Мирон Цовнир: «Маргинальность - это максимальная свобода»

Культовый немецкий фотограф Мирон Цовнир – это Диана Арбюс, Борис Михайлов и Федор Достоевский в одном лице, но в тоже время экспрессивнее всех троих. В своих фото, равно как в фильмах и текстах, он исследует ту сторону жизни общества, которая находится вне кадра, там, куда не достает солнечный свет, в тени, в подвале, на периферии нашей повседневности, на маргинезе социального дискурса – жизнь девиантов, калек и бездомных, нарко- и алкозависимых, гомо- и транссексуалов, не принимаемых обществом. Особая оптика Цовнира позволяет сюжетам боли, трансгрессии, уличного насилия, аффекта и смерти выглядеть эстетически совершенными – и этим Цовнир застает зрителя врасплох, используя инструменты искусства, напоминает ему о травматических картинах реальности, не позволяя расслабиться, абстрагироваться.

Фото: Jerzy Palacz

Несмотря на украинское происхождение Мирона Цовнира – его отец родился и вырос в городе Стрий (Львовская обл.) - до недавнего времени в Украине о его творчестве знали мало. В июне 2011 года в Центре визуальной культуры тогда еще Киево-Могилянской академии состоялась первая в Украине выставка его работ (под кураторством Ольги Жук), в рамках которой была продемонстрирована почти полная ретроспектива его фильмов. 

Побывав в Киеве, Цовнир начал работу над новым циклом фотографий - о родной ему Восточной Европе. В разгар Евро-2012 в рамках проекта «Образ в темноте: современная критическая фотография» параллельной выставочной программы Первой Киевской международной биеннале современного искусства ARSENALE 2012 в Центре визуальной культуры Цовнир представил свой новый проект «Окраина», в который вошли фотографии из Киева, Лодзя, Москвы и Варшавы.


Анна Цыба Почему вы решили включить в экспозицию «Окраины» фото, сделанные вами в Москве еще в 1995 году?

Мирон Цовнир Обычно, когда я выставляю свои работы, в экспозицию входят не отдельно фото из Москвы или Нью-Йорка, фото о сексе или фото бездомных людей, а микс тем, комбинация всего. Разница практически не видна, ведь маргинальность - вне времени. В тоже время многие из этих московских фото никогда не были опубликованы. Часть вошла в мою книгу фото, изданную в 1999 году - на сегодняшний день они считаются классикой современной фотографии, но тогда в Москве было сделано много большее количество фотографий. Готовясь к выставке в Киеве, я просматривал негативы и увидел много интересного, открыл для себя вновь старые снимки, которые к тому же хорошо подходили к теме выставки «Окраина». Как меня и попросили, в проекте «Окраина» я сфокусировался на Восточной Европе. Я представил фото из Украины и Польши – абсолютно новые, напечатанные специально по случаю выставки, которые раньше никто не видел так же, как и представленные в рамках «Окраины» фото из Москвы.

Москва. 1995


- Мне кажется, я все же почувствовала разницу между фото этого года из Украины и Польши и московскими фото средины 90-х. Болезненная природа маргинальности всегда одинакова, но создается такое ощущение, что тогда маргинальность была еще более отчаянной.

- Тогда я отправился в Москву по заказу одного издания, чтобы фотографировать ночную жизнь. Но как раз ночная жизнь Москвы ничем существенным не отличается от ночной жизни Берлина или Нью-Йорка. В отличие от того, что я увидел на улицах Москвы. Ситуация в России в 1995 г. была действительно крайне отчаянной, и если кто-то опускался на дно, то никто не мог оказать ему поддержку, обеспечить жилье и питание. Это была ситуация крайнего отсутствия внимания государства к гражданам и граждан друг к другу, поскольку каждый был занят вопросом собственного выживания. Люди не просто страдали, они попросту умирали на улице - это поразило меня. Однако если говорить об эстетической разнице фото, я уверен, что ее нет. Нельзя точно сказать, что изображено на фото – Москва, Киев или, может быть, Польша.

Москва. 1995


- Ощутили ли вы разницу в социальной жизни на постсоветском пространстве со времен своих визитов в 90-х?

