Геннадий Козуб: «Цель Бирючего остается неизменной: обмен творческой энергией, знаниями, опытом»
В контексте современного отечественного арта стоит выделить фигуру Геннадия Козуба, организатора и комиссара ежегодного Международного Симпозиума современного искусства «Бирючий». На сегодняшний день «Бирючий» продолжает быть одной из первых масштабных арт-резиденций, в которой принимают участие как отечественные мастера, так и авторы из Италии, Нидерландов, Австрии, Великобритании, Чехии, Германии и США. Роксана Рублевская встретилась с Геннадием Козубом по окончанию нового украино-польского проекта «От общего корня» – двухнедельной резиденции, во время которой 14 украинских художников жили и работали в городке Клементовице близ Люблина. ART UKRAINE расспросил у Козуба о трансформациях, дальнейших путях развития симпозиума и экспериментальной резиденции в Польше.
Со времен создания Международного Симпозиума современного искусства «Бирючий» прошло больше 10 лет, и все это время вы являетесь его комиссаром. Какие метаморфозы произошли с проектом за последние несколько лет?
В первую очередь, симпозиум – это новые знакомства между художниками, кураторами, коллекционерами и всеми, кому не безразлично современное искусство. За 10 лет произошли изменения в количестве участников: в 2006 году мы начинали с 10 художников, а сейчас участие принимают около 100 артистов. В рамках симпозиума художники делают не только живописные, но и мультимедийные проекты. «Бирючий» – это свободная территория для искусства. Мы не занимаемся утверждением работ, но имеем возможность отобрать интересные кураторские проекты.
Фото Геннадия Козуба со страницы в Facebook
На симпозиумах 2014-го и 2015-го года художники затрагивали темы вторжения, войны, аннексии и т. д. Сейчас ситуация изменилась? Мне представляется, что патриотическая эйфория уступает дорогу осознанию и темам, отвлеченным от войны?
Послемайдановский энтузиазм у людей пропал, но коллеги, которые связаны с искусством, понимают свои задачи: рассказать зрителю о реалиях, пусть и в художественной форме. В Украине очень мало людей, которые вовлечены в сферу культуры и живо ею интересуются. Это постсоветский синдром. В Европе у граждан есть определенная сформировавшаяся традиция – наслаждаться произведениями искусства. У нас после Октябрьской революции 1917 всю интеллигенцию целенаправленно ссылали и уничтожали. Что можно было сохранить в лагерях? 70 лет навязывался стандарт социалистического реализма, потребуется время, чтобы от него избавиться. Украина только в начале своего пути, поэтому не стоит ожидать очередей на выставки современного искусства, особенно в небольших городах.
Что входит в зону вашей ответственности? Каков круг задач комиссара симпозиума?
У меня нет должностных обязанностей, но мои задачи – административно-организаторская работа. Вопросами искусства должны заниматься художники, кураторы и искусствоведы, а организаторы создают комфортные условия для их работы и творчества.
Открытие выставки «От общего корня». Збигнев Турковский, Геннадий Козуб, Наталья Маценко, Владислав Зварич
Эта инициатива поддерживается Министерством культуры Украины?
Это полностью частная инициатива. Когда мы только начинали делать этот проект, он был небольшой. Оставалось только предполагать, во что он вырастит через несколько лет. Но я вижу неподдельный интерес художников и зрителей, поэтому мы продолжаем его развивать.
Предполагается ли смена локации для проведения симпозиума?
Да, мы делаем выездные симпозиумы. В прошлом году провели мероприятие в Иршанске с резидентами «Бирючего», 11 июля вернулись из Польши.
По какому принципу отбираются участники для симпозиума: на конкурсной основе, или у вас работает экспертная комиссия?
Сейчас мы остановились на варианте, когда на симпозиум художники попадают через куратора. У нас нет времени и человеческих ресурсов пересматривать заявки и работы абсолютно всех желающих. Симпозиум – это мероприятие, где художники свободно работают и общаются. Мы не вручаем награды, премии, не определяем лучших участников, это же не футбол (смеется).
Есть ли у вас четкое понимание, в каком ключе будет развиваться симпозиум в ближайшие несколько лет?
