LA BIENNALE 2013: Украина в Венеции. Продолжение
Мы продолжаем обзор украинского участия в 55-й Венецианской биеннале. В предыдущей публикации мы рассказали о том, каким получился седьмой украинский национальный павильон.
Однако последним участие Украины в основной программе 55-й Венецианской биеннале не ограничивается. Наш соотечественник Сергей Зарва стал экспонентом главного биеннального проекта – Il Palazzo Enciclopedico.
Сергей Зарва в экспозиции Il Palazzo Enciclopedico в Арсенале
Кажется, более органично в выставке Массимилиано Джони выглядел бы уже покойный Федор Тетянич, он же Фрипулья. Но, очевидно, до украинских художников итальянский куратор не добрался, несмотря на то, что проделал огромный труд, изыскав и собрав в своей выставке множество аутсайдеров от искусства разных времен и народов.
Сергей Зарва. Работа из серии "Огонек"
Сергея Зарву пригласил не Джони, а Синди Шерман – куратор спецпроекта в рамках «Энциклопедического дворца». В экспозицию Шерман включила несколько работ его известной серии «Огонек» (2001). Для зарубежного зрителя эта серия, в которой Зарва изобличает советские мифы, наделяя персонажей на обложках «Огонька» уродливыми гримасами, по большому счету представляет собой интерес с точки зрения постсоветских студий. Но не для самой Синди Шерман. Скорее, ее привлек сам стиль Зарвы, патологические гримасы и лица, состоящие как будто из одной только мышечной ткани, без кожи. Известно, Шерман является поклонницей творчества Зарвы и даже коллекционирует его (в частности, она купила его работы, представленные галереей «Риджина» на Armory Show в 2011 году). И это неудивительно, ведь Сергей Зарва больше известен за рубежом, чем в Украине – нет пророка в своем отечестве.
Сергей Зарва. Камышовый рай. Экспозиция выставки "Союз хижин"
Оксана Мась. Квантовая молитва. 2013 © abitare.it
Оксана Мась, единственная участница украинского национального павильона на предыдущей Венецианской биеннале, в этом году при поддержке Mironova International Art Group приняла участие в специальном проекте биеннале Glasstress, посвященном искусству современных стеклодувов. Уже третий к ряду Glasstress в этот раз проходит под темой White Light / White Heat (Белый свет /Белый жар). Работая с темой выставки, Оксана Мась создала и представила в Венеции очередной вычурный проект – инсталляцию «Квантовая молитва». Для этого ей понадобилось построить на одной из стеклодувных фабрик венецианского острова Мурано специальную печь. Сама инсталляция являет собой деформированный под воздействием горячей температуры автомобильный двигатель, покрытый стеклом, стекающим, как расплавленный сахар, но застывшим в движении. Примечательно, что в этом году в Венеции Оксана Мась нашла свое место в контексте декоративно-прикладного искусства, а не претендует на нишу современного.
Р.Э.П. Евроремонт. Путем улучшения. 2013© Фото: Сергей Ильин. PinchukArtCentre
Своего рода Гэтсби венецианских вечеринок Виктор Пинчук уже традиционно презентовал свой центр с размахом. В одном из шикарных венецианских палаццо (Контарини Полиньяк) с выходом на Гранд Канал PinchukArtCentre представил проект Future Generation Art Prize @Venice 2013.
На первома плане работы Линетт Ядом Боакье, на втором - Эбигейл Девилль. Дикое зерно © Фото: Сергей Ильин. PinchukArtCentre
Эбигейл Девилль. Дикое зерно. 2013 © Фото: Сергей Ильин. PinchukArtCentre
Экспозиция в Венеции существенно отличается от киевской выставки. Помимо того, что многие участники проекта представили новые или по-новому интерпретированные работы, большинство экспонатов, инсталлированные в интерьере палаццо, иначе воспринимаются на фоне старинных обоев и мебели. К примеру, видео «Мои любимые вещи» Агнешки Польской в этом пространстве потерялось, в то время как киевская работа художницы, созданная специально для PinchukArtCentre, была зрительским фаворитом. В венецианской экспозиции сильнее всего выглядит новая масштабная инсталляция Эбигейл Девилль «Дикое зерно», а вот большинство зрительских симпатий досталось «Сладкому кино» Ян Ксина.
Ян Ксин. Сладкое кино. 2013.© Фото: Сергей Ильин. PinchukArtCentre
Группа Р.Э.П в рамках проекта «Евроремонт» инсталлировала в коридоре при входе в палаццо Контарини Полиньяк подвесной потолок, выполненный по всем канонам евроремонта – с разноцветными уровнями и светодиодными лампочками. Еще один украинский финалист Future Generation Art Prize 2012 Никита Кадан построил в Венеции новую скульптурную инсталляцию «Бабушка (Мавзолей обеспечения)». Мавзолей плотно заполнен стеной, сложенной из «кирпичиков» хлеба, которые видны, как рыбки в аквариуме, сквозь стеклянную «витрину». Эта работа прочитывается как высказывание о техниках выживания украинских пенсионеров, о комплексе практик, описываемых словом «бабушка» и иллюстрирующих теорию Мишеля де Серто о «тактиках», с помощью которых граждане ежедневно обходят «стратегические» ловушки, расставленные институтами власти. Чтобы выжить несмотря на созданные государством несовместимые с жизнью условия, «бабушки» до копейки рассчитывают свою ничтожную пенсию, приобретают самые дешевые товары, используют их неоднократно и по разному назначению, идут на компромисс с совестью, продавая свой политический голос за пищевой паек, и тайком делают продовольственные запасы в постоянном страхе однажды остаться совсем без денег.