-  Я ощутил разницу еще в 1998 году, когда приехал в Москву во второй раз со своей персональной выставкой. К тому же, Украину и Россию трудно сравнивать. Более того, как гость я могу судить лишь по внешним признакам – а то, что люди не умирают на улицах не означает, что система в целом изменилась к лучшему, быть может, эта ситуация просто скрыта.

Я недостаточно объективен в этих вопросах, но все же я не могу сказать, что что-то всерьез улучшилось. К примеру, меня удивляет, что преподаватели украинских университетов, с которыми я познакомился в Киеве, материально неблагоустроенны. С той зарплатой, которую они получают здесь, они были бы бомжами в Берлине. Да и здесь, в Киеве, невозможно прожить на такие деньги. Это значит, что люди на постсоветском пространстве по-прежнему вынуждены выживать.

Хотя я плохо знаю современное российское и украинское общество, мне кажется, что оно крайне несправедливо, особенно новая буржуазия. Те, кто успешен, по-прежнему думают только о себе. Остальные борются за средства к жизни и бедствуют. Средний класс явно отсутствует. Я видел женщин пенсионного возраста, которые продают овощи, проводя на солнце по 8-9 часов, и если им повезет, они заработают 5 евро за это время! Если правительство не возьмет на себя ответственность, останется два варианта: капиталистический фашизм или возвращение к коммунистическому большевизму. Необходимо найти лучший способ разрешения ситуации, потому что капитализм - это не просто греби себе все, что видишь – нужно создавать социальные учреждения, обеспечивать достойную оплату учителям, работникам медицинской сферы. Не должна существовать такая пропасть между теми, у кого есть все, и остальными, которые не имеют ничего. Это мое впечатление, возможно, я ошибаюсь – анализировать и делать выводы должны вы, инсайдеры ситуации.

Киев. 2011


- Увы, вы – абсолютно правы! И то, что бездомных людей на улицах меньше, не означает, что их жизнь, или жизнь общества в целом стала лучше.

- Думаю, жизнь людей на улице так же тяжела, но сегодня уже никто не позволит человеку лежать где-нибудь сутками. Власти знают, что это вредит имиджу города, а они не хотят отпугивать иностранцев! Быть может, теперь в Москве и в Киеве есть приюты, где людей кормят и поят. Например, в монастыре на Подоле я видел кран с проточной водой, где бездомные могут умыть лицо, попить, получить доступ к пресной питьевой воде - самой основной субстанции для выживания. Мне кажется, что много людей умирало не только из-за голода, но и от обезвоживания. Они пили плохой алкоголь и не имели доступа к воде, обездвиженные и апатичные ко всему, умирали. Если человек теряет рассудок и не получает поддержки в социальной системе, он потерян.

Киев. 2011

Киев. 2011


- Вы со знанием говорите о жизни бездомных людей. Вы исследуете ее, общаетесь с ними или просто наблюдаете?

Я не могу с ними общаться, так как часто не владею их языком. Но цель фотографии совсем другая. Если вы начинаете обсуждать, говорить, то хороших фото не получится. Я же фотографирую. Как охотник, я приезжаю куда-то и сосредоточенно осматриваю окрестности, иду, полагаясь на свою интуицию, в поисках интересных для меня кадров. Хотя, конечно, я представляю образ места, в котором работаю.

И все же мое искусство – не социокритическое: я не делаю социальный анализ, я уделяю внимание визуальным аспектам. Я не указываю, что хорошо, а что плохо - я документирую то, что вижу, что нахожу интересным для себя, а зритель делает свои выводы. Я просто фотографирую, надеясь на обратную связь.

Нью-Йорк. 1982


- Когда я впервые увидела ваши работы - фото из Берлина, Нью-Йорка, те же фото из Москвы, я подумала, что вы, должно быть, очень сильный духом человек, ведь непросто наблюдать подобные сцены, а работать с ними сможет далеко не каждый.

Более того, необходимо быть сильным и физически (смеется)! Нужно знать уличную жизнь и быть закаленным ею, иначе тебе несдобровать, когда подбираешься к ней вплотную.

