Искусство в условиях самовоспроизведения
Львовская художественная сцена в последнее время привлекает к себе внимание значительным всплеском художественной активности: биеннале «Неделя актуального искусства», «Дни искусства перформанса», основанный недавно круглогодичный «360 ° Циклический фестиваль перформанса», многочисленные выставки. Такое оживление художественного процесса связано с деятельностью нового поколения молодых художников, которые при практическом отсутствии отлаженных механизмов художественной системы, пытаются создать условия для существования и функционирования современного искусства. Не так давно участники художественного объединения «Открытая группа» основали во Львове новое выставочное пространство - «Ефремова26» - вторую после «Дзиги» галерею современного искусства. Примечательным для львовских условий является то, что зачастую организаторами художественных инициатив являются именно художники. Поэтому так интересно остановить внимание как на художественном творчестве, так и на кураторской деятельности этой творческой группы.
Художественное объединение «Открытая группа» создано в августе 2012-го во Львове. В него вошли художники Антон Варга, Евгений Самборский, Олег Перковский, Юрий Билей, Павел Ковач (младший) и Станислав Турина. За короткое время им удалось реализовать несколько совместных и персональных проектов («Открытая галерея», «Вывеска галереи «Коридор», «Ключи от галереи», « Открытый магазин»), принять участие в биеннале «Неделя актуального искусства» во Львове, проекте МузичиChristmasArtFair (Я Галерея), резиденции «GrannyHall» в селе Самойлычи на Волыни, фестивале современного искусства «Креденц-2012» (г. Виноградов), а недавно художники группы стали номинантами на премию PinchukArtCentre.
Павел Ковач: «Создать «Открытую группу» - это было что-то вроде эксперимента - сначала шесть, уже пять, художников собираются и делают что-то одно целое. Как прийти к этому одному целому, общему выводу, общему результату? Это был эксперимент».
В своих поисках художники прежде всего исследуют пространство: как категорию измерения и как некую ограниченную или неограниченную среду, в которой и с которой они работают. И, как следствие, появляется долгосрочный проект «Открытая галерея», который становится стержневым их творческой деятельности. Художники рассматривают галерею, как условное обозначение любого пространства вокруг художника. Сделав передвижную галерею, они каждый раз меняют пространство, овладевая им заново и не завися от ограничений стен «искусственных галерей». Художники развивают проблему воображаемого и возможного. Работая в условном пространстве с «невидимыми» стенами, они подрывают концепцию галереи как коммерческой институции, выводят функционирование выставочного помещения на уровень ленд-арта, ставя этим основной вопрос: что является объектом искусства. Как указано на сайте «Открытой группы»: «проект «Открытая галерея» реализуется на территориях известных, малоизвестных и находящихся вне контекста украинской художественной среды. В пространстве реальных мифов, легенд - реальных галерей: тех, которые никогда не существовали, тех, документация которых была утрачена».
Открытая группа. Проект «Открытая галерея». 2012
На сегодня воплощены уже пять «открытых галерей» в разных местах Украины - Галерея 550 кв. метров, Галерея с видом на лес (обе реализованы в рамках резиденции «GrannyHall»), Галерея на площади Арсенальной, Галерея Два, Галерея Тиса. Примечательно, что только в последнем проекте воспроизведен вариант «классической» галереи с представленными экспонатами внутри. Основной же целью является определить символическое пространство, которое задают внешние факторы, создать определенный контекст, в котором все приобретает значение художественного объекта - само произведение, художник, зритель.
Кроме того, открытая галерея «Тиса» неразрывно связана с еще одним проектом - «Ключи от галереи», представленным на арт-ярмарке МузичиChristmasArtFair в «Я Галерее» в Днепропетровске. «Тиса» была первым воплощением идеи «Открытой галереи» и создали ее на берегу р.Тисы, в одном из заброшенных зданий цементного завода.
Открытая группа. Проект «Галерея Тиса». 2012
Юрий Билей. Transfer. 2012
Станислав Турина. Объект «Это». 2012
В галерее была представлена первая совместная выставка «Открытой группы» в рамках фестиваля «Креденс 2012» в г.Виноградов, что на Закарпатье. Дверь дома художникам удалось открыть собственными ключами, а внутри помещение предстало классическим «white cube’ом», оказавшись вполне приемлемым для создания экспозиции. Художники представили шесть объектов, часть из которых сделали предварительно, а остальные создали непосредственно на месте. (Стас Турина (объект «Это»), Юрий Билей (объект «Transfer»), Антон Варга (объект «ИО оправдания»), Олег Перковский («Окна»), Павел Ковач (объект «Без названия»), Евгений Самборский (объект «Свобода»). Задействовав пространство комнаты как классическое экспозиционное, художники поместили в него свои произведения, задуманные именно для этого пространства, контекст которого и определяет эти работы. Особенностью проекта является его неопределенная продолжительность, ведь экспозицию после закрытия фестиваля не демонтировали, а так же закрыли на ключ. «Тиса» и дальше существует сама по себе, что демонстрирует, каким образом галерея может действовать без художника.
