Ирина Рузина: «Фотография в Украине существует вне культурного визуального поля и воспринимается как ремесло»

В 2007 году в Киеве в последний раз прошла большая биеннале фотографии «Месяц фотографии». Фотобиеннале, стартовавшая еще в начале 2000-х, и организованная куратором-фотографом Евгением Солониным, прошла всего 3 раза – в 2003, 2005 и 2007 годах. Появление подобного мероприятия было многообещающм – Киев тогда претендовал на звание третьего города Восточной Европы после Братиславы и Москвы, в котором фотография как вид визуального искусства достигла подобной автономной репрезентации в виде международного фестиваля. В тот период фотобиеннале каждый раз показывала в столице около 50 выставок как известных уже украинских и зарубежных фотографов, так и молодых авторов.

К сожалению, подобная тенденция несистематичности наблюдается давно. Многие фотографические события, проходящие в Киеве, спорадические и быстро забываются всеми, за исключением небольшой группы профессионалов и любителей. Первая причина этого – отсутствие профессионального анализа и критики происходящего в фотографической среде, отсутствие структурированной общедоступной истории современной украинской фотографии.

Масштабный фестиваль «Визии», который проходил в Киеве с 24 мая по 2 июля этого года, отличился от вышеупомянутой биеннале тем, что организаторы пошли более осмысленным путем – пытаясь поднять вопрос не только о фотографии, но в целом о состоянии визуальной культуры в Украине, они объединили фотографию и мультимедийные проекты. Свыше 20 выставок зарубежных и украинских фотографов и художников на разных площадках Киева продемонстрировали свое представление темы «Архивация визуального». В стремлении проанализировать результаты фестиваля, мы решили поговорить с организатором самого фестиваля и основателем культурного фотографического центра PhotoCult Ириной Рузиной.

Ирина Рузина


Открытие выставки Красивые люди Шимона Климана (Словакия) в галерее АртПричал 

 

Алина Сандуляк Теперь, когда закончились «Визии», кажется важным поговорить о самом фестивале и контексте, в котором он осуществлялся. Первоначально вы являетесь организатором фестиваля фотографии ChernihіvPhotoFest, который проходил в Чернигове пару лет назад. Что послужило толчком к тому, чтобы переместиться в Киев и, собственно, почему и как появился фестиваль визуальной культуры «Визии»?

Ирина Рузина Когда задумывался черниговский фестиваль, у нас была надежда сделать маленький город большим культурным центром. В Киеве уже существовал определенный культурный контекст, и интерес был именно в освоении нового пространства. К тому же многообещающими были договоренности с местными властями. Однако последний фестиваль показал невозможность достижения наших целей из-за отсутствия заинтересованной аудитории и спада активности местных чиновников. Делать масштабный фестиваль и видеть среди гостей, по большей части, киевскую публику показалось нам нелогичным. Так само собой пришло решение перенести фестиваль в столицу.

Однако за последние несколько лет активности нашего центра PhotoCULT мы поняли, что фотография в нашей стране существует вне культурного визуального поля и воспринимается большей частью аудитории как ремесло, как часть дизайна, как информация, но только не как искусство. Причина этого не в сущности фотографии, и даже не в исторических аспектах ее развития на территории бывшего СССР, а в общем низком уровне визуальной культуры. Поэтому мы решили объединить фотографию с другими формами визуального языка и тем самым создать новую платформу для ее понимания, изучения и дальнейшего существования в этом поле.

Видеоинсталляция Сесилии Аранеды (Канада)

 

- Фестиваль «Визии» получился масштабным мультимедийным фестивалем, который включал в себя и фотографию, и видео-арт, и видео-перформансы. Что вы ожидали от зрителей, посетителей выставок и перформансов?

- На сегодняшний день существует проблема «пассивного зрителя», который приходит в музей и ждет, что его там будут развлекать. Умелый PR, зрелищность и можно ставить галочку «посетил, видел, знаю». Событий много, разбираться некогда. Так рассуждает среднестатистический житель города. Кроме того, для многих посещение культурных мероприятий еще и возможность блеснуть в светской хронике. Именно поэтому мы решились на эксперимент и представили фестиваль в совершенно новом формате. Его суть состояла в том, чтобы создать повод для диалога или даже дискуссии между художником и зрителем посредством художественного акта: фотографии, видео-инсталляции, мультимедиа, видео-арта или медиа-перформанса. Фестиваль сам по себе стал механизмом по вовлечению зрителей в интерактивную среду, где каждый из них на ментальном и эмоциональном уровне выступал полноправным участником проекта. Проще говоря, задача фестиваля состояла в том, чтобы подтолкнуть зрителя к переосмыслению каких-то важных вещей. Мы предложили зрителю не только «употребить» искусство, но и открыть себя для нового опыта и новых чувственных переживаний.

