LA BIENNALE 2013: Украина в Венеции. Часть 1

В основной программе 55 Венецианской биеннале Украину представляли национальный павильон с работами Жанны КадыровойНиколая Ридного и Гамлета Зиньковского, и Сергей Зарва в экспозиции Il Palazzo Enciclopedico. А в официальной и неофициальной параллельных программах – PinchukArtCentre с выставкой Future Generation Art Prize @ Venice 2013, Оксана Мась, принявшая участие в специальном проекте Glasstress, а также объединение «Худсовет» с самоорганизованной на острове Лидо выставкой «Союз хижин».


"Памятник новому памятнику" Жанны Кадыровой в экспозиции украинского национального павильона


Выбор куратором основного проекта Венецианской биеннале в этом году Массимилиано Джони, кроме всего прочего, говорит и о том, что самая старинная и столь много критикуемая за свою консервативность мировая выставка искусства берет курс на омоложение. И дело не столько в том, что Джони достаточно молодой человек – он опытен и признан. Суть в том, что это куратор, понимающий как само искусство, так и задачу куратора, по-новому. Как следствие, Джони смог по-другому помыслить и идею самой биеннале.

 

Жанна Кадырова. Неявные формы. Монтаж экспозиции украиского национального павильона. Фото с facebook-страницы Виктории Бурлаки


Экспозиция украинского национального павильона: Гамлет Зиньковский. Книга Людей


Прогрессивные перемены произошли и в нескольких национальных павильонах, объединенных советским или социалистическим прошлым. Польша, Грузия, Румыния в этом году допустили в Венецию своих молодых художников, и, как следствие, все три павильона оказались актуальными, интересными и запоминающимися. Молодые кураторы Агнешка Пиндера и Даниель Музычук представили в польском павильоне саунд-арт проект Конрада Смоленского. Центральной работой грузинского павильона «Камикадзе лоджия» стал собственно сам павильон – пристроенная к зданию Арсенале деревянная лоджия, проект Гии Сумбадзе и приглашенной грузинами в качестве куратора польской художницы Иоанны Варши.

Осмысляя свою постсоветскую идентичность, грузинские художники представили в Венеции репрезентацию жизни современного грузинского общества, интерпретируя самые различные ее аспекты – от «евроремонта» как в интерьере, так и в экстерьере, до специфики взаимодействия разнообразных религиозных конфессий. В работе поляка Конрада Смоленского также заметны отсылки как к актуальным проблемам современного польского общества (похоже, что два больших литых колокола в его звуковой инсталляции символизируют усиливающуюся в Польше власть католической церкви), так и к социалистическому прошлому Польши – название проекта «Everything Was Forever, Until It Was No More» отсылает к одноименной книге Алексея Юрчака о Перестройке. В то же время румынские художники представили критику самой биеннале с ее избыточностью, лоском и бешеным темпом, не оставляющим времени для рефлексии и пространства для индивидуальности. В своем перформансе «Нематериальная ретроспектива Венецианской биеннале» художники отыгрывали одно за другим отдельные события и работы, имевшие место на Венецианских биеннале со времен ее основания.

 

Николай Ридный. Монумент. Платформа. Экспозиция украинского национального павильона


В отличие от России, в очередной раз явившей миру одного из своих великих концептуалистов Вадима Захарова (который, используя сущностную  особенность концептуализма – иносказание, как показалось, откровенно заигрывал с провластным, путинским дискурсом современной России), Украина внесла свою лепту в формирование прогрессивной тенденции и дала дорогу молодым. Участниками украинского национального павильона стали Жанна Кадырова, Николай Ридный и Гамлет Зиньковский, благодаря чему в этом году мир увидел настоящее лицо украинского современного искусства, в целом довольно симпатичное.

 

Гамлет Зиньковский. Книга Людей. Экспозиция украинского национального павильона


Гамлет Зиньковский. Книга Людей. Экспозиция украинского национального павильона

 

Гамлет Зиньковский. Книга Людей. Экспозиция украинского национального павильона


Все трое украинских художников разные – по силе, по интересам, по задачам. Но как раз благодаря этому общая картина получилась наиболее полной и правдивой. И несмотря на различия между художниками-участниками, в целом проект украинского павильона выглядел гармонично, по-хорошему монолитно – выдержанный в темно-серой гамме, черно-белой эстетике, с доминантой скульптурной формы (даже рисованная «Книга людей» Гамлета Зиньковского, подчиненная общему порядку, выглядела как скульптурное панно). Здесь нужно отдать должное кураторам павильона – Александру Соловьеву и Виктории Бурлаке, которые на высоком профессиональном уровне справились со всеми серьезными недостатками экспозиционного помещения: предельно низким потолком, отсутствием окон, темнотой, коридорной продолговатостью и небольшими габаритами залов. К тому же, художникам и кураторам пришлось работать в условиях тотального дефицита времени и денег. Вследствие этого художники не имели возможности создать новые масштабные проекты, не смогли внедриться в городское пространство, в то время как замыслы Кадыровой и Ридного были очень интересными. Будь они реализованы, эти работы могли бы стать знаковыми не только для самих художников, но и для 55 Венецианской биеннале – очевидно «критика биеннальной сцены» от Жанны Кадыровой выглядела бы не менее интересной, чем проект румынских художников.

 

Николай Ридный. Убежище. Экспозиция украинского национального павильона


Николай Ридный. Убежище. Экспозиция украинского национального павильона


Николай Ридный. Убежище. Экспозиция украинского национального павильона


И все же, больше всего украинское современное искусство подвела украинская диаспора в Италии. Об этом инциденте нельзя умолчать, поскольку он очень красноречиво свидетельствует о том, насколько гетерогенна современная украинская культура. Организовав за свой счет фуршет для небогатого украинского павильона, представители диаспоры оказали ему медвежью услугу. Из лучших побуждений помимо традиционных мясных яств радушные итальянские украинцы представили увеселительную программу – облачившись в национальные украинские костюмы, исполнив «Привітальний» танец и несколько народных песен (на любительском уровне). Таким образом, члены диаспоры вернули все на круги своя, в очередной раз отождествив украинскую культуру с шароварщиной, на фоне которой временно померкла, превратившись в фон, экспозиция украинского павильона. Эта ситуация вскрыла реальное положение вещей – современное искусство для большинства украинцев остается элитарной культурой, а народная – народной, как в самой Украине, так и в эмиграции, как в XVI веке, так и в XXI.

 

Площадь перед Палаццо Лоредан, где разместился украинский национальный павильон. Фото с facebook-страницы Виктора Сидоренко

 

 

Продолжение следует