Искусство на баррикадах: Майдан глазами украинских художников. Ч.1

События последних месяцев в Украине породили целую волну художественных высказываний, авторами которых стали как именитые художники, так и простые участники протестных акций на Майдане. Абсолютное большинство членов отечественного арт-сообщества не остались равнодушными и, так или иначе, принимали участие в протестных движениях. Кто-то сразу создавал готовые произведения, кто-то активно впитывал впечатления, документировал происходящее, заряжался энергией и вдохновением, и практически все по своему участвовали в социальной работе на площади – раздавали чай, резали бутерброды, глаголом жгли сердца людей на Майдане, в медиа и в социальных сетях.

Как писал Достоевский, по-настоящему актуальным во времена революций становится художник, вдохновленно пишущий розу, но в 21-м веке на фоне засилья информационных технологий, конечно, подобный эскапизм практически невозможен. Такой «розой» для украинских художников эпохи Майдана стал выход из узкого кокона профессиональных ролей в широкие народные массы, участие в протесте не в виде «бытописателей» революции, а в качестве неравнодушных сознательных граждан.

 

Предчувствие

До начала Майдана художники жили своими узкоцеховыми проблемами и распрями. Основная линия фронта в художественном сообществе проходила между так называемыми художниками левых взглядов, которые emerged на волне посторанжевых событий в Украине, и более умеренным центристским крылом, которое в ходе баталий, развернувшихся в социальных сетях, было маркировано противником в качестве «правых».

Самым мощным скандалом, который сотряс арт-сообщество еще в июле и перекинулся на более широкие слои общественности, стало знаковое уничтожение работы Владимира Кузнецова «Колиивщина. Страшный Суд». Уже тогда, летом, по реакции общественности на этот внутрихудожественный инцидент стало понятно, что напряжение в социуме возросло до критической точки. И уже буквально через несколько месяцев нарыв общественного недовольства прорвало на общенациональном уровне, а Колиивщина в буквальном смысле слова стала реализовываться на Майдане.  Еще более провиденциальными можно назвать более ранние обьекты Кузнецова, показанные в Мыстецком Арсенале в рамках проектов «Народна зброя» и «Відновлювана зброя» - рогатки, вилы и прочие атрибуты стихийного народного бунта.

Аналогично «предчувствие гражданской войны в Испании» отразилось в творчестве очень многих украинских художников, создававших в канун революционных событий острополитические протестные работы. Это ощущение невыносимости бытия в его прежних пределах было особенно характерно для творчества левых художников круга группы Р.Э.П. и харьковской группы SOSka. В октябре, накануне Майдана в киевской галерее «Карась» открылась выставка «Перед казнью», на которой, в частности, была представлена серия акварелей Никиты Кадана «Контролируемые случайности» - зарисовки будней машины подавления, значение которых в контексте последующих событий приобретает еще более зловещую ноту. Другой знаковой работой этого этапа стала работа номинанта на PinchukArtPrize Николая Ридного «Вода камень точит», представленная на выставке в Пинчук арт-центре буквально в канун революции. Художник создал серию монументальных скульптурных обьектов, изображающих огромные милицейские башмаки, в жесткости и прямолинейности которых сложно не угадать  намек на грядущие попытки силовиков жестко подавить украинский протест.

Не менее ярко предвкушение Майдана с его ренессансом анархизма ощущается в предреволюционных работах художников круга Ивана Семесюка, Олексы Манна и Андрея Ермоленко. Последний в ноябрьском интервью открыто заявил, что ему надоело разрабатывать характерную для этой группы художников тему гопников, а хочется, наконец, увидеть героя. И уже очень скоро это желание художника сполна реализовалось на баррикадах.

Иван Семесюк. Свобода или все идут на х*й

 

Среди классиков украинского современного искусства, пожалуй, наиболее остро предчувствовал надвигающиеся слобытия Василий Цаголов. Художник создал накануне революции большой проект «Призрак революции», куда вошли крупноформатные живописные произведения, выполненные в характерной авторской манере. На одной из этих работ, к примеру,  изображен бомжеватого вида люмпен с приспущенными штанами, бросающий коктейль Молотова, а на картине «Критический градус» на фоне бутылки водки мы видим группу агрессивно настроенных гопников, точно подходящих под описание так называемых «титушек».