Экспозиция в Музее Киевская крепость. Серия Геры Артемовой (Украина) "Ближние". 2012-2013

 

- Главная тема фестиваля звучит как «Архивация визуального». Как мне кажется, эта тема в некотором роде отсылает к вопросу отсутствия в Украине структурированной и доступной для зрителей национальной фотографической коллекции. Что вы вкладывали в эту тему?

- Эта тема более глобальна, чем ситуация в Украине. На протяжении последних лет она буквально витает в воздухе. Переизбыток визуальной информации и потерянность личности во всем этом. Изменения сущности памяти, ее «укороченность»… Иногда мне кажется, что концепция «архивации визуального» принадлежит не нам лично, как организаторам и кураторам фестиваля, а некоему коллективному разуму.

Эта тема оказалась благодатной почвой и для художников, которые всегда наиболее остро воспринимают все то, что происходит вокруг, и благодаря которым, зачастую, и формулируются проблемы, существующие в обществе. Каждый фестивальный проект затронул глубинные вопросы, понятные широкой аудитории, но не всегда осознаваемые ею. И в этом была вторая задача Фестиваля – поднять такую тему для обсуждения, которая будет живой, актуальной, базисной.

Открытие выставки Красивые люди Шимона Климана (Словакия) в галерее АртПричал

 

- Еще в 2011 году, после проведения второго фотофестиваля в Чернигове, вы уже подымали вопрос о том «кому же нужна фотография в Украине сегодня». Поменялось ли что-то за два года? Кому же все-таки нужна фотография в Украине на сегодняшний день и нужна ли?

- Безусловно, ситуация меняется. Но в большей степени это касается фотографических инициатив, а не «спроса» на культуру. На данном этапе мы продолжаем раскачивать лебедку, создавать движение, в которое вовлекаются новые люди. И уже видим определенный результат. На выставки приходит все больше массового зрителя. Образовательные программы посещают не только фотографы, но и те, кто изучает фотографию как культурный феномен. Процесс идет. Медленно, но идет…

Перформанс участников мастерской Валентина Цзина. Фото: Дарина Дайнеко-Казмирук


- Какие вопросы за эти два года себя исчерпали, а какие так и остались открытыми? Над какими проблемами приходится работать и сегодня?

- За два года работы стало очевидно, что фотография не может существовать и развиваться в отрыве от визуальной культуры в целом. Поэтому теперь наша задача состоит не только в том, чтобы закрепить тот факт, что фотография есть форма искусства, но и в том, чтобы создавать поводы для понимания ее сущности, то есть помещать в более общий контекст.

Также назрела необходимость расширять и образовательные программы, в первую очередь, в сторону дополнения фотографической истории и теории такими курсами как новые медиа, кинематограф, история и теория искусства. Мы всерьез задумались о новой образовательной платформе, которая могла бы стать хорошим стартом для будущих художников и теоретиков в области фотографии.

Часть экспозиции выставки белорусского фотографа Алексея Шинкаренко «Белорусская фактография. Часть 1» в галерее «Квартира 57»

 

- На сегодняшний день в Украине проходит достаточное количество фотографических событий: есть довольно много образовательных программ, проходят выставки фотографий, приезжают зарубежные коллеги... Но все это происходит очень разрознено и спорадически, фактически так, как говорил о белорусской фотографической среде директор Минского центра фотографии Алексей Шинкаренко – происходит постоянное обнуление результатов. Чего, по вашему мнению, не хватает или что нужно сделать, чтобы этого обнуления не происходило?

- Чтобы строение было крепким, необходимо заложить прочный фундамент. Проблема постсоветских государств в том, что фундамент не только нужно закладывать заново, но и параллельно надо разрушить те устоявшиеся стереотипы, которые мешают развиваться, тормозят все процессы. Кроме того, фундаменту нужны ресурсы, а ресурсы – это и поддержка власти, и общая экономическая стабильность в стране.

Примерно такая сейчас ситуация в Украине. И устоять здесь могут или институции с мощными инвестициями, или, как ни странно, независимые инициативы, одержимые идеей создания культурного продукта. И мы причисляем наш Центр именно к такой институции. Хотя при этом абсолютно трезво оцениваем свои ограниченные возможности, на пределе которых нам приходится работать.

Че Кевлин (Великобритания) и группа PortMone. Медиа-перформанс "Ностальгия". 2012 

  

- Какие дальнейшие планы развития культурного фотографического центра PhotoCult?

- Как я уже упоминала, это расширение образовательных программ, в том числе мы рассматриваем возможность создания школы с серьезной программой по фотографии и медиа. Кроме того, продолжаем выставочную деятельность, расписание выставок составлено уже практически до следующего лета.

Впереди Пятое Портфолио-Ревю в Киеве (апрель-май 2014), а в 2015 году – второй фестиваль «Визии» (планируем проводить Фестиваль в формате биеннале).

Сейчас налаживаем сотрудничество с европейскими фотофестивалями и образовательными институциями, так как важной задачей считаем выход украинской фотографии на европейский уровень и постепенное стирание культурных границ. В общем, планов много, но еще больше желания их реализовать. Поэтому предстоит много работы.