LA BIENNALE 2013: Жанна Кадырова: «Я сделала документацию жизни скульптуры в городской среде»
Чуть больше недели осталось до открытия украинского национального павильона на Венецианской биеннале, в котором украинское искусство будут представлять трое молодых, но уже известных художников – Жанна Кадырова, Николай Ридный, Гамлет Зиньковский.ART UKRAINE подготовил серию интервью, в которых художники-участники биеннале рассказывают как о своих проектах для павильона, так и о своих творческих и жизненных ценностях в целом.
Жанна Кадырова
Памятник новому памятнику. 2009
Анна Цыба Уже несколько лет тебя чуть ли не официально называют "самой лучшей художницей Украины" (вот совсем недавно в своем интервью нам об этом сказал Сергей Братков). Как тебе живется с этим статусом? Он как-то влияет на тебя – возможно, тебе тяжелее работать под его давлением – или ты не воспринимаешь его всерьез?
Жанна Кадырова Приятно, когда тебя признают коллеги, но мы все-таки не спортсмены, которые борются за первое место – каждый художник работает в избранном им направлении. И «самый» – это весьма сомнительная категория: где-то ты самый, а где-то, наоборот, – нет, а еще где-то тебя совсем не знают – все это очень относительно.
Data Extraction. Autostrada SA-RC. 2012
- Как ты полагаешь, в чем заключается твой успех? Почему твои работы так нравятся и публике, и критикам?
- Я стараюсь быть понятной, высказываться лаконично и доступно, и, главное, - всегда говорить о близком, знакомом зрителю, о том, что происходит сейчас в реальной жизни с ним, со мной, о насущных проблемах. Отсюда формы и материалы, которые я выбираю: зеленое яблоко, которое каждый человек ел и видел, как рыжеет огрызок, или асфальт, который мы видим каждый день и о который хоть раз да сбивали коленки.
Data Extraction. Autostrada SA-RC. 2012
Или, к примеру, один из моих последних проектов – выставка "Data extraction" в галерее Continua в Сан-Джиминьяно. Нужно отметить, что галеристы пошли на риск, приглашая неизвестную там никому художницу из Украины – хотели выставить асфальтные «картины», которые я делала накануне ЕВРО 2012, когда Киев активно ремонтировался. Мне показалось, что для итальянцев эта тема далека и, изучив местную ситуацию, я предложила сделать новые работы для проекта. А именно вырезать куски асфальта из автострады SA-RC, которая для Италии является проблемной зоной, так как власти строят ее за деньги налогоплательщиков уже десять лет, но из-за мафии и коррупции никак не могут построить. Галеристам пришлось еще раз пойти на риск, потратить деньги на создание работ, уладить сотню бюрократических нюансов, но, в конечном итоге, проект сработал. Когда зрители видели подпись на стене, что это асфальт с автострады SA-RC, экспозиция находила у них живой отклик, реакцию. Им было интересно видеть проект о локальной ситуации и, благодаря этому, работы из украинского контекста тоже стали понятнее.
Data Extraction. Autostrada SA-RC. 2012
- Ты участвуешь одновременно во множестве проектов. Как ты все успеваешь? Ты быстро работаешь?
- Работы возникают по-разному: над одними работаешь долго, постепенно выкристализовывая идею, другие осуществляешь спонтанно, третьи задумываешь быстро, но много времени тратишь на поиски формального выражения или на его воплощение.
Сейчас я действительно просто разрываюсь, и чем дальше – тем больше: поступает множество предложений о выставках, разных проектах в разных странах – везде хочется поучаствовать. И, к сожалению, не хватает времени на главное – собственно, на творчество, на создание новых работ. Для этого мне всегда необходимо свободное время, без всякой спешки, без планов – чтобы сесть на солнышке и подумать, порисовать, сделать эскизы.
Не хватает времени заниматься новыми проектами Р.Э.П. И не только мне – у нас у всех сейчас сольные проекты, резиденции, поездки и такой ритм, что некогда вместе собраться и придумать что-то новое. Из последнего – у нас будет новая инсталляция в рамках проекта «Евроремонт» для выставки Future Generation Art Prize на Венецианской биеннале.
Доска почета. 2003
- В чем отличие твоей деятельности как участницы группы Р.Э.П. и твоей персональной работы?
- Р.Э.П. – это сообщество единомышленников в первую очередь, и поэтому, хоть это и групповая работа, она никого из нас не ограничивает – мы смотрим и движемся в одном направлении. Р.Э.П. немного ближе к некой концептуальной традиции, чем мое персональное творчество. Но поэтому мне вдвойне интересны проекты группы, которые дают мне возможность пробовать себя в других рамках. Работать группой - это всегда намного эффективнее, продуктивнее и объективнее. Здорово, когда в основе не один опыт, а несколько, и все разные.
