Лизавета Герман и Мария Ланько: "Художественная система — это череда взаимоотношений"
Культурный Проект запускает новую экспериментальную программу – «Studio Visit» под кураторством Лизаветы Герман и Марии Ланько - выпускниц "Кураторской платформы" PinchukArtCentre. Цель курса – познакомить людей разных профессий с известными художниками, архитекторами, дизайнерами для обмена опытом и создания общего проекта. Многолетний сотрудник Культурного Проекта и выпускница московской "Стрелки" Алена Ковалева порасспросила Марию и Лизавету о новом образовательном курсе и обо всем другом понемногу.
Лизавета Герман, Мария Ланько
Вы первый и пока что единственный выпуск «Кураторской платформы» PinchukArtCentre. Расскажите, пожалуйста, как «взращивали» украинских кураторов?
Маша: Программа состояла из трех основных направлений. Одним из них была практика, то есть работа в структуре арт-центра над текущими выставочными и образовательными проектами. Второй частью была теория. Она оказалась для нас самой любимой и желанной, потому что ее курировали двое замечательных специалистов — Штефан Шмидт-Вульффен и Кристина Гаупт-Стаммер. Оба сейчас живут и работают в Австрии.
Штефан — европейский теоретик очень высокого уровня. Он познакомил нас с современной критической теорией через чтение и обсуждение ряда важных текстов, а также через продолжительные менее формальные разговоры. Смешно, но Штефан очень переживал, что приезжает раз в месяц и два дня с нами проводит просто в разговорах. Но, на самом деле, эти два дня разговоров давали нам больше, чем мы могли получить за год, учась в рядовом украинском вузе.
Лиза: Еще одно направление, в которое мы довольно глубоко погрузились, было составление архива современного искусства Украины, построенного на профайлах художников. В него входило все, что касалось автора: биография, комментарии к отдельным работам и проектам, список выставок, тексты, написанные самим художником или написанные о нем критиками, а также наше кураторское эссе, которое могло бы представить кратко и емко, и при этом с авторской позиции, весь корпус работ художника.
Вначале мы исследовали художников преимущественно из 90-х: Савадова, Браткова, Михайлова, о которых, с одной стороны, уже много написано и много известно, а с другой стороны, — и это было наше большое открытие — фактически не существует систематизированного архива практики этих авторов.
Маша: Я хотела бы добавить, что прогресс в составлении архива был очень медленным. За два года мы внятно подготовили 15 профайлов, работая впятером. Это крайне мало. Но мы довольно долго размышляли вместе со Штефаном над структурой, постоянно возвращались, пересматривали, переписывали. Например, профайл Савадова у нас развивался с самого начала программы и до самого конца. Это редкий опыт для украинского исследователя, когда на протяжении такого длительного периода времени можно снова и снова пересматривать свою работу над одними и теми же авторами. Эта длительность позволяет по-другому посмотреть на предмет исследования. В какой-то момент мы действительно устали от того, что не двигаемся вперед, нет никакого развития. Но, с другой стороны, сложно себе представить когда у нас в следующий раз появятся два года на то, чтобы смотреть на Савадова.
Лизавета Герман, Мария Ланько
Что из этих двух лет стало самым важным, что сформировало вас как кураторов?
Маша: Я бы сказала, что это опыт коллективной работы. Мы отказались на данный момент от классического кураторского метода индивидуального авторства в пользу коллективной практики, которая подразумевает постоянные обсуждения и диалог. Можно сказать, что это стало прямым результатом нашего участия в программе.
С тех пор как вы выпустились, вы сделали много интересных проектов. Это и «Открытый архив» (openarchive.com.ua), и проект «ТэГэШа» (tegesha.com), приуроченный к 200-летию Шевченка, и выставка в Берлине. А чем вы занимаетесь сейчас, какие у вас планы?
