Ивано-франковская «Презентация»

В Ивано-Франковске уже более двадцати лет возникали попытки различными способами институализировать понятие современного искусства. Можно вспомнить биеннале «Импреза», художественные территории «С’объект», альманах «Кінець кінцем», галерею «Маргинесы», проект «Порто Франко»...


В конце 1999 года впервые в Украине зафиксирована попытка учредить муниципальный ЦСИ. Инициатива принадлежала Игорю Панчишину. Когда стало ясно, что международная биеннале «Импреза» окончательно прекращает свое существование, Игорь снял свою кандидатуру с конкурса на замещение должности директора ЦСИ Сороса в Киеве и начал работу по созданию ЦСИ в Киеве.

Юридически до завершения дело не было доведено и, формально просуществовав 2-3 года и проведя несколько акций (выставка Влодка Костырко, участие во всеукраинском фестивале «Культурные герои» и др.), центр исчез из поля зрения. И вот теперь усилия франковских энтузиастов увенчались успехом. Согласно решению сессии городского совета от 26.02.2013 г. в городе создан «Ивано-Франковский Центр современного искусства». Уникальность ситуации заключается еще и в том, что пока это первый муниципальный ЦСИ в стране. В Киеве и Харькове есть муниципальные галереи, во Львове Дворец искусств, но ЦСИ в Украине или частные, или общественные инициативы. Создание сети муниципальных центров служило бы целью динамизации художественных обменов, децентрализации действий столичных институтов, ускорению легитимизации понятия «современное искусство» в государственных учреждениях. Хочется верить, что рано или поздно и в других городах заработают подобные заведения. Сейчас ЦСИ будет заниматься координационной деятельностью, налаживая взаимопонимание между художником и зрителем, художником и художественными институциями, создавать архив данных о местных художниках и их творческой деятельности, анализировать, оценивать, события, связанные с современным искусством, заниматься популяризацией и критикой арт-процесса.

На прошлой неделе открытием выставки подаренных работ «Презентация» ЦСИ публично начал свою работу. Это вторая неожиданность от ЦСИ. С одной стороны - это декларация о намерениях и определение круга художников, с которыми будем работать, с другой - формирование коллекции будет служить основой для амбициозных планов по созданию в будущем музея современного искусства, базой для которого также будет коллекция работ участников международной биеннале «Импреза». Пока речь идет о подаренных художниками работах, но в дальнейшем попытаемся возродить традицию закупок произведений для коллекции (не только за государственные средства, но и на пожертвования благотворителей).

Выставка «Презентация» лишена каких-либо концептов, кураторских подтекстов, весьма эклектична и сознательно неравномерна. Тем самым она определяет status quo, существующий с современным искусством в Киеве. Основу экспозиции формируют работы постмодернистского направления художников поколения «Станиславского феномена» (Гривинский В., Издрик Ю., Король М., Котерлин Р., Мулык В., Переклита И., Яновский Я., Яремак М.), но есть и совсем противоположные по взглядам и подходам авторы.

Владимир Гуменной. Скиф 

 

Старейшему участнику выставки Владимиру Гуменному уже за 60. Он достаточно известный и авторитетный в соответствующих кругах график, признанный мастер литографии, участник множества графических форумов по всему миру, лауреат престижных наград (среди которых - Гран При биеннале в Сеуле, 1990; бронзовая медаль международной Академии современного искусства, Рим, 2006). Классик жанра умело сочетает изящество и сложность древней графической техники с откровенной иронией поп-арта, обыгрывая игривость современного восприятия художественного произведения публикой. Лики-маски, своими странными выражениями гримасничая зрителю, создают оппозицию к изысканности технического воплощения. «Скифия» - чем не обложка к альбому Rolling Stones. «Одноглазый» - своеобразный автопортрет мастера, для тех, кто хорошо знает его образ жизни.

Евгений Самборский. Автопортрет

 

Евгений Самборский, которому только в следующем году примерять «первые 30-ть», известный в Украине как прошлогодний победитель премии «МУХі», нынешний номинант «ПинчукАртПрайз» (в составе «Открытой группы» ) и ассистент Павла Альтхамера на Берлинской биеннале и киевской ARSENALE, представил скульптурную версию понятия «Автопортрет». Где, сделав гипсовые отливки с лица и рук, используя предметы и одежду из собственного гардероба, создал образ вечно путешествующего любознательного юноши, искателя непостижимых истин. Как ни странно, лицо путешественника полно печали, а не романтизма, в глазах, которые смотрят вдаль, не видно надежды и иллюзий. Вот такая она, современная молодежь. Другая инсталляция Самборского «Эпопея о живописи № 2» вызывает радостное оживление среди детей и некоторых взрослых. И вовсе не авторским текстом, сопровождающим ее демонстрацию («... Вся поэтика работы выстраивается на исторически реконструированной основе, а применяя метод трансформации, я даю возможность созерцать трагическое восстановление, которое состоялось через самоуничтожение», фрагмент текста ), а возможностью окунуться в игру, вступить в диалог, но не с художником, а с предметами, которые он нам оставил - расположил на подиуме.