- Вас называют молодыми художниками зачастую просто по инерции, ведь сегодня все участники Р.Э.П. – вполне зрелые художники. К примеру, ты работаешь уже более десяти лет. Если посмотреть на твое творчество в ретроспективе, какова динамика его развития – как изменились формы, темы?
- Трудно сказать – я еще никогда не подводила итог своего творчества. Действительно, моя первая выставка состоялась в 2002 году, если не считать участия в фестивале песочной скульптуры в 2001. За все свои роботы я несу ответственность, ни от одной из них, даже самых ранних, не отказываюсь.
Материал, в котором выполнена работа, для меня имеет большое значение. Я училась в РХСШ на классической скульптуре. Там есть рисунок карандашом, серая глина, зеленый пластилин и на этом все, а мне всегда хотелось добавить цвет, и как материал для цветной скульптуры я нашла кафель. То, что я пришла к этому материалу, было совершенно органичным (а до этого, кстати, так как все вокруг делали живопись, я тоже делала живопись, и две мои живописные работы даже купили). Кафель – отличный материал, в нем много потенциала, и я по-разному его использовала. Но со временем надоело – захотелось поработать с другим материалом, хотя я не зарекаюсь, что впредь не буду работать с кафелем, для городской скульптуры, мне кажется, вообще идеально использовать этот материал. Потом был цемент, асфальт. Забавно, что когда я перешла к газетам для проекта «Толпа», все говорили: а как же кафель, а как же цемент, как будто я их предала.
Толпа. 2012
К слову о «Толпе» – на данный момент это мой магистральный проект, я его сейчас заканчиваю и его полная версия будет представлена на Московской биеннале (в PinchukArtCentre я выставляла только «промежуточный итог» за полгода). Я собрала газеты из разных стран, выпущенные в 2012 году. Разные страны, разные люди – интересно смотреть на них и выстраивать композиции из них. Работать с газетой вообще интересно, ведь это некая субъективная реальность. И вот я вырезаю лица, оставляю плашку, где указаны страна, дата, цена и другие выходные данные, потом компоную их так, чтобы всех объединить в одно изображение, в толпу, которая уходит в перспективу. И когда эти "коллажи" стоят в стеклах, просвечивая между собой, получается эффект бесконечной толпы, частью которой становятся и зрители. Над этим проектом я начала работать в Индии в конце 2011 года, в то время, когда в России были уличные протесты, когда еще свежи были впечатления от арабской весны, от событий, превративших толпу из серой массы в активную, действующую субстанцию, которую невозможно не замечать.
Толпа. 2012
Прежде всего, меня интересуют реальные события, реальные люди, реальные ситуации в обществе. Именно то, что происходит сейчас, и то, как можно с этим работать, как можно на ситуацию повлиять. Повлиять, конечно, сложно. Но все-таки, если в какой-то мере ты заставляешь зрителя задуматься, обращаешь его внимание на определенную проблему – это уже удача.
Толпа. 2012
Та же скульптура "Яблоко" – это фиксация реальности. Созданная из обломков стен разрушенных зданий и покрытая кафельной кожурой, она является портретом города в настоящем времени, когда уничтожаются памятники архитектуры в угоду бизнес-центрам. Это такой процесс, который можно наблюдать в городах по всему миру, не только в Украине и России.
Яблоко. 2010
Яблоко. 2010
«Памятник новому памятнику», установленный в 2009 году в Шаргороде в Винницкой области, – знаковая работа для меня. На постаменте под белой тканью стоит фигура и ждет момента открытия. Ткань вылеплена из керамической плитки. Памятники сменяют друг друга, как и режимы и их лидеры. А мой памятник всегда актуален, так как он изображает канун открытия нового монумента. Мне было интересно, кто же этот герой для современной Украины. И я спрашивала у жителей Шаргорода, кто он для них. Одна женщина сказала, что это памятник ее сыну, кто-то сказал, что это Коцюбинский, а кто-то сказал, что это – памятник невидимому Богу. Вот так получилось включить людей в творческий процесс. И, вдобавок ко всему, мне мэр Шаргорода вручил грамоту "За облагораживание города". И это здорово, ведь некое «облагораживание» города, определенное прямое действие в этом направлении интересно мне в первую очередь: городская скульптура, лавочки и другое. Я люблю работать как "архитектор", работать с пространством. Когда-то я разработала для Davidoff проект курилки в форме упавшего дымящегося метеорита (стеклянного, с вытяжками в определенных местах) – правда он так и не был реализован. Также разработала велопарковку, возможно, ее установят в Киеве. Мне очень нравится делать вещи для городской среды, которые могут быть функциональными, а не только эстетичными.
