Граффити в Одесском художественном музее

C 1 по 25 июня Одесский художественный музей представляет работы граффитчиков, созданные непосредственно на стенах выставочного зала. 


Об участниках проекта и альтернативном взгляде на граффити пишет автор ART UKRAINE Маша Целоева.

 

Проект Terrible Kissers носит экспериментальный характер. Его участниками стали: APL315 (Одесса), Eugor (Одесса), Storaz (Киев), Dima Mykytenko (Луцк), Void (Львов), Stachu Szumski (Варшава). По словам куратора APL315, это способ репрезентировать альтернативные стороны граффити-сцены, объединив их в музейном пространстве. “Уничтожение существующих муралов является незаконным, в то время как фестивали муралов проходят легитимно, превращаясь в декоративное или коммерческое искусство. Когда в Европе открываются музеи уличного искусства, проходят дискуссии на тему сохранения работ лучших граффитчиков, а их работы признаются искусством, мы находимся в стадии некомпетентного кураторства и прессинга со стороны неподготовленного зрителя, который доминирует и влияет на городскую среду отсутствием качественного образования и стереотипными представлениями об эстетических категориях”, — комментирует куратор.

 

APL315 “Общепит” 

 

Void занимается стрит-бомбингом во Львове последние 7 лет. В целом, львовская школа граффити отличается от киевской и одесской стремлением к абстракции. Будучи продолжателем традиций одной из первых граффити-команд FAZ crew, автор создает специфические формы не только в Украине, но и далеко за ее пределами. На данный момент, именно он является одним из самых сильных представителей абстрактного граффити во Львове.

 

Void

 

Storaz окончил Институт Михаила Бойчука по специальности монументальная живопись. Прежде, чем создавать работу в стенах выставочного зала, Storaz ознакомился с экспозицией музея и выбрал картину «Буря на море ночью» Ивана Айвазовского, разложив ее по основным цветам. Используя эту палитру, художник создал ремикс классической работы, наделив ее новым смыслом.

 

Storaz “Финишная прямая” 

 

Eugor представляет «наивное» граффити с присущими ему ироничными высказываниями.  В своих работах он поддерживает традицию малобюджетного уличного рисунка, апеллируя к его истокам. 

 

Eugor

 

Дима Никитенко получил образование на кафедре графического дизайна в Луцке. Его практика построена на взаимодействии со средой через абстрактную живопись и интуитивный рисунок. В своих работах он комбинирует произвольные формы с графическими элементами, создавая собственную визуальную поэтику. С 2009 года принимал участие и был соорганизатором международного фестиваля «BlackCircleCamp».

 

Dima Mykytenko “L14904”

 

Окончив бакалавриат в Студии живописного пространства в Варшавской академии изобразительных искусств, Станислав Шумский работает с пространством путем создания инсталляций и проектов, связанных с окружающей средой. В  своих проектах автор использует различные медиа, включая живопись, скульптуру и цифровую графику.

 

Stach Szumski “Kozak demoralisation totem 

 

Для Одесского художественного музея проект Terrible Kissers  — это способ показать иную сторону граффити. Избавляясь от излишней декоративности, которую мы встречаем в исторических центрах Одессы и Киева, авторы концентрируются на художественно-качественных характеристиках. Работы, созданные на стенах выставочного зала музея, максимально приближены к тем, которые рисуются на улице.

 

 

Райтеры не делали предварительных скетчей и место на стене в выставочном зале выбирали на месте. Таким образом, художникам предоставлялась полная свобода творчества.  Единственным условием работы в музее стало обязательное использование авторами предоставленного выставочного пространства, а не привычного уличного. Речь не идет о музеификации граффити, это бы противоречило внутренним кодексам граффитчиков, поэтому работы будут уничтожены по завершении выставки.

 

 

 

Об авторе:

 

Маша Целоева — заведующая выставочным отделом Одесского художественного музея, автор ART UKRAINE.