Никита Кадан. Бабушка (Мавзолей обеспечения). 2013 © Фото: Сергей Ильин. PinchukArtCentre
Никита Кадан. Бабушка (Мавзолей обеспечения). 2013 © Фото: Сергей Ильин. PinchukArtCentre
Победительница Future Generation Art Prize 2012 Линетт Ядом Боакье также стала участницей проекта Джони. Более того, эта молодая английская художница удостоилась фактически отдельного зала в экспозиции Il Palazzo Enciclopedico в Джардини. Ее творчество было представлено не одной, и даже не двумя картинами – и это вполне закономерно. Живописные портреты вымышленных персонажей Линетт производят впечатление как раз вместе, а не по отдельности, поскольку ведут командную игру в фантазийных сюжетах автора, как персонажи романа или фильма.
Линетт Ядом Боакье в экспозиции Il Palazzo Enciclopedico в Джардини © contemporaryartdaily.com
Еще одним местом, где состоялось «украинское присутствие» в Венеции, стал остров Лидо, где кураторское объединение Худсовет презентовало свой новый проект «Союз хижин», представив первую выставку в его рамках, так называемый первый съезд союза.
Открытие выставки «Союз хижин»
В целом, по факту и по ощущениям, эта презентация проходила и в Венеции, и не в Венеции. С одной стороны, она состоялась в день открытия биеннале, когда к Венеции было приковано внимание всей мировой художественной общественности, с другой стороны, проходила в отдаленном месте – на пляже острова Лидо, не входила в официальную программу событий, сопровождающих биеннале, и как следствие о ней практически никто не знал. Однако самоорганизованная (без поддержки какой-либо институции) однодневная выставка «Союз хижин» стала примером того, как при минимальном бюджете можно сделать интересный проект. Для этого у «Союза» было все необходимое – интересная локация, работа с местным контекстом, актуальная и мало исследованная тема.
Экспозиция выставки «Союз хижин»
Во время предыдущей Венецианской биеннале украинские художники, участники группы Р.Э.П., лишившись крыши над головой, обнаружили на пляже острова Лидо пространство стихийного обмена и взаимопомощи – своеобразный кемпинг из «халабуд», из года в год сохраняемых и заселяемых разными людьми. В одной из таких «халабуд» и состоялась выставка. По словам кураторов, «Союз хижин» родился именно из опыта бездомности и обусловленных ею равноправия и взаимной поддержки.
Экспозиция выставки «Союз хижин»
Сам проект направлен на исследование анархитектурных конструкций – стихийных, несанкционированных строений в урбанистическом пространстве или на природе. Это жилища бездомных, ромов, несанкционированные торговые точки – пластиковые и металлические ларьки, всевозможные пристройки, выполненные из подручных средств. Все то, что человек создает сам, являясь и заказчиком, и архитектором, и строителем.
Обледенения архитекторов. Люлька
У первого съезда «Союза хижин» было более десяти участников, среди них не только украинские художники и группы. В рамках выставки была представлена документация известного перформанса «Люлька» российского «Обледенения архитекторов» и фото экспонатов из музея вещей Владимира Архипова. Никита Кадан и Анна Звягинцева начали исследование социального и архитектурного феномена крымско-татарских самозахватов и в рамках «Союза хижин» презентовали серию фотографий из Крыма. Николай Ридный представил на выставке одну из своих первых работ – созданное совместно с Беллой Логачевой видео о жизни харьковской бездомной, ведущей привычный образ жизни городского маргинала, однако исповедующей его скорее как жизненную философию. Присоединиться к «Союзу» Худсовет пригласил и Сергея Зарву, который предоставил для выставки работу «Камышовый рай» – портрет своего соседа, отдыхающего на специально обустроенном лежбище в камышах.
Экспозиция выставки «Союз хижин»
Очень близким к тематике «Союза хижин» оказался уже упомянутый в предыдущей публикации павильон Грузии – «Камикадзе лоджия», в фокусе которого та же несанкционированная застройка и другие феномены интер- и экстерьеров в постсоветском пространстве.
«Павильон» «Союза хижин» на Лидо
Камикадзе лоджия в Арсенале
Наиболее интересной в рамках «Союза хижин» выглядела работа украинской Открытой группы «Ключи от галереи». Этот долгосрочный проект, реализованный группой в 2012 году, подразумевает несколько этапов. В одном из заброшенных домов на Закарпатье (на окраине города Виноградово, на берегу реки Тисы) группа создала галерею «Тиса» и открыла там выставку. Изначально в домик попал один из членов группы Павел Ковач, открыв его с помощью ключа от собственной квартиры. Проект был продолжен для МузычиChristmasArtFair 2012: шесть копий ключа от галереи «Тиса» вместе с картой проезда к ней и каталогом работ с выставки были упакованы в шесть коробочек, каждая из которых предназначена человеку, который твердо решит посетить галерею. Пара коробочек разошлась на ярмарке, а одну, представленную в «Союзе хижин», взял бельгийский куратор.
Открытая группа. Ключи от галереи
В целом, не выходя за привычные для себя рамки, Украина в этом году выглядела в Венеции вполне достойно и даже интересно – очевидно, что не только для своих. В конце концов, привычные нам убогость государственного финансирования и нехватка организационного профессионализма не так жалки, как отсутствие идей и талантов.