Через четыре месяца на ярмарке в Днепропетровске художники «Открытой группы» представляли проект «Ключи от галереи», который состоит из шести объектов в виде коробок, каждая из которых содержит: фото галереи «Тиса», фото одного из объектов экспозиции, буклет с картой и письмо, подтверждающее право собственности на одну из работ проекта. Каждый желающий на ярмарке мог приобрести «ключ» и, кроме выбранной работы, получить возможность интересного путешествия в Закарпатье.
Открытая группа. Проект «Ключи от галереи». 2012
Факт закрытия галереи на ключ является умышленной визуализацией определенной ограниченности доступа к пониманию современного искусства, узости круга посетителей художественных галерей. Художники иронизируют над моделью рыночных отношений. Выступая против коммерциализации искусства, они продают не произведение искусства, а лишь ключи от галереи, то есть занимают отстраненную позицию по отношению к взаимодействию художник-зритель-покупатель. Художник доверяет самостоятельно вмешаться в экспозицию галереи зрителю, который, изъяв оттуда один из объектов, временно приобретает статус сокуратора выставки. Из текста подтверждающего письма: «Вы можете забрать только одну роботу. В случае вынесения нескольких работ с выставки, уничтожения экспозиции и других повреждений галереи ответственность за это будет нести ваша карма. После выбора работы искренне просим закрыть дверь на ключ». В дальнейшем состояние экспозиции и продолжительность существования галереи полностью зависит от зрителя.
Проект «Между нами», подготовленный специально для галереи «Боттега», не является прямым продолжением концепции «Открытой галереи», но, несмотря на это, хранит в себе последовательность идейных подходов и позиций художников. Примечательно, что выставка, которая состоялась в довольно популярном в художественном кругу выставочном пространстве, не была хотя бы бегло освещена ни в одном специализированном издании. Формат выставки, который предложили художники, оказался весьма радикальным для этой галереи. Новаторским является абсолютно другой подход к организации выставки и ее воплощению. Говоря о своих выставках, художники употребляют слово «эксперимент», чем уже можно объяснить особенности создания художественного проекта. «Между нами» не является работой на тему, ведь самим художникам неизвестно, каким будет конечный результат. Если раньше они работали, не будучи ограниченными во времени и в относительно неограниченной среде, то теперь площадкой для их взаимодействия стали два небольших зала, которыми они овладевали, наполняли, трансформировали. Любой выставочный проект предполагает три необходимых этапа: создание экспозиции, ее репрезентацию в художественном пространстве и восприятие ее зрителем. Для художников «Открытой группы» объемным и самым наполненным стал этап подготовки выставки. Он длился три недели, во время которых происходило осмысление, обсуждение общего замысла. Для более четкого определения собственных мыслей и намерений, мастера записывали свои разговоры на аудио, что выявило между ними многочисленные противоречия, конфликт индивидуальностей, чем нельзя было пренебречь. Поэтому в дальнейшем художники заняли позицию отстраненного зрителя относительно своей группы и этого проекта. Соответственно, важными становятся не столько экспонаты, сколько общий подход к воплощению выставки, взаимодействие между художниками, которое становится одновременно и объектом исследования, и произведением искусства.
Открытая группа. Проект «Между нами». 2013
Открытая группа. Проект «Между нами». 2013
Открытая группа. Проект «Между нами». 2013
Именно эта ограниченность времени и определила, каким именно состоялся проект, в какой-то момент остановленный в своем перманентном возникновении-трансформации. И, наконец: первый зал - следствие этого эксперимента, второй - его процесс. Сначала - насыпанный вдоль всего периметра комнаты песок, огороженный разноцветными деревянными планками – визуальное воплощение общей идеи, возникавшее время от времени у всех художников группы – песочницы, как места для взаимодействия, ограниченного определенными «рамками». А дальше: свидетельство их взаимодействия - тридцатичасовая аудизапись с обсуждением этого проекта, фотографии жилищ и мастерских всех художников «Группы», их галереи «Detenpyla», где они проводят больше всего времени, и сложенные друг на друга столы из галереи, которые не стали реди-мейдом в традиционном понимании, а остались прямыми артефактами совместной жизни - именно теми столами, за которыми они собирались и обсуждали будущую выставку. Поэтому это настраивает на восприятие ее не как завершенного результата, а как непрерывного процесса протекания-возникновения одной экспозиции.
