Как рождаются концептуальные художники
Виктория Буралка подвела итоги пятой выставки Школы современного искусства «Реальность как ошибка».
До 20 февраля продолжалась пятая, «юбилейная», выставка Школы современного искусства. По отзывам, самому о себе объективно судить сложно, мы растем. Тенденция роста подтверждается и укрепляется — и школы как институции, и того круга художников, который она собирает и поддерживает. Говорили, что выставка более успешна, чем предыдущие — более зрелищна и, одновременно, более глубока. В воздухе витало выражение — «парк аттракционов». Но это лишь верхушка айсберга, на самом деле настоящий успех в том, что рефлексивных и абсолютно зрелых работ становится все больше и больше — уровень возникающих художников ничем не отличается от профессионального. Что и требовалось доказать. Это экзистенциальное искусство, которое хочешь не хочешь, но заставляет зрителя думать.
Денис Демешонок. Инсайт
Честно признаюсь, мне, как и многим, довелось заплакать возле «видеомонумента» ныне уже ушедшей бабушки Юли Кисель, или погрузиться в медитативное самосозерцание перед метафорой жизненного пути — двойного изображения юноши-старика — в «Двенадцати шагах» Александры Доцок… Поразмышлять о земном, вечном, обыденном, ломающем стереотипы. О том, что завышенные материальные запросы элементарно мешают наслаждаться жизнью, ощущать ее вкус здесь и сейчас — возле праздничного стола, залитого золотой краской Анной Костюк. О том, что конец чего-то одного всегда означает начало чего-то другого — из старого остова автомобиля вырастает дерево в работе Дениса Демешонка. О том, что в нашем слишком материальном понимании метафизического кроется явная нелепица — на эту мысль наталкивает видео со штамповкой икон Юли Кисель. Или что в нашей «популярной» интерпретации религиозных догм масса искажений: о чем говорит работа Карины Громовой — между страницами Корана и Торы застряли куски стекла. Та же художница предлагает формально тончайшую версию «национальной идентификации», некоего национального визуального кода — в воздухе зависает нежный, прозрачный орнамент… Толпа маниакально-странных, искаженных человеческих лиц у Стаса Квитко и гламурно-модные зомби-персонажи, поедаемые опарышами у Алексея Бурдия… Практически каждая работа провокационна и парадоксальна. И как же без этого — ведь она вновь посвящена неуловимой и ускользающей реальности.
Александра Доцок. 12 шагов
Карина Громова. Без названия
Стан Квитко. crème de la crème
Актуальный художник рождается из этого болезненного соприкосновения, борьбы с реальностью. Как писал Вадим Руднев (название выставки цитирует его книгу), с момента выхода из утробы матери человек сталкивается с действительностью настолько болезненной, что в целях выживания и самозащиты ему не остается ничего другого, как надеть розовые очки и заблуждаться. Художник, чтобы обрести себя, в отличие от статистического большинства, должен наоборот, их снять. Несмотря на то, что его видение тоже будет ошибочным — важен сам жест противостояния реальности. В этом смысле характерны работы художников, пытающихся критически осмыслить сегодняшнюю ситуацию войны и перманентной социальной катастрофы — бедствия, которые становятся чем-то обыденным, само собой разумеющимся.
"Реальность как ошибка" (экспозиция)
В триптихе Анны Легенькой центральная часть основана на известном фото убитой молодой матери с ребенком — он будто бы призывает наш взгляд не быть аналитически-равнодушным, «закаленным» потоком негатива. То же неравнодушный подход — в работе Анны Роенко, выставившей атрибуты «помоечной жизни» бездомных — грязные подушки, картонки с душещипательными просьбами, которые оставляют нас глухими — количество обездоленных растет со страшной силой. Трагедия в том, что мы уже нечувствительны к подобным уколам и даже укусам реальности. Тревожное ощущение войны, черно-белой реальности преломляется и в абстракциях Артура Млояна…
Анна Роенко. Обездоленные
Артур Млоян. Работы из серии "Война"
Вычленилась группа художников, для которых характерен концептуально-текстовой подход. Так, в живописной инсталляции Александра Домре ошибки Бога, людей, восприятия структурируются по ранжиру. О том, что реальность есть язык, говорит эффектная работа Юлии Стриковской — с узелковой письменностью. Виталий Дереш дробит само слово «реальность» в бесконечных зеркальных преломлениях… То, что все в конце концов будет хорошо, прорыв в более гармоничную, бесконечную реальность возможен, убеждает работа Татьяны Дубовой — иллюзионистично выписанное голубое небо просматривается сквозь прутья условной клетки. Искусство не врет: сама эта клетка, кстати, изготовлена из досок старого вольера, в котором долгие годы томились животные, — работа сделана, продумана на уровне энергетики.
Юлия Стриковская. Relict
Татьяна Дубовая. #там#где
Выставка удалась — и за это хочу поблагодарить всех, кто принимал в ней участие. Опять же, подчеркну, что этот новый общий шаг вперед стал возможен только благодаря бескомпромиссной позиции наших теперь уже не новичков — им удалось поверить в себя как в художников. А вера, как известно, двигает горы.
Юлия Кисель. Я зайду тебе проведать
Анна Костюк. Коменсализм ценностей
Анна Легенькая. Натюрморт
Виталий Дереш. Без названия
Алексей Бурдий. Толкователь. Линчевание. Микроволновой философ