VJ group CUBE. Multiperson A

 

Еще одна работа, выходящая за пределы статических станковых жанров скульптуры, живописи, графики - «Multiperson A» от VJ group CUBE, датированная 2007 годом. Скульптура-объект, которая оживает во время презентации для кратковременного перфоманса, сопровождаемая экраном, на котором в медленном ритме изменяются человеческие лица, а звуковой noise, что звучит из наушников, переносит зрителя в сферу вечного, всеединого и бесконечного. «Мультиличностный человек с теле-интернет штампами вместо собственного опыта» - из авторской экспликации. Воистину.

Еще два художника Юрий Боринец (1975) и Николай Джичка (1977) (как и Самборский) являются абсольвентами местного Института искусств, исповедуют радикально отличное друг от друга станковое искусство. Живопись. Боринец - растрепанный, несколько грубый, витальный стиль, тяготеющий к граффити, а Джичка - академически прописанную аккуратную манеру письма маслом на холсте с жестким рисунком и четкой линеарностью.

Юрий Боринец. Карман

Николай Джичка. Місце ідейного спорожнення

Ростислав Котерлин. Украина - чемпион!

Игорь Переклита. Тут была Галя


Произведения Ростислава Котерлина ежегодно можно видеть на персоналах в «Я Галерее» Павла Гудимова, а Игоря Переклиты - в коллективных проектах о жлоб-арте Антина Мухарского. Полотно Р. Котерлина «Украина-чемпион!» нарисовано в 2008 году, но картина не предсказание или комментарий того, что мы недавно наблюдали по поводу EURO-2012, а интуитивная, ироническая реплика относительно современных геополитических стратегий. Картины Р. Котерлина всегда в большей или меньшей степени проникнуты мистицизмом, sacrum, по-дзенски непостижимыми метафорами. С помощью живописи он стремится познать, открыть и зафиксировать «преображение», момент изменения, «зоны прикосновения». Иногда материалом его работ является время. Иногда - место. Порой - деньги. Изящные, даже едва заметные потоки энергии из его работ затрагивают каждого и даже тех, кто боится в этом признаться. И наоборот, плакатный вызов в картинах И. Переклиты вызывает раздражающую реакцию зрителя, но заставляет задуматься над содержанием увиденного, вступить в диалог или дискуссию. Переклита не сомневается и не позволяет двусмысленности в трактовке. Все по-плакатному ясно и убедительно. Лишенные калиграфичности надписи на картинах это подтверждают. И только обязательная ирония и избыток деталей иногда вызывают подозрение ненастоящего. Сейчас этот художник, пожалуй, наиболее известен в Украине среди создателей «станиславского феномена» благодаря растущему спросу на его картины после выставок в Киеве, Москве, Люблине, Перми.

Издрык больше известен как поэт, писатель, художник, музыкант, редактор журнала визии и текстов «Четверг». Изобразительным искусством спорадически занимается с 1990 года. На выставке демонстрируется лист его коллажированной графики из сериии «Подглядывание».

Юрий Издрык. o.t.

Мирослав Король. Солнце голодного


Мирослав Король интересный, но малоизвестный в Украине поэзографик, автор книги «Время спелого камня». Участник более 40 международных графических представлений. В своих многочисленных поэзографиках минималистическими средствами изображает мир маленького человека, драм его повседневного бытия, иллюстрирует страхи, радости, печали, выискивает скрытые истины. Художественная космогония Короля выстраивается вокруг слова или предмета, служит метафорой слова. Сногсшибательные, неожиданные сопоставления создают новые смыслы поэзографики, где образы являются синонимами слов и наоборот. Детали и инструменты быта, короткие отрывистые фразы, или слова, бумага, различные графические техники (монотипия, огненная вышивка, тушь/перо, офорт) и фантазия художника - этого достаточно для воплощения глубоких философских идей. На выставке демонстрируется характерная для художника монотипия, сделанная из бытовых предметов - «Солнце голодного».

Влодко Гривинский серию крупных шелкографий сделал во время пребывания на стипендии министра культуры Польши «Gaude Polonia» в 2007 году. Одна из них, «Маска», презентована для коллекции ЦСИ.

Владимир Мулык. Мыльные пузыри


Владимир Мулык занимается живописью, графикой в свободное время и без фанатизма. «Мулык, убежденный пацифист, old-овый хиппи. Поэтика и патетика его картин, как по мне, полностью принадлежат рок-н-роллу, хотя корни его творчества я причислял бы к классической рок-культуре вместе с кроной» - писал когда-то Юрий Издрык. «Мыльные пузыри» - характерная картина - иллюстрация с абстрактным сюрреалистическим сюжетом, где андроидный инопланетянин беззаботно играет в пускание пузырей. Много внимания уделяет поп-артовской декоративности и эффектности графического решения. Четкая линия служит основой композиции, каркасом, который очерчивает границы узнаваемого, формирующим грамматику образа.