Идея создания «Открытой галереи» возникла из-за запрета художникам создавать работу на оригинальной стене Дворца искусств, что в мировой практике недопустимо. Поэтому у художников появилась проблема поиска такого художественного пространства, которое позволило бы полностью реализовать свободу художественного жеста и выражения художника.
Юрий Билей: «В свое время я очень много наблюдал за тем, как работают галереи, как устроен этот механизм. Еще пару лет назад анализировал, почему во Львове кроме «Дзиги» нет больше галерей. Львовская Академия искусств каждый год выпускает большое количество художников, однако они куда-то деваются. Это нормально: идет отбор, когда из, скажем, трехсот выпускников продолжает работать всего лишь 3-5 художников. Но очень обидно смотреть, что этим художникам негде работать, нет налаженного художественного поля и лишь одна галерея, которая работает с современным искусством. Есть еще какие-то пространства, скажем, Дворец искусств, но у них другое направление. И часто бывает, ты приходишь в галерею и ты у них первый художник, который работает с объектом и инсталляцией, а тебе говорят: «Гвозди в стену забивать нельзя, скотч двухсторонний не клейте, потому что мы сделали ремонт». Эти пространства не подходят для современных художников. Поэтому в «Открытой группе» мы ставим этот вопрос - галерей, создания и прорабатывания новых пространств».
В состоянии практически полного отсутствия в Львове художественного рынка и нехватки художественных институтов, принципиальным является обращение молодых художников к традиции квартирных выставок. Таким образом появилась галерея «Detenpyla», основанная в помещении бывшей прачечной, а теперь кухни дефис мастерской и жилища Юрия Билея, Павла Ковача и Станислава Турины. Идея создания проекта-галерейного пространства возникла после первой выставки в мастерской С.Турины в марте 2011 года. С тех пор кураторы стали приглашать к сотрудничеству различных художников из Украины и из-за границы, и «Detenpyla» уже стала своеобразным альтернативным художественным центром. Основной идеей является понимание галерейного пространства как площадки для свободного художественного выражения.
Юрий Билей: «Первым проектом, который мы сделали в «Detenpyl'е», еще не думая, что это будет галерея, была выставка СтасаТурины. Пришло столько людей, сколько мы даже не ожидали. Тогда еще не было ни названия, ни каких-либо планов. Но после той выставки за несколько дней мы поняли, что мы можем создать собственное пространство, что будут приходить зрители. Конечно, в то время мы уже были знакомы с такими понятиями как квартирники, с традициями, продиктованными нашими старшими коллегами, в частности Юрием Ивановичем Соколовым. И мы запустили проект «Detenpyla».
Характерной особенностью квартирных проектов является постоянное присутствие художников как субъектов в художественном пространстве, когда размывается граница между личным и публичным, частным жилищем и экспозиционной средой. При таких обстоятельствах неопределенным является и статус самого субъекта: художника-куратора-зрителя-посетителя-критика. За два года существования в «Detenpyl'е» сложилась традиция группового фото как фиксации этого присутствия.
Обычай выполнять коллективную фотографию на открытиях в галерее перешел в целое исследование, которое воплотилось в проекте Юрия Билея «Доска почета». Обработав все материалы фотодокументации с открытий проектов, художник обнаружил, что на 22 групповых фотографиях из 397 посетителей - 164 человека, которые не повторялись на других карточках. Для проекта Билей сделал фотопортреты частых посетителей галереи, в частности кураторов, художников и случайных гостей и разместил их на условной «доске почета» на стене Detenpyl’ы. Групповые фотографии - длительный перформанс: для куратора это изучение контингента посетителей галереи, для художника - жест отражения определенного момента сосуществования.
