In Residence. Как украинская художница погружалась в пространство с Мариной Абрамович

Лето подошло к концу, и арт-среда активно делится полученным за это время опытом. Хочется подхватить эту тенденцию, поскольку этим летом мне посчастливилось принять участие в проекте Марины Абрамович Kaldor Public Art Project 30: In Residence в Сиднее, а также посетить ее выставку Private Archeology в MONA (Museum of Old and New Art) в Хобарте, столице Тасмании. Абсолютное погружение в творчество Марины, которая, без преувеличения, является наиболее выдающимся перформансистом нашего времени, стало для меня уникальнейшим и важным опытом.

 

Kaldor Public Art Project 30: In Residence проходил в Сиднее с 24 июня по 5 июля. Он объединил в себе исследования и творческие эксперименты художницы, касающиеся человеческого тела и сознания. Посещая монастыри в странах Азии (в частности – в Тибете) и долгое время находясь среди аборигенов Австралии, Марина Абрамович изучала медитативные техники и другие методики, позволяющие человеку освободится от присущей ему вследствие воспитания в определенной культуре ментальности. Эти методики она объединила в проекте In Residence, предложив посетителям освободится от повседневности, вернуться в состояние ноля, перезагрузить себя. По словам самой Марины, ее главная цель в этом проекте – создать набор инструментов; систему, с помощью которой люди смогут работать со своим внутренним миром.

 

 

Пространство сиднейского Pier 2/3, где и проходил In Residence, было разделено на две локации. На первой посетители испытывали на себе предложенные Мариной Абрамович методики: The Counting (нужно было из горки смешанной крупы отделить рис от чечевицы и пересчитать); The Slow Walk – (пройти около 50-ти метров максимально медленной походкой, на которую ты только способен); The Resting (кровать, где посетителя укутывали в плед, он мог полежать и отдохнуть); The Energy Platform (платформа для медитации стоя); The Color Gaze (всматривание в окрашенный определенным цветом фрагмент стены); The Gaze (нужно было смотреть прямо в глаза другому человеку). Все эти упражнения Марина Абрамович прежде испытала на себе и пришла к выводу, что они помогают освободить ум, погрузится в особое медитативное состояние. Перед тем, как погрузится в пространство (кстати, оно было лишено звуков благодаря наушникам, которые одевали посетители), нужно было избавится от всех отвлекающих предметов – телефона, часов, ключей – и проделать комплекс физических упражнений для «снятия блоков» и очищения органов дыхания, зрения, слуха.

 

 

 

Личные Артефакты Марины Абрамович из проекта "Private Arhaelogy", 2015, Музей МОNА (Museum of Old Art), Тасмания

 

У каждого посетителя был медиатор или facilitator – своего рода проводник сквозь подготовленные Мариной практики. Я была одним из таких медиаторов. Наша специально подготовленная команда состояла из 54-х человек – художников, актеров, музыкантов, танцоров, хореографов, перформансистов. 12 дней мы были такими безмолвными «маринами»: тихо беря посетителя за руку, становились его проводниками по выставке. Учили людей медленной походке, помогали доверительным прикосновением, укладывали отдохнуть, укутывая заботливо в плед, смотрели им в глаза, медитировали на платформе, взаимодействовали командно с друг другом, мерзли, согревались, плакали и смеялись…Начинали день со специальных упражнений и заканчивали ими же, дабы не привносить и не уносить ничего лишнего, не касающегося проекта; носили только черное, никакого макияжа и аксессуаров. Погружение в проект было настолько глубоким, что себя уже просто не существовало.

 

 

За 12 дней Pier 2/3 посетило около 33 тысяч людей, то есть каждый facilitator соприкасался с сотнями различных людей. В целом предложенные Мариной практики вызывали у посетителей очень интересную реакцию, во многих случаях – сильные эмоции. Важно было помочь человеку раскрыться, чтобы он испытал чувство заботы, любви – и многие, когда уходили, давали активный позитивный отклик: благодарили и обнимали или плакали. Австралийцы – а это ведь основная аудитория проекта в Сиднее – сами по себе очень исполнительные, системные, четкие, но вместе с тем достаточно закрытые. Для них участие в In Residence тоже стало необычным экспериментом. До Сиднея подобные проекты состоялись в Бразилии, Сан Пауло (в этом году) и в Лондоне (в предыдущем). Судя по комментариям и впечатлениям некоторых посетителей, для них участие в этом проекте завершилось переменами в собственной жизни.

 

Из проекта Марины Абрамович «Private Arсhaeology»

 

Нашей же команде медиаторов Марина по окончанию проекта пожелала вернутся к себе. В этом заключалась главная идея второй части In Residence, которая проходила на втором этаже Pier 2/3. Здесь в течение 12-ти дней жили 12 художников. Сначала они также испытали на себе предложенные на первом этаже практики, после чего работали над созданием собственных перформансов. Целью этого эксперимента было понять, как предложенные Мариной методики воздействуют на креативность. К участию были приглашены художники, которые в своих работах уже осуществляли исследование ментальности, шли на сложные эксперименты с телом: Кристиан Томпсон (Christian Thompson) из Лондона, Джордж Кут (George Khut), Френсис Берретт (Frances Barrett), Сара Родигари (Sarah Rodigari), Гарриет Джиллиес (Harriet Gillies), Рослин Хелпер (Roslyn Helper), Сара Джейн Норман (Sarah-Jane Norman) из Сиднея, Лотти Консальво (Lottie Consalvo) из Ньюкасла, Никола Ганн (Nicola Gunn), Натали Ебботт (Natalie Abbott) из Мельбурна и дует Clark Beaumont художниц Сары Кларк и Николь Бомонт из Брисбена. Многие из них – достаточно известны мировой аудитории. Если рассказывать о каждом отдельно, получится небольшой трактат о современном искусстве. Наиболее меня впечатлил Джордж Кут. Сам она называет собственное творческое направление participatory art – своего рода коллаборация со зрителем, когда аудитория непосредственно вовлечена в творческий процесс. В своих арт-проектах Джордж использует технику обратной биологической связи (biofeedback), таким образом изучая, как контролировать и управлять функциями человеческого тела.