Лиза: Сейчас с недели на неделю должна открыться выставка в довольно необычном пространстве как для украинского кураторского опыта. Это здание МИДа на Михайловской площади. Идея выставки — поразмыслить о проблемных зонах и слабо отрефлексированных аспектах украинского общества, которые обычно находятся вне официального и публичного дискурса регламентированной репрезентации страны, но внимательно исследуются молодыми украинскими художниками.
Маша: Эта выставка в том числе будет высказыванием о том, что МИД, будучи государственной и довольно закрытой структурой, в 2014 году обращается к молодым кураторам, чтобы они сделали в их пространстве выставку современного искусства, которое, очевидно, занимает критическую позицию по отношению к подобным ведомствам. Ситуация интересная, и, на наш взгляд, она возможна только в данное время в данном месте, поэтому мы воспользовались такой возможностью.
Лиза: Также мы курируем теоретическую программу в рамках Форума "ДОНКУЛЬТ", который откроется 28 ноября. Это будет двухнедельный фестиваль, посвященный донбасскому вопросу, прочитанному через культуру. И главной его целью является демифологизировать и усложнить образ донбасского региона. Такого, каким он сложился до текущих напряженных событий.
Лизавета Герман, Мария Ланько на презентации проекта "Відкритий архів"
Какое будущее у украинского кураторства, появится ли в Художественной Академии такая специальность? Или это довольно далекие перспективы?
Лиза: Ввести курс по кураторству в Художественной академии не представляется невозможным. Даже сейчас у студентов Ольги Балашовой одно из учебных заданий состояло в том, чтобы посмотреть на искусство ХVІІ века глазами современного менеджера и подумать, как можно его представить сегодня в виде выставочного проекта. Мы были на презентации этих экзаменационных работ. Действительно, было очень интересно, и студенты потенциально могли бы заниматься кураторством, если бы получили немного больше теории или практических советов.
Но вопрос в другом. Можно воспитать в Академии 10 кураторов за год, но им по-прежнему не будет где себя реализовать, потому что нет инфраструктуры, нет сложившегося поля для реализации этих талантов.
Маша: Я бы еще добавила, что я очень скептически отношусь к специализированным программам, которые воспитывают кураторов. Как показали практика и история кураторства, самые интересные кураторские персонажи появляются отнюдь не из среды профессиональных курсов, которых в Европе и Америке за последние 20 лет открылось уже достаточное количество.
Лиза: Могу привести такую простую аналогию: есть литературные курсы и филологические факультеты. Но учеба в ВУЗе даже очень высокого уровня не делает из тебя писателя. Можно владеть словом, можно блестяще владеть речью, но книгу ты не напишешь, не имея чего-то большего. Важны не базовые «скилс», а иметь мышление, которое очевидно формируется под влиянием разных факторов.
Кстати, о мышлении. Вы вместе с Культурным Проектом создали курс Studio Visit. Что это за курс, кому он будет интересен и зачем нужен?
Маша: Мы надеемся, что, как говорят в рекламе, он будет интересен широкой аудитории. Фактически, мы для себя не ставим каких-то рамок и не даем жестких определений. Люди, которые хотят немного встряхнуться и по-другому посмотреть на свою стабильную работу и жизнь, могут поучаствовать в нашем курсе. Но также мы приглашаем тех людей, которые интересуются современной художественной практикой, хотели бы знать немножко больше, но не готовы выслушивать длительные теоретические лекции о современном искусстве. Мы думаем, что познать суть художественной практики можно не только со стороны теории. Так во многом было с нами до участия в «Кураторской платформе». Необходимость подтягивать теорию приходила со стороны знакомства с художниками и со стороны той проблематики, которую они разрабатывали в своих работах и которая требовала погружения в специфические зоны современной критической мысли.
Мария Ланько
В программе заявлен воркшоп, в котором участники поедут домой к художнице Алевтине Кахидзе в село Музычи под Киевом. Зачем художница приглашает к себе в дом?
Лиза: Во-первых, мы едем не буквально в ее жилое пространство, а в резиденцию для художников и выставочное пространство ArtHouseMuzychi, которое она организовала в собственной мастерской, и куда ежегодно приезжают художники со всего мира.