Юрий Билей. Доска почета. 2013
Еще одним квартирным проектом стала долговременная выставка в доме художника Антона Варги - «ІО ІМОВІРНІСТЬ, 89 ДНІВ ЗИМИ». Этот экспозиционный проект представил идею однодневных выставок. Как указано в блоге tumblr.com, где все проекты задокументированы и изложены: «89 дней зимы. Каждый день этой зимы, каждые 24 часа мы меняем экспозицию. Информационный объект величиной в 89 дней. Непрерывный поток. Непрестанное включение и поиск являются дарами. Рады пригласить к ним».
Не случайным является выбранное место для воплощения замысла. В качестве поля для экспериментов различных художников предложена стена на кухне, которая традиционно понимается как место встреч и неформального общения. Именно эта атмосфера стала важной предпосылкой создания проектов и их составляющей. В этом проявилась характерная для нового поколения художников особая персонификация искусства, важность обстоятельств его создания, сосредоточенность на процессе.
Проект «ІО ІМОВІРНІСТЬ, 89 ДНІВ ЗИМИ». Сергей Радкевич. 294 м над уровнем моря. 2012
Проект «ІО ІМОВІРНІСТЬ, 89 ДНІВ ЗИМИ». Анатолий Татаренко. Пингвины смотрят на очередную фотовыставку. 2012
Юрий Билей. Из серии «Посвящения». Стас Турина. Через 5 мин. буду... 2012
Томаш Гажлинский. Dark side of the moon. Другая сторона экспозиционной стены у соседей. 2012
В отличие от классических андеграундных квартирников 70-х, которые отмечались все же определенной узостью круга посетителей, за проектом «ІО ІМОВІРНІСТЬ, 89 ДНІВ ЗИМИ» мог наблюдать каждый в сетях. Все 89 трансформаций экспозиции фиксировали и выкладывали ежедневно, поэтому проект протекал одновременно в двух измерениях - реальном и виртуальном, и каждый из них в конце концов состоялся самостоятельно.
Формат однодневных выставок провоцирует на совершенно иную систему видения, на лаконичное воплощение своих идей. Невозможность глубокого анализа, рефлексии о выставках, непрерывным потоком сменяющих друг друга, побуждает к определенному поверхностному, схематическому восприятию. Проект предполагает ограниченность во времени, что диктует свои условия и свой формат и предлагает серийность видения. Показательным является текст к выставке одного из участников проекта «ІО ІМОВІРНІСТЬ, 89 ДНІВ ЗИМИ», автора «Монообъекта» 73-го дня Ивана Небесника. Художник сравнил однодневный проект с насекомым, «живущий всего один день. У такого существа нет много времени на размышления. Так и продуманные, взвешенные вещи выглядели бы неестественными в пространстве п. «89 дней». Монообъект возник спонтанно, в размышлениях о монозвуке. Как-то элитный рокер, кажется, Мик Джаггер выражал сожаление о переходе на стереозапись. Случилось так, что сейчас я слушаю музыку на одной колонке фирмы «вега», как-то подумалось, не отблагодарить ли ее (колонку) мемориалом, хотя бы на один день».
И вот совсем недавно, 1 мая 2013 года состоялось неординарное событие для львовскоцй арт-среды - художники из «Открытой группы» запустили новый галерейный проект открытием в нем выставки Ярослава Футимского - «Ефремова26».
Юрий Билей: «Несколько месяцев назад исследовательница сакрального искусства и меценат Марьяна Кавинская предложила дать нам пространство, в котором мы смогли бы открыть большую галерею и иметь уже больше возможностей. В этом пространстве мы можем делать проекты уже других форматов, чем в «Detenpyl’е», потому что в «Detenpyl’е» мало места для пространственных объектов».
Это может стать переломной вехой в современном художественном процессе Львова и дать толчок для дальнейших преобразований и активизации жизни города. В отличие от однокомнатной «Detenpyl’ы», галерея на Ефремова, 26, имеет 6 выставочных залов и прилегающую территорию на улице общей площадью 150 кв. м. Кроме того, в старинном особняке, где расположилась галерея, также содержатся помещения мастерских художников, поэтому новое арт-пространство можно в будущем рассматривать еще и как место для резиденции художников из Украины и из-за границы.
Юрий Билей: «Два года назад мы просто попытались показать, что и некоммерческая структура, которая не имеет денег, не зарабатывает и не ставит таких целей, также может эффективно работать».
Художники «Открытой группы» представляют новую генерацию художников, которые своей активной кураторской деятельностью показывают, как необходимо и возможно преодолевать централизацию художественной среды, отсутствие контактов с «периферийными» зонами, недостаток художественных институций и галерей, благодаря собственной инициативе и поискам и внедрению альтернативных возможностей.