 

Прощальный перформанс для Линсей Пейсингер


Две основные составляющие проекта In Residence сопровождались насыщенной программой лекций и дискуссий. В целом Kaldor Public Art Project 30: In Residence в Австралии явил собой исследование и обучение на грани философии, психологии, неврологии и искусства.

 

По окончанию проекта в Сиднее я, следуя совету Марины, отправилась в Тасманию, где до 5 октября проходит ее выставка Private Archeology. С Мариной Абрамович у меня сложились особые отношения благодаря нашему общему славянскому происхождению. Она, кстати, интересовалась ситуацией в Украине и была тронута рассказом об объединяющем и важном чувстве, которое собрало людей в период зимних противостояний 2013-14 годов.

 

Зинаида Лихачева с Мариной Абрамович

 

Тасмания – эта совсем другая Австралия – стала моей пост-терапией после 12-дневного отказа от себя. Природа, энергетика, уклад местной жизни расслабили все мышцы. Это место не похоже ни на что в мире. На плато на высоте 1200 метров над уровнем моря природа создала совершенно уникальную экосистему – с эвкалиптами возрастом выше трех тысяч лет и высотой более ста метров на фоне залива и нависших облаков. Здесь царит гармоничная, доверительная атмосфера. Местные жители даже дома и машины не закрывают на ключ. Высокий уровень жизни граничит с простотой; роскошная, даже немного первобытная природа сочетается с развитой инфраструктурой и современными технологиями. Столица Тасмании Хобарт – неописуемо живописна. Она прославилась дружелюбностью местного населения, едой и вином, которые считаются одними из лучших в мире. А также – фантастическим музеем необычайной архитектуры – MONA (Museum of Old and New Art), где собраны уникальные предметы античности и современного искусства. До 5 октября здесь проходит Private Archeology Марины Абрамович.

 

 

Но сначала о музее. Museum of Old and New Artэто творение тасманийского миллионера Дэвида Уолша. Дэвид – математик и философ, немножко сумасшедший, как и все гении. Вложенный в создание музея бюджет – а это около 300 миллионов – он заработал на тотализаторах. Музей расположен на живописном острове (на территории площадью около 5 гектаров) окружен виноградниками, рядом – отель и винокурня. Все постройки, включая здание музея – причудливы. Сам музей – это многоуровневое помещение, встроенное в скалы, с лифтом, но без окон. Здесь Уолш собрал самую большую в Южном полушарии частную коллекцию современного искусства. В том числе в музее представлены самые скандальные в мире художники. Такие, как бельгийский нео-концептуалист Вим Дельвуа, создавший Cloaca Professional – устройство, имитирующее процесс пищеварения человека с последующим результатом (кстати, выставленное в одном из залов MONA), или англичанин Крис Офили, чьи работы содержат покрытый лаком слоновый помет, а картина «Святая Дева Мария» прославилась судебным разбирательством между мэром Нью-Йорка Джулиани и Бруклинским музеем, выставившим её в 1999 году. За последние два года MONA превратился в одно из основных мест паломничества туристов, приезжающих в Тасманию, даже далеких от искусства.

 

 

Немудрено, что именно здесь проходит Private Archeology Марины Абрамович. Это выставка-ретроспектива и выставка-резюме. Кураторы Николь Дарлинг (Nicole Durling) и Оливьер Варенн (Olivier Varenne) предлагают проследить за творчеством Марины в течение сорока лет, чтобы понять, как она пришла к центральной и объединяющей ее работы идеологии – к тому, что художница называет нематериальным искусством. Здесь собран полный спектр ее работ – фото, видео, инсталляции, перформансы с 1970-х годов, а также личные предметы и сакральные для нее вещи. Многие экспонаты я, например, увидела впервые. Здесь же можно испытать на себе известные со многих проектов практики.

 

После Сиднея и Хобарта с уверенностью могу сказать, что то, что сделала Марина Абрамович как перформансист, по сути становится основой для творчества других художников-перформансистов в дальнейшем. Она проложила путь. Но не только для людей искусства. Как написал в предисловии к выставке Дэвид Уолш: «Марина Абрамович работает для всех нас. Ее грехи, ее эксцессы, ее минималистские, эгоцентрические действия определяют границы человеческого бытия».

 

Об авторе

 

Зинаида Лихачева – украинская художница. Была участницей персональных и групповых выставок в Киеве (Мыстецкий Арсенал, «Щербенко Арт Центр», Центр современного искусства М17, галерея «Лавра»), Лондоне и Венеции. С 2014 г. – член Национального союза художников Украины. Живет и работает в Киеве.

 

Зинаида Лихачева