Лодзь. 2011


- Когда фотографируете людей на улице, вы делаете это открыто или скрытой камерой?

По-разному. Предпочитаю быть в укрытии, но я ведь не невидимка и мне нужно подбираться действительно близко. У каждой фотографии есть история, связанная с ее созданием.

Нью-Йорк. 1981


- Были ли у вас конфликты с кем-то, кого вы пытались сфотографировать?

- Много раз! Когда-то меня арестовала полиция, не раз мне приходилось драться, защищаясь. Однажды в Москве я снял, как ребенок хватал женщину за грудь, они заметили, подняли шум, и вокруг меня собралось около 15 человек. Это была неоднозначная ситуация: я не говорил по-русски, у меня с собой был фотоаппарат, который, я был уверен, они попытались бы забрать, оглушив меня. Запахло дракой, в которой я проиграл бы. К счастью, я правильно сориентировался, разорвал на себе куртку, поскольку по счастливой случайности на мне была футболка с надписью «Полиция Питтсбурга», и выкрикнул, что я из полиции. Я вел себя очень агрессивно, уверенно, и один из окруживших отвел меня в сторону, шепнув: «я тоже полицейский под прикрытием». Таким образом, я выбрался, блефуя. В действительно жесткой ситуации ты не можешь рассчитывать на честную игру, поэтому нужно использовать любые средства, чтобы выйти из ситуации живым. У меня не было оружия, и, думаю, все могло бы закончиться по-другому, очень плохо для меня.

Нью-Йорк. 1980-е


Но я ни разу сильно не пострадал, поскольку достаточно хорошо знаю улицы и могу почувствовать опасность. Когда я приехал жить в Нью-Йорк, я спал на лавочке в Централ парке, а это, поверьте мне, действительно опасно. Там же в Нью-Йорке я работал вышибалой в ночных клубах – благодаря этому опыту я верю в свои физические силы, хотя никогда не занимался боевыми искусствами. Однако сегодня мне уже не 38 лет, а 58 лет. Но в тоже время, если раньше мне оказывали жесткий прием, то в последнее время такие ситуации нечасто случаются.

Нью-Йорк. 1980-е


- Легко ли вам в эмоциональном плане работать с такими тяжелыми темами? Ведь просто сфотографировать недостаточно, вы проявляете фотографии, готовите выставки, каталоги, вновь и вновь переживаете эти сцены, думаете о них, когда едите, ложитесь спать. В то время, как большинство людей старается от этих тем абстрагироваться, вы посвятили им свою жизнь.

Конечно, нелегко. А для моей жены Нико еще сложнее – помню, когда она была со мной в Москве, ее просто подавила эта нищета.

Нико. Москва. 1995


Я иногда вижу кошмары. Иногда я просто удивляюсь, что моя жизнь течет своим чередом, выходят книги, проходят выставки – и я с легкость могу проводить по 4-5 выставок ежегодно - и интерес к ним постоянно растет. Меня это не душит - я справляюсь с этим по-своему, поскольку то, что я делаю, мне действительно интересно и кажется важным. Я не закрыт в себе, у меня есть возможности говорить о том, что мне нравится и не нравится. А когда у вас есть возможность свободно выражаться – вы не взрываетесь.

Фото: Atom Edon

Мирон Цовнир в SO 36


Я хотел бы жить в мире без бомжей, преступности, но мне кажется, что в нем люди страдали бы не меньше. Не было бы хуже, если бы общество все ставило в рамки, ограничивало свободу «от сих до сих», а все, что за рамками – было бы запрещено? В каком-то смысле жить маргиналом - это максимальная свобода, но одновременно это и максимальная жертвенность. Все очень неоднозначно. И я намного больше сочувствую и сопереживаю этим людям, чем тем, у которых большие машины. Эти люди – ближе мне. В этом плане я радикально субъективен. Меня впечатляет не каждый персонаж моих фото, но иногда я смотрю в глаза человеку и вижу личность. Иногда я чувствую невероятное сострадание, а иногда отвращение. И поскольку я давно делаю такие фото, я знаю, как справиться с ощущениями.