Василий Цаголов. Коктейль Молотова

 

Карнавала не будет

В лучших традициях современных революций, украинский протест на первом этапе аккумулировался в социальных сетях и его очень активно поддерживал креативный класс, в частности, включающий в себя и современных художников.

На этом этапе протест был исключительно мирным и казалось, что в 2013-м все будет проходить по сценарию 2004-го и так называемая еврореволюция ограничится  веселыми задорными дискотеками, радостными встречами членов художественного сообщества на площади в духе движения Occupy и разговорами о судьбах человечества за горячим чаем с революционным бутербродом. Одним из первых на этот карнавальный Майдан вышел Александр Ройтбурд, ставший активным участником первой, пацифистской, немногочисленной и радостной волны протестов. Активность Ройтбурда в фейсбуке была настолько заметной, что уже за несколько дней он стал героем Майдана и вершителем дум креативного класса, активно поддерживавшего евроинтеграционные настроения в социальных сетях и непосредственно на площади.

Еще одним активным  участником Майдана стал художник совсем другого круга - Матвей Вайсберг. Матвей поддерживает протест с самой  ранней его стадии, документирует происходящее, дает множество интервью и комментариев прессе и,  забыв обо всем, стоит на холодной площади, борясь за лучшее будущее своей страны. Одним словом, герой.

Протест 2013 года, как известно, не ограничился безобидным карнавалом, так как власти уже в ночь на 30 ноября пошли на очень жестокий разгон студентов на Майдане. Следующий день, когда огромная толпа интеллигенции собралась на Михайловской площади, стал переломным, и уже очень скоро на Майдане выросли баррикады. И если раньше тот же Ройтбурд  тонко троллил евроинтеграционую политическую тусовку, читая на баррикадах поэмы Китса, то с этого момента постмодернизм уступил место пониманию серьезности происходящего и уже 30-го Александр читал на площади поэму «Моисей» Ивана Франко, говорил серьезно о политике и даже почти не шутил. После первой манифестации жестокости властей действительно стало не до шуток.

Тогда же, в ходе первого разгона Майдана в ночь на 30 ноября представителями Беркута был жестоко избит украинский художник армянского происхождения, Борис Егиазарян. В эстетическом смысле практика Егиазаряна, как и многих других художников, активно поддержавших Майдан, носит абсолютно аполитичный характер. Борис тяготеет к модернистской линии нефигуративного искусства, однако его политические взгляды и заявления отличаются крайней остротой и радикальностью. После избиения на Майдане на художника оказывали сильное давление представители силовых структур, но он все равно в открытую очень резко критиковал власть, и эта ситуация имела очень широкий общественный резонанс.

Уже в первые дни протестов в фейсбуке появилось сообщество «Страйк-плакат», где на протяжении всех месяцев в свободное пользование всех участников Майдана выкладывались протестные постеры революционного содержания, созданные представителями отечественного творческого сообщества. Одним из самых знаменитых произведений данного сообщества стал портрет Президента Украины с клоунским красным поролоновым носом, а также постер «Я крапля в океані», отсылающий к ставшей знаменитой в ходе первого этапа революции "стратегии теплого океана", то есть миролюбивого позитивного протеста.

 

 

Народный креатив и тотальная инсталляция евробаррикад

Начался новый этап Майдана, ознаменовавшийся постройкой ультраэстетичных ледяных баррикад и обустройством народного арт-обьекта, получившего название «йолка». Весь интерьер баррикадного Майдана в целом является коллективным художественным высказыванием протестующих и в целом может претендовать на звание самого яркого произведения искусства, которое до сих пор было создано в ходе протестов.

Саша Курмаз. Баррикады Майдана

Характерной особенностью Майдана 2013-2014 стала всеобщая эстетизация протеста. Тотальная инсталляция, которой по сути является протестный город внутри баррикад, яркие на грани постановочности медийные кадры с революционных передовых – в целом эстетика Майдана отсылает к какой-то футуристической антиутопии на тему Нового Средневековья, приход которого еще недавно так активно предрекали культурологи во главе с Умберто Эко.

