Жар, исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью», – заявлял Маринетти. Все подлинно человеческие чувства: уважение к человеческой личности, любовь и т. п. – были объявлены устаревшими. Человек будущего, в представлении футуристов, – это «механический человек с заменяемыми частями». Он всемогущий, но бездушный, циничный и жестокий. Единственным способом очистить мир от старья они считали войну.

 

Главные художественные принципы — скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение — так называемый принцип симультанности.

 

В представленном «Тотемом» проекте авторы используют этот принцип. Художники объединяют в один видеоряд вырванные из контекста эпизоды, замешивая «винегрет» из массы медиа-компонентов, которые иногда абсолютно не подходят друг другу по смыслу или стилю, но которые зритель все равно «съедает».

 

Немаловажным вдохновляющим фактором для художников центра «Тотем» является и то, что совсем недалеко от Херсона находится удивительная деревня, ставшая колыбелью русского футуризма, дача Бурлюка. Именно братья Бурлюки (украинского происхождения) стали первыми футуристами в России. Давид Бурлюк — основатель общества футуристов «Гилея». Ему удалось сплотить вокруг себя самых разных, ярких, ни на кого не похожих индивидуальностей. Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро...

 

 

Футуристы изо всех сил старались эпатировать публику своими нетрадиционными публикациями, выступлениями и даже внешним видом (рисовали у себя на лице возмутительные для общества, в котором жили, картинки: например, у Бурлюка на щеке красовалось изображение писающей собачки). К ним относились как к сумасшедшим или хулиганам. Собственно, этого они и добивались. Даже манифест русских футуристов, написанный в декабре 1912 года, носил название «Пощечина общественному вкусу».

 

Так и авторы проекта пытаются эпатировать зрителя: бессмысленные, порой насмешливые и саркастичные месседжи, представленные в видеоряде, заставляют задуматься о качестве нашей жизни.

 

Какое оно – наше будущее, увиденное глазами современных украинских футуристов? Один из авторов проекта, художник Владимир Рейнхарт, видит его так: «В наше время есть такие люди, которые видят будущее, но в отличие от тех футуристов, которые жили в начале ХХ века, зрят они в будущем не прогресс, а полнейший регресс, к которому этот прогресс рано или поздно приведёт. Давайте вспомним, что, так или иначе, наш мир катится во вселенскую клоаку, всё движется к концу, и мы об этом знаем, но не всегда помним, а могли бы!

 

Вот и грянул апокалипсис, но мы выживем! Мы спрячемся в бункерах, а после выйдем, но что дальше? Сможем ли мы жить в «мире После»? Сможем ли мы жить в нём так же, как и в «мире До»? Откуда нам, детям каменных джунглей, знать,  каков он, этот Пост Мир? Ведь мы привыкли жить в комфорте, мы требуем заботы, мы требуем инструкции, нам нужны цели, нам нужны задачи. Но  кто же даст их нам, кто будет нас опекать в этой ситуации? Ответ прост: те же, кто опекал нас в «мире До»! Те кто создавал и формировал наше информационное пространство, плодами которого мы долгие годы питались…

 

1,2,3… весна, осень, зима, лето, всё это имеет смысл, пока есть ради чего искать этот смысл. А что если однажды не станет смысла в том, какой сегодня день недели, число или даже время года?

 

Некоторые утверждают, что такое возможно после ядерного апокалипсиса, когда выжившим будет уже не до летоисчисления, а  один день от другого будет отличаться лишь процентом тягот и испытаний, пришедшимся на него, но никак не тем, что вчера была пятница, а сегодня суббота. И самое интересное это то, что для некоторых представителей рода человеческого этот самый Ядерный уже наступил. Такие люди не ведут счёт дням, и месяцам, они просто живут и календарь им не особо нужен.

 

А нужен ли будет нам календарь, если Ядерный в один прекрасный день наступит и для нас всех? И что тогда будет в календаре? Пасторальные пейзажи ядерных пустошей, реклама новых средств радиационной защиты, или это будут образы-воспоминания из «мира До», переложенные на реалии «мира После», а может всё сразу?»…

 

 

Выставка «Футуризм: плюс-минус 100 лет» продлится в Малой галерее Мыстецкого Арсенала до 22 марта.

 

Фото – Юлии Бебы

 

Репортаж с открытия выставки «Футуризм: плюс-минус 100 лет»