Проект развивается по принципу горизонтальных связей. Совершенно очевидно, что вертикаль, вроде Министерства культуры Украины, уже не работает, поэтому мы заинтересованы в подключении инициативных интересных людей. В последнее время более активно работаем с зарубежными институциями и партнерами. В этом году British Council объявил конкурс среди молодых художников Великобритании на посещение украинских резиденций, и «Бирючий» входит в их список.
Мы сотрудничаем с посольством Италии, их художники участвуют в симпозиуме. Контакт с Польшей, где прошел арт-проект «От общего корня», также даст свои результаты. Сейчас мы рассматриваем формат резиденций, которые находятся не возле моря, а в городах. Не секрет, что в послевоенной Европе 50-60-х годов были районы, в которых разрешалось жить художникам, создавать свои мастерские, проводить выставки. Со временем эти места превращались в целые арт-кварталы, недвижимость в которых начинала пользоваться спросом. Такие схемы работают по всему миру, и это один из тех случаев, когда за счет искусства выигрывает бизнес. Наши предприниматели, собственники недвижимости, не решаются таким образом поддерживать культуру. Наверное, из-за незнания плюсов или нежелания работать на перспективу.
Какие темы и тенденции будут прослеживаться в симпозиуме 2016 года?
Мы все привыкли к войне, но эта тема постепенно себя изживает. Я думаю, что проекты 2016-го, которые коснутся политической ситуации, станут переосмыслением, а не простой фиксацией действительности. На «Бирючем» у каждой кураторской группы есть своя концепция и тема. Как всегда, одной из актуальных останется тема экологии.
Фрагмент экспозиции «От общего корня»
Проявляют ли интерес к симпозиуму западные коллеги?
Понимаете, у них есть свои художники, свои цели, задачи. Благодаря тому, что они все же приезжают и взаимодействуют с украинскими художниками, их базу удается перенять. Цель симпозиума остается неизменной – обмен творческой энергией, знаниями, опытом.
Какие привилегии дает участие в симпозиуме? Художников после него охотнее выставляют галереи?
Не могу сказать, дает ли это бонусы, – нужно спрашивать у каждого художника персонально, – но однозначно могу ответить, что возможность неформального общения и полезные знакомства способствуют возникновению новых проектов. Мы позиционируем себя как лаборатория, потому часто участники симпозиума делают то, чего не могут сделать у себя в мастерской. Пространство, условия и люди вокруг позволяют экспериментировать.
Как вы оцениваете состояние украинского арт-рынка на данный момент?
Если толкнуть машину с горки, она тихонечко будет катиться. Вопрос другой: едет или катится? Рынка, который есть в Европе, у нас еще долго не будет. Нужны хотя бы 3% людей, которые будут регулярно участвовать в культурной жизни страны, только тогда возникнет движение. Экономическая и политическая ситуация не способствуют увеличению продаж современного украинского искусства. У нас другие цели. Нам важно, чтобы художники, которые приезжают на «Бирючий», имели все необходимое для работы. После симпозиума мы создаем каталог, который на сегодняшний день является наиболее полным документом, показывающим актуальный срез молодого украинского искусства. Этим, вероятно, мы тоже помогаем арт-рынку.
Финал польской резиденции. Организаторы и участники проекта на фоне работы Закентия Горобьева
Расскажите о резиденции украинских художников в Польше. Какова основная концепция проекта?
Концепция была основана на метафоре корня как первоосновы, базовой составляющей любого понятия. Она касается проблем образования, исторического прошлого и лингвистического родства Украины и Польши, сложной социальной и экономической реструктуризации. Куратором проекта выступила Наталия Маценко. В резиденции приняли участие такие художники: Apl315, Анна Бекерская, Назар Билык, Мирослав Вайда, Стас Волязловский, Ксения Гнилицкая, Закентий Горобьёв, Юрий Ефанов, Никита Кравцов, Камиль Кравцова, Антон Лапов, Светлана Ратошнюк, Алексей Сай, Алина Якубенко. Во время пребывания в Польше авторы создавали живопись, графику, фото-видео работы, монументальные росписи, инсталляции, междисциплинарные проекты. Все художники работали с максимальной отдачей.
Читайте также на ART UKRAINE: У пошуках «Спільного кореня». Українські художники в Польщі