Керамика для contemporary art. Беседа с Георгием Браиловским
Уже осенью культурная Украина увидит первые фрагменты новаторского проекта, идейным вдохновителем которого выступит коллекционер антикварной керамики и арт-куратор Георгий Браиловский. Благодаря Георгию современные художники смогут попробовать себя в новом амплуа, а публике, в буквальном смысле, представится возможность прикоснуться к сединам нашей истории. В пространстве Sky Art Foundation специально для ART UKRAINE Георгий Браиловский подробно рассказал о воплощении своего замысла.
Чем обусловлено Ваше решение создать «керамический» проект и при этом взаимодействовать именно с современными художниками?
В основе решения лежит любовь к керамике, как к материалу. Этот материал очень специфический и играет колоссальную роль в истории человечества. В керамике всегда существует тесная временная связь с предыдущими эпохами, в ней много сакральности, она как аккумулятор культурных наслоений ушедших эпох. Ее первым предназначением были ритуалы и языческие обряды. Позже, в силу своей декоративности, керамические предметы стали благодарно использоваться украинцами в быту и интерьере. В конце ХІХ века создавались целые школы, занявшие лидирующее место в Российской империи. Вот именно здесь начинается то, что мне интересно. В керамику приходят: Падалка, Седляр, Крамаренко, Павленко, Нелепинская-Бойчук, Кричевский, Гагенмейстер и многие другие. Большинство из них погибли в 1937-1938 годах. Они отдали жизнь за это искусство…
Вы хотите сказать, что керамическому искусству свойственен мотив жертвенности?
Именно. Я часто задумывался: почему так много керамистов погибло?! Думаю, керамика несет в себе мощную энергию этноса. Эти люди, простившиеся с жизнью в 30-х, расстрелянные и репрессированные, были носителями национальных идей. В проекте для меня срослось все: любовь к керамике, исследовательская жилка в изучении искусства периода рубежа веков и до 30-х годов ХХ столетия, сегодняшнее увлечение современным искусством и увлекательное общение с известными украинскими художниками.
Мне всегда казалось, что керамика близка к скульптуре. Почему тогда Вы сотрудничаете с художниками, а не со скульпторами или с художниками-керамистами?
Скульпторы и художники-керамисты понимают материал и технологию: что можно делать, а чего материал не потерпит. Мне же хотелось избежать предсказуемых решений. Всегда существует дилемма между профессиональными навыками и творческим экспериментом. Художники, например, могут не знать тонкостей технологии: они творять «без оглядки», поэтому часто получается совершенно неожиданный результат. Именно новаторство привлекает человека в искусстве.
Коллекционер антикварной керамики, арт-куратор Георгий Браиловский
И как складываются профессиональные отношения с этими художниками?
Мы всегда в процессе обсуждения. Разумеется, в нем не обходится без иронии, а иногда и откровенного стеба. О серьезных вещах нужно говорить с юмором, а к окружающей действительности относиться критично.
Ваша миссия заключается в том, чтобы сплотить людей и поставить им конкретные задачи?
Это не те люди, которым можно ставить задачи. Изначально я рассказываю, как вижу все это с точки зрения концепции – идей, заложенных в проекте. Мне хочется, чтобы художнику стала интересна сама новь! В проекте я - куратор, идейный вдохновитель. Решаю технические и организационные вопросы, занимаюсь его финансированием.
Тогда поинтересуюсь, что будет в себя включать данный проект?
Проект масштабный. В него войдут не только современные произведения. Мне думается, нужно показать современное искусство в контексте общей истории искусства Украины. Существует огромный исторический пласт искусства керамики, о котором мы почти ничего не знаем: Миргородская школа, Каменец-Подольская, школа Народных мастеров в Лавре, лучшие образцы народной керамики. Одним словом – все, вплоть до Триполья.
Тумба – Олег Тистол и Николай Маценко, проект «Головы». Керамика – Николай Маценко, проект «Неофолк». Ваза: украинская народная керамика, 1900-е годы, из коллекции Георгия Браиловского.
Это невероятно! Мой отец занимается антиквариатом, и я хорошо понимаю, что значит держать трипольскую посуду в руках и осознавать, что ею пользовались люди несколько тысяч лет назад…
Вот, Вы понимаете, о чем я. Когда берешь в руки предмет, которому 5 тысяч лет, и понимаешь, что этот сосуд участвовал в ритуальных обрядах, – в духовной жизни давно ушедших от нас людей, – появляется особенное отношение к керамике. Опять возвращаюсь к 20-30-м годам. Грустно, что мы знаем про эту часть нашей истории только из архивных данных. Предметов, которые были созданы в этот период, почти не осталось. У нашего антиквариата вообще сложная судьба: все или вывезли, или уничтожили.