Как бы там ни было, я не чувствую себя героем, когда делаю фото обездоленных жертв системы. Мне и вправду часто говорят, что я герой, поскольку занимаюсь тем, чем занимаюсь. А я думаю: «О, Боже! Герои – люди, запечатлённые на фото! Даже если они выглядят так отчаянно и одиноко, у них такая тяжелая жизнь, но живя от одного дня до другого, они улыбаются, когда я их фотографирую!». Я же ничего не делаю для бомжей - не мою их, не звоню в полицию, в скорую помощь, когда вижу, что кто-то болен. Я так же беспомощен, как и все остальные. Все, что в моих силах - это осведомить людей о происходящем. Я делаю фотографии, чтобы люди осознали ситуацию, а общество пусть делает свои выводы.

Киев. 2011


- Вы все же делаете большое дело, обращая внимание общества на проблему маргинальности, используя инструменты искусства. Вы буквально обращаете внимание людей, которые абстрагируются от них на улице, помещая подобные образы в художественное поле. Вы выводите зрителя из зоны комфорта, застаете его врасплох в стенах галерей и на страницах журналов об искусстве.

Да, я как бы заставляю людей задуматься, но дело в том, что большинство все равно просто игнорирует это. Не думаю, что кто-либо из новых буржуа будет смотреть Ван Гога или читать Достоевского, они лишь слушают Мадонну и смотрят глупые фильмы, ведь работы Ван Гога говорят об отчаянии, а Достоевский затрагивает глубокие сложные темы. Они игнорируют все сложное и болезненное. 

Нью-Йорк. 1980-е


- Вы не всегда фотографируете людей, и ваши фото не всегда отображают какую-либо социальную ситуацию, но они всегда шокируют. Это ли ваша цель?

Конечно, нет. Шок – не цель, и даже не тема моих работ. Я просто снимаю вещи, которые интересуют меня. Может быть, увиденное на фото шокирует вас, но это всего лишь последствие. Дело в том, что я не пытаюсь избежать страшного, шокирующего. Есть достаточно людей, которые фотографируют красивый мир, только красивых моделей и так далее. Люди могут этим заниматься, если им это нравится, но, по-моему, это глупо. Когда я вижу подобные фото – мне это ничего не дает. Мне это неинтересно.

Нью-Йорк. 1982


- А что вас интересует? Каким образом кто-то или что-то становится объектом вашего внимания?

То, что впечатляет меня - я не могу дать более точного определения. Нет закономерности - существует много причин. Я просто не могу игнорировать некоторые сюжеты. Почему я должен закрывать глаза на то, что одни люди едят из мусорного бака, когда другие разъезжают в больших машинах и живут в огромных домах? В Киеве я побывал на Гидропарке, где полно бездомных детей. Например, я видел 4-х братьев-попрошаек. Может быть, они и не бездомны, но вынуждены попрошайничать. Этому нет оправдания. Даже самая бедная страна должна быть в состоянии заботиться о детях. О какой справедливости может идти речь? Какое может быть оправдание бездомным детям? Моя фотография – это как окно в мир. Жизнь - это не только то, что снаружи, но и то, что внутри.

Но в тоже время, мои фото - не социальный реализм. В некотором плане они мистичны. Меня часто спрашивают, что там за тени на заднем фоне, почему всегда так темно. Это уже плод воображения, а не простое утверждение. Они появляются, потому что я задаюсь вопросом - как человек мог оказаться в этой ситуации, но все окружено тенями и тайнами.

Берлин. 1980

В тоже время мне бы хотелось уделить внимание и другим вещам. В Нью-Йорке я фотографировал гомосексуалистов, трансвеститов. В Украине или России общество не настолько открыто, и вынуждает таких людей скрываться. Мне бы хотелось углубиться в эту тему, сделать фотографии гомосексуалистов, транссексуалов, которые живут «под прикрытием». Мне бы хотелось попасть в тюрьму, в психиатрическую больницу, но это сложно. Я вынужден находиться снаружи. Я бы также хотел снять вечеринки новых постсоветских буржуа. Но как мне попасть на них?