Ярослав Яновский занимается живописью, скульптурой, фото, видеоартом, перформансом. Участник многих украинских и зарубежных (Россия, Польша, Латвия, Испания, Литва, Германия, Австрия) импрез. «Туман над водой» сочетает приемы абстрактного dripping от Поллока с поп-артовской символикой от Уорхола. И все это под незабываемую мелодию Deep Purple. Художник легко повествует о простых вещах, в то же время все достаточно загадочно и таинственно, как в Smoke on the water.

Мирослав Яремак абсольвент косовского техникума народных художественных промыслов (1982) и Львовского декоративно-прикладного института (1989). Занимается живописью, перформансом, дизайном. Лауреат международных биеннале «Импреза - 89», «Импреза - 9», «Импреза - 93». «Мирослав Яремак относится к тем артистическим индивидуальностям, которым тонкое чувство моды и стиля дано не для следования уже существующим правилам, а для того, чтобы создавать новую моду, новый стиль» - писал Издрык. Поиски «Собъективной метаморфозы» (1993 г.) в запутанных тропинках образов и метафор, внешне напоминающие актуальные в 80-е эскизы к монументальным росписям, иллюстрируют сложность процесса нахождения самоидентификации и самоосознания. Основой работы выступает диалог с модернистской традицией, метадискурс на тему состояния искусства, выявление границы между декоративностью, использованностью и фундаментальными его ценностями. Яремак объединяет рациональность, логику, порядок с открытостью человека, его свежестью восприятия нового, допустимостью существования чуда. Яремак, несмотря на талант умело трактовать свою деятельность, непонятен для многих. Яремак странный. Но он не удивителен в одном, самом важном: он упорно современный и европейский. И в этом он честен.

«Ивано-Франковск имеет сумасшедший потенциал в творческих проявлениях и в частности в теперешнем искусстве (на английском contemporary art ), где все привязывается к понятиям времени. Насколько идеи, которые декларирует художник, адекватны тому времени, в котором он живет. Именно подобными проблемами, я надеюсь, будет заниматься муниципальный ЦСИ. Поэтому его открытие - это важное не историческое событие (это слишком сильное слово), а темпоральное, временное. Поэтому переоценить или недооценить это явление можно будет только со временем. Через год, через два, три года». - Мирослав Яремак.

«Посвященные знают, что ЦСИ уже давно существует, просто он наконец открылся. И это радует, потому что те, кто знает «Импрезы», помнит рождение «Четверга», всегда нуждались в площадке для показов и просмотров нового. Где еще можно показать такое кибер-чудо с шизоидной музыкой, как здесь». - Денис Овчар, VJ group CUBE.

«Я не буду здесь говорить о знаковости, значимости, веховости события. Хотя бы потому, что ничего этого на самом деле нет. Ни знаковости, ни значимости, ни (тем более) веховости. Это просто начало. И о том, стало ли это событие хотя бы знаковым, мы поговорим где-то через год. Чтобы понять, что Центр Современного Искусства в Ивано-Франковске не только состоялся, но и влияет на развитие этого самого современного искусства в городе. Но это через год. А пока имеем то, что имеем. Помещение (небольшое, ибо открытие показало, что не всех желающих можно вместить в эти стены), желание и даже такой, уже достаточно позабытый, энтузиазм». - Владимир Мулык.

 

Несмотря на разнообразие представленного на выставке, трезво отношусь к условиям существования ЦСИ на обочине в провинции. Можно расписывать программу действий на ближайшие месяцы, можно говорить о стратегии развития, но ситуация с культурой, точнее с ее финансированием, желает лучшего. Сейчас центр, кроме неприспособленного для масштабных выставок помещения и зарплаты для двух работников, ничего больше не имеет. Отсутствует элементарное компьютерное оборудование, не говоря про фото-, видео-, проекционные аппараты. Небольшая сумма денег, выделенных из депутатского фонда, в ближайшее время используется на закупку необходимого из оргтехники (забавно пропагандировать современное искусство с блокнотом и карандашом в руках). Сейчас много времени уходит на переговоры с потенциальными благотворителями, спонсорами. Имея опыт наблюдения, как подобные институции развиваются в Польше или России, не исключая их моделей, будем прокладывать иные пути, более подходящие к нашим социальным условиям. Поэтому ударение будет ставиться на интенсификации уже существующих связей и знакомств, налаживании коммуникаций между украинскими и зарубежными институциями современного искусства. Уже существуют договоренности о совместных проектах на следующий год с Павлом Гудимовым («Я галерея») и Александром Щелущенко (галерея «Цех»). Впереди переговоры о сотрудничестве с Институтом проблем современного искусства и Мыстецким Арсеналом.

Продолжение следует.

Возможны неожиданности.

 

Анатолий Звижинский, директор ЦСИ

Фото: Юрий Бакай и Денис Овчар