Сам село Музычи — это важная часть практики Алевтины. Знакомясь с Алевтиной важно побывать в этом месте, посмотреть его, послушать ее рассказ, увидеть ее сад.
Художник Юрий Кручак заявил темой своего воркшопа противостояние художника и институции. Интересно ли это будет людям, которые не связаны с арт-процессом?
Лиза: Мне кажется, что в глазах зрителей мир художника, мир музея, мир галерей и арт-рынок существуют как автономные структуры. Вот музей, в который мы приходим и смотрим на готовые работы, бережливо размещенные на белой стене и красиво освещенные. А вот художник, которого зрители воспринимают как творческую свободную личность, которая что-то «творит» в своей мастерской вдали от общества и мирской суеты. Я сейчас пересказываю довольно расхожий стереотип. Но, на самом деле, все части художественной системы, все ее составляющее — музеи, коммерческие галереи и сам художник с его незаангажированным творчеством — все эти части взаимосвязаны между собой.
Художественная система — это череда взаимоотношений. Для того, чтобы общество знало о художнике, необходимо, чтобы его работы были выставлены и коммуницированы, чтобы о них писали, дискутировали, чтобы они вошли в кураторскую выставку или в музейную экспозицию. Как пишет наш с Машей любимый социолог искусства Паскаль Гилен: «You have to be seen to be on the art scene». Чтобы быть на художественной сцене необходимо быть буквально видимым. Музей является одной из частей этой системы. Есть и другие части: биеннале, какие-то другие выставочные пространства и возможности. Про их взаимозависимость как раз и будет говорить Кручак.
Мне будет очень интересно услышать его точку зрения, потому что взаимоотношения художника и институций — это вопрос, который в мировом художественном сообществе обсуждается еще с конца 60-х, а «институциональная критика» являлась важной темой для нескольких поколений.
Это очень важно понимать и зрителям - важно отдавать себе отчет, что когда они стяот в музее напротив художественной работы, то смотрят не просто на автономное и эстетически прекрасное (или не очень «прекрасное») произведение, которое оторвано от мира и просто здесь помещено пред их ясны очи, но что они смотрят всегда на продукт взаимоотношений.
Лизавета Герман
Каким образом архитекторы помогут лучше понять художественные практики? Ведь в курсе и они принимают участие в качестве тьюторов?
Лиза: Александр Бурлака и Иван Мельничук, будучи профессиональными архитекторами и работая в этой сфере, в то же время создают проекты, которые интересны с художественной точки зрения. Их воркшоп посвящен тому, как по-другому критически смотреть на город. Но это будет далеко не «туристическая экскурсия» по центру Киева, а скорее прогулка по его малоизведанным местам. Бурлака и Мельничук исследуют современные девиации, которые происходят с городом, и те довольно опасные процессы, которые город разрушают: несанкционированные застройки, эклектичные архитектурные решения, отсутствие целостного осмысленного плана города, хаотичные и преступные вторжения в его облик. И это, на самом деле, тоже художественная стратегия, поскольку это не только об архитектуре, но и об интеллектуальном осмыслении окружающего мира в целом.
Я так понимаю, что настоящим студио визитом станет поход в мастерскую Тиберия Сильваши. Чем особенна мастерская этого художника? Почему вы выбрали именно его?
Лиза: Когда мы думали о наполнении нашего проекта, мы хотели избежать походов в мастерские в классическом смысле. Во-первых, большинство современных художников не работает в таких мастерских — не у всех есть возможность арендовать такие пространства. А во-вторых, для многих «мастерской» является лэптоп, фотоаппарат и свободное время. Скорее им нужен кабинет, чем мастерская с мольбертом или офортным станком.
Мы хотели избежать традиционного представления о художнике, запершемся в мастерской. Тем более интересно пойти в мастерскую к Тиберию. С одной стороны, он был и остается одной из ключевых фигур украинской сцены еще с конца 80-х (и даже раньше). С другой, для нас он является одним из наиболее молодых и современно мыслящих авторов. Но при этом, будучи живописцем, он работает именно что в настоящей традиционной мастерской, просторной и светлой.