Афиша первой выставки Мирона Цовнира в Украине. 2011

 

- Вы выступаете в роли некоего медиума между обществом и его маргиналами, но всегда лишь с позиций наблюдателя, который не критикует?

Я ведь также пишу рассказы и снимаю фильмы, так что в каком-то плане это критика. Мне нравится указывать на противоречия и выражать разочарование, но из своих работ я не делаю транспарант. Я не указываю, кто ответственен за нищету и невзгоды. Возможно, это личная ответственность каждого. Кто-то сам виновен, что стал бездомным или оказался вне закона, другие просто стали жертвами. Я не могу делать общие утверждения о том, что общество сделало с людьми. Все эти вопросы чрезвычайно сложны.

Дело в том, что совсем необязательно, если ты наркоман из гетто, у которого нет денег, то живется тебе намного хуже, чем всем остальным. Мои персонажи - наркозависимые из Нью-Йорка имели свой стиль, размеренный ритм жизни, и наверняка жилось им лучше, чем тем, кому нужно было работать по 12 часов, чтобы заработать себе на жизнь. Обычно я предоставляю выводы делать зрителю. 

Мне не хочется сравнивать себя с кем-либо, но в какой-то мере мои работы схожи с повестью Достоевского «Бедные люди». Когда читаешь, то думаешь – что это за странный мир, в котором мы живем. Почему все должно быть именно так? С другой стороны, если у людей не будет свободы поступать так, как им заблагорассудится, начинается вмешательство. То есть, может ли максимальная свобода привести к смерти? Общество может найти способы борьбы с пьянством, наркоманией, маргинальностью. Но каждому необходимо иметь возможность ухода от реальности.

Фото: Anna Zwanziger

Мирон Цовнир на съемках фильма


- Вы действительно в схожи с Достоевским. Насколько сильно его творчество повлияло на вас?

На самом деле, ты не знаешь, что именно на тебя влияет. Можно сказать, что именно он впечатлил меня больше всего. Но также Кафка, Ницше, Шекспир. «Преступление и наказание» - это невероятное произведение, и в принципе я прочитал все, что написал Достоевский. Он описывает людей на грани в психологической борьбе, пишет о больных людях, их проблемах.

Фото: Oliver K. Voigt

Съемки фильма


- То, о чем пишете и снимаете фильмы вы, это также сложные и травматичные темы. Ваш последний короткометражный фильм глубоко психологичен - он о спившемся человеке, который теряет все. Расскажите о нем.

- Это фильм об актере, бывшей знаменитости, который стал алкоголиком. Ключевой момент в фильме очень напряженный - он выступает перед публикой абсолютно пьяный, и падает в обморок, а когда приходит в себя, думает, что все ждут повторения на «бис», однако зрители уже ушли. Это все о наших иллюзиях. 

Примечательно то, что актер, исполняющий главную роль – один из лучших актеров Германии, звезда уже более 20 лет, который стал алкоголиком. Он сильно пьет, и приходится следить, чтобы он не запил и доснимался фильме. Ведь нужно быть очень сильным, чтобы играть практически самого себя! Благодаря ему сильным становится и фильм. 

Фото: Константин Стрелец

Мирон Цовнир и Василий Черепанин на открытии выставки "Окраина" в Центре визуальной культуры


- Каковы ваши планы на будущее? Чем планируете заняться в ближайщее время?

Я могу выразить себя полностью, когда пишу. Сейчас я заканчиваю черновой вариант рассказа о немецком серийном убийце 50-х годов - это некий симбиоз реального и вымышленного. Три недели зимой я проведу в Украине, путешествуя по ее городам и фотографируя. Впереди еще несколько выставок.

Мне бы также очень хотелось написать сценарий к полнометражному фильму, и, конечно же, снять его - но это уже вопрос денег. Для полнометражного фильма необходим крупный бюджет, а у меня не очень хорошо получается находить спонсоров (смеется).


Читайте также статью о Мироне Цовнире Екатерины Мищенко и Василия Черепанина.

 

Фото: из личного архива Мирона Цовнира


Технический ассистент: Дарья Демут


 

Анна Цыба