Уличная мода Майдана подкрепляет ощущение нереальности просиходящего – ведь наряду с реактуализацией классической шароварно-казацкой эстетики, которой придерживаются в основном выходцы из провинций, киевский миддл-класс щеголял здесь в изысканных сочетаниях дорогих лыжных костюмов, велосипедной защиты, противогазов и прочей амуниции. Каждый развлекался как мог, но при этом на лицах людей читалась решимость идти до последнего. Арбалеты и рогатки, щиты из сноубордов и рекламных щитов и катапульта, которую на полном серьезе построили и даже несколько раз использовали протестанты, только дополняли этот странный парад мод.

 

 

фото: Максим Белоусов

Единственным отличием от настоящего средневековья, пожалуй, было то, что у катапульты на улице Грушевского был свой собственный твиттер-аккаунт.

Украинский протест закономерно породил целую волну народного концептуального креатива. На протяжении более двух месяцев стояния на главной площади страны был проведен целый ряд акций, некоторые из которых прозвучали на весь мир. Как правило, организаторами этих акций являлись все те же представители креативного класса, не являющиеся художниками «по профессии», но выбравшие художественные методы для донесения своей гражданской позиции.

Пожалуй, наиболее знаменитой стала акция львовского музыканта Маркияна Мацека, сыгравшего 7 декабря на пианино под Администрацией Президента. Фотография молодого человека, исполняющего Шопена перед стеной силовиков взорвала интернет и стала символом мирного гражданского протеста. После Мацеха на пианино под Администрацией президента играли и другие музыканты, однако широкого международного резонанса эти акции уже не имели.

фото: Олег Мацех

 

Еще одну акцию провела в знак протеста против диктаторских законов 19 января сценарист Мария Драгина. В ходе проекта «Украинки против рабского будущего» под Администрацией Президента собрались женщины с плакатами, на которых были указаны номера наиболее жестоких статей новых законов. Активистки, одетые в каски и маски принесли целую гору игрушек, которые они решили символически презентовать Президенту, после того как они стали не нужны их детям, которых обрекли на жизнь при чудовищной диктатуре.

Акция «Украинки против рабского будущего»

29 декабря в правительственном квартале состоялась еще одна резонансная гражданская акция – «Царство мрака в окружении». Целью акции, организованной Гражданским сектором Майдана, стало показать представителям власти их лицо, а также перенаправить негативную энергию, исходящую от силовиков на них самих. Участники акции принесли множество зеркал, которые были направлены на колонну милиционеров, охраняющих правительственный квартал, превратившийся после силовых разгонов демонстрантов в настоящий символ царства мрака.

Гражданская акция «Царство мрака в окружении»

Участник протестов Максим Вегера прославился в конце января, устроив несанкционированный пленер в непосредственной близости от линии огня в самой гуще противостояний на улице Грушевского. Фотография молодого человека, спокойно стоящего у мольберта и рисующего с натуры «огонь революции» облетела все украинские СМИ и стала своеобразным оммажем «Свободе на баррикадах» Делакруа и творчеству певца Парижской Коммуны Оноре Домье.

фото: Олександр Ком'яхов

 

Символ

26 ноября, еще до первого разгона демонстрантов силовиками, в мирный период протестов художник и член обьединения «Открытая группа» Евгений Самборский совместно со своими друзьями Мартой Лининской, Ярославом Якубовским и Павлом Осадчуком создали скульптурный обьект «Революционер», которых с тех пор стоит напротив захваченного активистами Дома Профсоюзов и олицетворяет собой коллективный портрет участников протестов на Майдане.

Скульптурный обьект «Революционер»

Пожалуй, это наиболее традиционный арт-обьект в пространстве Майдана и его безусловная достопримечательность, около которой на протяжении месяцев толпились группы желающих сфотографироваться. Работа была сильно повреждена, но это не помешало ей стать своего рода символом, без которого пейзаж забаррикадированного Майдана был бы неполным. Евгений Самборский от авторства объекта скромно отказывается, подчеркивая, что настоящим автором «Революционера» является украинский народ. 

 

Продолжение следует.

 

Алиса Ложкина