Мастерская для Тиберия — не только рабочее место, где удобно разложить краски и натянуть холст. Она является его закрытым миром, в котором где он действительно может полностью погрузиться в работу и оградится от внешнего. Что отнюдь не означает в случае с Тиберием, что он «глух» к окружающей жизни, что его интересуют только формальные стороны искусства. У него есть такая прекрасная фраза: «Когда я захожу в мастерскую, то гражданин Сильваши остается за порогом, а художник Сильваши заходит внутрь». Это на самом деле блестящая емкая формула, которая характеризуют его позицию.
Лизавета Герман, Мария Ланько на презентации проекта "Відкритий архів"
Алексей Радинский работает с видео. Что важно знать об этом медиа сегодня и почему именно Радинский должен об этом поведать?
Лиза: Алексей работает с видео как активист и исследователь. Его видеоработы были показаны, в частности, два года назад на Берлинской биеннале. Замечу, этот форму в 2012 году не был чисто художественным, это была скорее такая биеннале политики, при участии людей из околохудожественных и довольно далеких от искусства профессий. И представленные там видео, соответственно, были интересны совсем не только художественной точки зрения.
Другой пример. Одной из условно главных символических фигур событий Арабской весны был «человек с камерой в мобильном телефоне», который способен оперативно фиксировать и моментально транслировать всему миру, что же на самом деле происходит в странах, которые ранее считались информационно закрытыми. Это были первые революции, в которой при помощи картинки и видео была возможность очень быстро и прямолинейно рассказать о происходящем.
Понятно, что цифровые технологии и Интернет играют очень важную роль и сегодня. Мы знаем это по событиям Майдана. Алексей на своем воркшопе будет говорить как раз о том, как YouTube, основной доступный для всех канал работы с видео в Интернете, влияет на наше считывание видеоинформации. Как можно при помощи YouTube и чисто цифровых технологий манипулировать картинкой. Алексей давно рассказывает об этом не только в Украине, но и ездит с лекциями по всему миру.
Что в целом вы ожидаете от участников курса Studio Visit? Каких результатов?
Лиза: Каких-то практических результатов мы не ожидаем. Мы же не воспитываем художников, которые должны по окончанию воркшопов сделать качественный проект, сдать какой-то экзамен. Мы надеемся, что у нас наладится интересный диалог, мы найдем общий язык и будем друг другу взаимоинтересны на протяжении двух месяцев, поскольку помимо еженедельных встреч, мы будем общаться при помощи понятных и привычных для всех он-лайн каналов — Фейсбука и блога на tumblr.com.
После каждой встречи участники будут получать небольшие задания от художников, в течение недели выполнять их, обсуждать со всеми в группе он-лайн и получать от нас с Машей кураторские комментарии. Таким образом, в течении двух месяцев мы будем общаться на довольно профессиональном уровне, но при этом в приятной неформальной атмосфере, в которой никто не будет чувствовать себя учеником, который должен к сроку что-то выполнить.
Каким вы представляете завершение курса? Как будет подытожен накопленный участниками опыт?
Лиза: Есть такая практика «bring your own beamer» — принеси свой проектор. Люди приходят в какое-то определенное время, каждый со своим проигрывателем и проектором, делают стихийную выставку видео-арта, общаются, тусуются, то есть делают своеобразный ситуативный проект. Мы хотим сделать то же самое, и это будет проверкой на мышление. По завершению всего курса ты уже более или менее разбираешься в искусстве и можешь как-то внятно и обдумано объяснить свой выбор. Тут участники поработают и кураторами, потому что им надо будет придумать экспозицию, придумать как эти видео расположить, как они между собой соотносятся. На это событие мы рассчитываем пригласить публику, и такой небольшой художественной интервенцией завершить все наши студио визиты.