Вы имеете в виду немецкую оккупацию?
И не только. Начиная с 30-х, когда все украинское сознательно уничтожалось, а в отношении керамики это не сложно сделать. Многих мастеров просто загоняли в артели, на этом заканчивалась их творческая индивидуальность. При нацистах керамистам разрешалось работать, но предметы искусства изымались и вывозились в Германию. А советская власть стала виной тому, с чем теперь ассоциируется керамика: безликое конвейерное тиражирование. Задача любой империи – нивелировать и унифицировать. Чем сильнее человек осознает себя кем-то уникальным, тем более высокая его самооценка как части своей культуры. Потому нужно было стереть всякие этнические границы, обезличить нацию и ее культуру.
Хорошо, вернемся к проекту. Как художники решаются на такое рисковое дело? У них ведь есть своя аудитория, а реакция критики и поклонников может быть неоднозначна.
Для них участие в проекте - вызов! Вы только представьте: человек всю жизнь работал кистью, привык видеть перед собой холст или лист бумаги. Он узнаваем, имеет свой круг почитателей. Внезапно ему предлагают нырнуть во что-то неизвестное! Но история показывает, что многие живописцы пробовали себя в керамике: Пикассо, Врубель, Серов, Головин, Поленов, Коровин. Достаточно провести параллель между Серебряным веком и нашим временем. Керамика как материал – очень современна; у нее уникальные пластические свойства, колористика, фактура. Задача художника – раскрыть все это.
Проект Николая Маценко «Неофольк»
Я правильно понимаю, что их работа носит экспериментальный характер? Тогда интересно, насколько задуманное отличается от конечного результата?
На самом деле, даже самый опытный профессионал не знает до конца, как будет выглядеть его работа после обжигов. Керамика, как я уже говорил, – дело тонкое. Часть делает мастер, часть – силы небесные. Пусть и в тысячный раз автор заложит в печь изделие, но результат всегда непредсказуем. Тем приятнее наблюдать реакцию художников, которые не видят даже сам процесс. Вчера, например, встречались с Владой Ралко. Я принес ее работу с «топором в колоде». И до чего же чудесные моменты, когда видишь искреннюю радость художника, творческий замысел которого ты помог воплотить.
Вы говорите про топор, который стоит прямо здесь, в галерее?
Да, вот Вам и наглядный пример. Философская тема – разрушение, гибель и возрождение. Умирая, превращаясь в пепел, дерево отдает свое тепло новой жизни. Влада была против какого-либо декорирования, которое часто просится на керамику. Получилось, на мой взгляд, очень мощное монументальное произведение, причем дело даже не в размере, а в глубине содержания.
Влада Ралко. «Колыбельная» (2015)
Я подумала о сказке «Каша из топора». И сразу невольно хочется провести параллель с нынешней экономической ситуацией в стране. Работа очень концептуальна. Кто из художников уже согласился участвовать?
Если говорить об украинских, то общаемся примерно с 25 художниками. Могу назвать несколько фамилий: Тистол, Маценко, Ралко, Будников, Дяченко, Бабак, Твердый и т.д. Тема вызвала интерес у многих, и это приятно.
Коллекционер антикварной керамики, знаток истории искусства, арт-куратор Георгий Браиловский
Какие временные рамки проекта и по какому принципу Вы собираетесь демонстрировать его общественности?
Думаю, год. Или около того. Но развитие проекта не будет закрытым процессом. Мы планируем выставляться «порционно», чтобы успевать «рассказывать и показывать». Современное искусство – очень сложная штука; его нужно комментировать. Демонстрировать будем и в Украине, и за рубежом. На сегодняшний день в мире есть большой интерес к нашей стране и ее культуре. Это как раз то искусство, по которому нас еще не знают. Тем более, что мы обращаемся к своим истокам, оно первично по своей сути. Сейчас в обществе есть большая потребность узнать, в какой стране мы живем. Конечно, мы любим свою страну, и не надо спрашивать, за что. Но пора бы начать изучать объект своей любви.
Об авторе
Роксана Рублевская – журналист, кинообозреватель.
Роксана Рублевская