- Недавно ты подготовила свой первый каталог работ – что в него вошло? И когда состоится его презентация?
- Работа над каталогом была сложной. 256 страниц – это и много, и мало, ведь, как оказалось, все работы на них не уместить, нужно отсеивать, выбирать лучшие, избегать повторов.
Это первая попытка структурировать все, что было сделано за годы моей деятельности. Текст к каждому проекту написала куратор «Изоляции» Олена Червоник, она также автор вступительного слова. Еще два эссе написали Клэр Стеблер и Евгения Кикодзе.
Первая презентация каталога планируется в Украинском павильоне в Венеции, вторая на Московской биеннале, где должна быть и моя персональная выставка. Издание каталога и выставка в Москве будут проходить при поддержке московского фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина.
Неявные формы. Форма света фар. 2012
- Проект, который ты изначально подавала, как участница украинского павильона на 55-й Венецианской биеннале, насколько известно, не будет реализован. Почему? Городские власти Венеции неохотно отдают в распоряжение художников места под открытым небом?
- Не то, чтобы неохотно – дело в том, что когда началась работа над подготовкой украинского павильона, дедлайны по уличным проектам биеннале уже были закрыты. Это должна была быть работа из серии «Неявные формы». Сцена, по типу таких, как у нас на Майдане собирают. Из осветительных приборов на нее падают лучи света, выполненные из бетона. Лучей должно было быть настолько много, чтобы не было места на сцене, куда можно было бы ступить. Грубый неповоротливый материал бетон, его тяжесть, наличие четкой формы, как противоположность эфемерному свету.
Это про Венецианскую Биеннале, портрет этой главной мировой арт-сцены, где так много света, так много пересекающихся лучей. Если бы зритель залез на краешек этой сцены, он бы дискомфортно себя там чувствовал, потому что лучи везде, и переступить, сделать следующий шаг – практически невозможно.
Въезд запрещен. 2005
- Это своеобразная критика Венецианской биеннале?
- Нет, скорее констатация факта – там много проектов, слишком много всего, и места всему не хватает. И посмотреть все невозможно.
Памятник новому памятнику. 2009
- Каким же будет теперь твой проект для украинского павильона?
- Изначально кураторы украинского павильона выбрали два моих проекта – «Памятник новому памятнику» и «Неявные формы». Потому я буду представлять две работы. Поскольку реализовать «сцену» не получилось, в рамках проекта «Неявные формы» будет представлена работа, где я материализую в бетоне зону, которую «видит» видеокамера. По форме она чем-то напоминает луч, только квадратный. Вторая работа – «Памятник новому памятнику», которая была установлена в Шаргороде в 2009 году и о которой я уже говорила. Я сделала документацию «жизни» скульптуры в городской среде – исследовала, как она там, что с ней случилось за эти четыре года. Четырьмя камерами GoPro мы снимали памятник со всех сторон – раз в десять секунд камеры синхронно делали фото. Этот материал будет использован для конструирования голографического изображения памятника, картинка будет меняться с частотой 3 кадра в секунду. Таким образом, мы передадим динамику происходящего вокруг. Мне показалось, что документация «жизни» такого объекта в украинской глубинке, в очень маленьком городе, где проживает около 30 тысяч жителей, будет выглядеть в Венеции намного интереснее чем, например, копия самого памятника в павильоне. В конечном итоге, такое исследование интереснее мне самой.
Пачка LM. 2006
- Важный аспект многих твоих работ – юмор, сарказм, ирония или добродушная шутка. Насколько сознательно ты включаешь юмор в проекты?
- Я просто веселый человек, и я делаю то, что мне нравится. Пожалуй, это происходит абсолютно органично для меня.
Я к тому же очень люблю принимать участие в разных не то, чтобы шуточных, но спонтанных, самоорганизованных выставках. Я стараюсь делать это как можно чаще, чтобы не зацикливаться на чем-то одном, чтобы постоянно было движение и обмен опытом с другими людьми. Ведь я в основном черпаю информацию из общения. Для меня общение с другими – людьми, друзьями и не только – очень важно.
Фото Жанны: Максим Белоусов
Фото работ - из личного архива Жанны Кадыровой
Технический ассистент: Надежда Ковальчук