Lectorium: Диалога не будет

Читайте также: Никита Шаленный: «Художнику очень пригодилась бы катапульта»

 

Три недели назад на фасаде днепропетровской галереи ARTSVIT «открылся» лекционный зал. Под окнами галереи собралась толпа горожан, пришедших послушать лекцию Деборы Сваллоу – английского искусствоведа, профессора института искусств имени Куарто в Польше. Увы, событие не состоялось, так как главное условие его проведения, – заполнить все 30 мест слушателями, – не было и, в принципе, не могло быть выполнено. Вместо беседы с известным искусствоведом посетители имели возможность ознакомиться с высказываниями представителей местной арт-среды о состоянии культуры в Днепропетровске. Анонимные анкеты, заполненные художниками, критиками, меценатами и журналистами, были размещены на стульях и у входа, где каждый прохожий мог их прочесть. На дверях галереи висел плакат с «инструкцией посещения лекции». Прикрепленные к высоко висящим стульям анкеты можно было прочесть через бинокль – задача, требующая определенных усилий и фокусировки, когда зритель с трудом прочитывал по слогам «В – этом – городе – художников – нет». Таким образом стартовал Lectorium, первый этап которого имел название «Открытые мысли».

 

Публика явно осталась в замешательстве, о чем свидетельствовали комментарии в соцсетях, посыпавшиеся от днепропетровцев: то ли это реклама нового ресторана, то ли «лучше б беженцам отдали». Организаторы, имена которых оставались неизвестными, не давали никаких обьяснений и комментариев.

 

Здесь и далее – фото проекта Lectorium

 

 

Спустя несколько дней на крыше арт-центра «Квартира» снова появились те же красные стулья. В этот раз предполагалась  встреча с Андой Роттенберг. «Почему никто не пришёл?» – таким было название анонсируемой лекции. Кое-кто все таки пришел, но по тем же причинам увидеться с известным польским арт-критиком не удалось.

 

 

 

12 сентября в День города состоялась третья часть Лектория: «Лекция-утопия. Пора отчаливать». Как было указано в пресс-релизе: «Читает Марек Бартелик, президент американского офиса Ассоциации искусствоведов и арт-критиков». Но вместо чтения – дрейфующие вдоль Фестивального причала пустые стулья. А в то же время, на берегу, происходило празднование 239-летия Днепропетровска: на сцене выступали кандидаты в мэры с громкими лозунгами, играл оркестр и проводились развлекательные мероприятия. К «Лекторию» также проявляли интерес. Водный патруль, например, не оценил затею и угрожающе требовал обьяснений происходящего. Публика была более благосклонна, с удовольствием делая селфи на фоне плывущей инсталяции.

 

 

Что такое Lectorium? Это сложная конструкция из стульев,  которая была спроектирована инженером Александром Полупаном, и не менее сложная конструкция смыслов,  собранных в единое целое художником Никитой Шаленным. Прежде всего, это прямое заявление о неготовности общества к диалогу.  Изменив плоскость проведения лекции, возможность дискурса становится абсолютно недоступной, что, в свою очередь, звучит как приговор, справедливость которого сложно отрицать. Даже то, что некоторые посетители трижды приходили на лекции в надежде услышать известных искусствоведов, свидетельствует о неумении интерпретировать и понимать язык современного искусства.

 

 

Реализация замысла имела несколько основных составляющих: лекция происходит на том языке, который ты понимаешь, в месте, которое ты знаешь; ты можешь ее увидеть, но не можешь на нее попасть. Придумывая серию фиктивных лекций, Шаленный подошел к этому вопросу со всей серьезностью – выбор места, времени, темы. Даже отсутствующим лекторам после окончания акции были разосланы письма с извинениями за использование их имен. В своей деятельности они высказывали мысли, актуальные для «Лектория». Например, Анда Роттенберг среди польских искусствоведов считается личностью незаурядной. В одном из интервью  для украинского издания она рассказывала, что такое заниматься искусством, которое изначально никто не понимает и о том, с какой целью художники выходят в публичное пространство, когда своими высказываниями они «ни к чему не призывают и ничего не продают». Марк Бартелик, «приглашенный» для заключительной лекции,  отмечал, что «украинские художники намного лучше преуспели в юморе и сарказме, чем иностранные знаменитости наподобие Херста, Гурски, Кунса».

 

Также в пресс-релизе было указано, что проект создан при поддержке управления культуры, национальностей и религий днепропетровской областной государственной администрации. В действительности участие управления заключалось лишь в выдаче разрешения на проведение лекции в День города. Чиновники выделили художнику пол-часа времени на акцию, тем самым подтвердив абсолютное безразличие местных властей к культурным мероприятиям в городе.

 

 

Во время проведения «Лектория» в публикациях фигурировало имя «Захарий Герц» – это также вымышленный персонаж. По словам Никиты Шаленного, когда делаешь проект инкогнито, то общество реаигрует активней – исчезают барьеры, связанные с предвзятым отношением к конкретной личности.

 

Работая в своем родном городе, Шаленный взаимодействует с локальным контекстом. Так, два года назад в галерее ARTSVIT проходила выставка «Где брат твой?», в которой художник обращался к теме рейдерских захватов в Депропетровске. В этот раз он идет на прямой контакт с местной средой, привлекая зрителя к диалогу вполне хулиганским способом. Шаленный предложил заполнить анкеты и тем самым дал возможность общественности открыто высказать свое мнение о культуре города. Путем завлечения на фиктивные лекции громкими именами зарубежных арт-критиков состоялся диалог между людьми, живущими в одном пространстве. Ведь, опасаясь публичности,  зрители часто опасаются высказывать вслух свои мысли. И одной из основных задач «Лектория» стало заставить их заговорить. Помимо всего, проект нацелен на стимуляцию критического мышления рядового зрителя, изначально скептически настроенного к новому и непонятному. Для Шаленного важно работать с местной средой, хотя многие художники чаще всего делают ставку на столичный енвайронмент, игнорируя потребность в создании культурного сообщества в небольших городах, а такой подход лишь способствует стагнации украинской арт-сцены.

 

Инсталяция Lectorium и вся документация о проекте была представлена 22 сентябра на X ART-KYIV Contemporary в Мыстецьком Арсенале.

 

**

Об авторе

 

Татьяна Лысун – журналист, обозреватель культурных событий.

 

Татьяна Лысун