Границы свободы: о деле Pussy Riot

Последние пару месяцев общественное внимание было приковано к так называемому делу Pussy Riot и сейчас, когда вынесен приговор и народный протест с обеих сторон преодолел свой апогей, самое время подвести итоги и задуматься о том, что же, собственно, произошло.

Напомним, что 21 февраля пять участниц феминистской группы Pussy Riot устроили выступление в Храме Христа Спасителя. На оригинальном записанном видео видно, как девушки пляшут, крестятся и выкрикивают слова песни  на амвоне, и как на них почти тут же накидываются охранники. Позже из этих кадров был смонтирован панк-молебен «Богородица, Путина прогони!»,  который и посчитали оскорбительным для чувств верующих. Вслед за этим последовали аресты трех участниц действа Надежды Толокно, Марии Алехиной и Екатерины Самуцевич. 17 августа Хамовнический суд Москвы приговорил каждую из трех участниц группы Pussy Riot к двум годам колонии общего режима с учетом времени, проведенным в СИЗО.

Надежда Толоконникова

Мария Алехина

Екатерина Самуцевич

10 августа  член экспертного совета арт-критик Ирина Кулик номинировала акцию Pussy Riot на премию Кандинского. Как известно, художественную акцию отличает момент неочевидного смысла, который невозможно пересказать в лозунге или, к примеру, в зале суда, и который рождается только благодаря самой форме художественного произведения. Сами девушки, кстати, не заявляли свою акцию как художественную, а только как политическую. Что ж, посмотрим, что скажут эксперты.

Панк-молебен "Богородица, Путина прогони" в Храме Христа Спасителя, 21 февраля 2012.

А вот судья Хамовнического суда в трехчасовом тексте приговора  начисто отрицала даже политическую сторону акции. О том, виновны ли девушки и действительно ли они  оскорбили чувства верующих, или это все можно расценивать как масленичный балаган написано и сказано за эти полгода уже не мало. Гораздо интересней другое: то, что дело Pussy Riot раскололо российское общество, как  когда-то дело Дрейфуса  Францию XIX века.

Хамовнический суд Москвы. 17 августа 2012

Причем раскололо не на православных и атеистов, что можно было бы ожидать. Рассматривая случай Pussy Riot в качестве культурного события,  невозможно не вспомнить «Историю безумства» М. Фуко. В разное время власть по-разному боролась с девиацией. Иногда не вписывавшихся в систему называли сумасшедшими, иногда сажали в тюрьму. В 2012 году, как это ни странно сработали оба способа.

На какие же два лагеря разделилось российское общество? Ясно, что те, кто «защищал» Пусси Райот не стали бы фанатами «Панк-молебна», если бы речь тут не шла о границах свободы. Ведь люди защищали, прежде всего, себя, свое право иметь какие угодно религиозные, политические, идеологические взгляды, право высказывать их - в балаклавах и без - защищали то, что принято называть «гражданским обществом».

Нет, ну правда, страшно. Особенно после просмотра агитационных телероликов, в которых  аргументом обвинения выступает «моральный облик», канадская виза, и даже участие в лекциях по гендерным исследованиям. Кто знает, что могут счесть кощунством борцы за нравственность завтра: гомосексуальные отношения, гражданский брак, секс во время беременности, кофе с преподавателем?

Я имею в виду, что общество разделилось на консерваторов и инноваторов, правильных и невписывающихся, робких и дерзких, строгих и веселых и т.д.

Приходится признать: на смену большой системе ценностей, разрушенной в 90-х,  выросла новая еще более жесткая система церковных ценностей, (в Украине - «мораль»). И власть, которая всегда стремится к затвердению, на эту систему оперлась.

А трех актививсток, без страха идущих в тюрьму, я бы предложила рассматривать, как, своего рода, культурных героев, тех, что создают прецедент, расширяют границы свободы.

Так, по крайней мере это выглядит из-под Хамовнического суда. Свобода добывается медленно, долгими стояниями в митингах, криками «Позор!», поднятыми транспорантами, на которые поначалу отчаянно бросается полиция, даже если это просто белый лист.

 

 

Анна Ландихова