Музей в Алчевске – штрихи колючей проволоки в подписи Параджанова

Разговоры о создании музея Парджанова в Киеве ведутся давно, но первый и пока единственный музей находится в Алчевске. Это город, где отбывал свое наказание режиссер  после создания «Теней забытых предков». Флюр Саярович Карачурин, основатель и директор музея, краевед, учитель и журналист, лучше других может рассказать о музее и жизни Сегрея Параджанова в Алчевске. До этого интервью ART UKRAINE публиковал подробный рассказ Флюра Саяровича о непростых годах заключения Параджанова в Перевальсой зоне в эссе Репортаж из зоны.

 

 


Как Вы решили сделать музей? Какой был первый экспонат или идея о создании музея? Где искали экспонаты, кто помогал собирать коллекцию?

 

На первых порах мы искали алчевских друзей Сергея Иосифовича. Потом определили работы Параджанова, которые он подарил работникам зоны и своим друзьям. У нас стали появляться газетные и журнальные материалы, книги, автографы режиссёра, маленькие записки из-за колючей зоновской территории.

 

Я знаю людей, у которых есть творения Сергея Параджанова. Но с подарками уникального творческого мастерства мало кто просто так расстаётся. А особенно параджановскими. Они приносят успех, реализуют какую-то желаемую надежду.

 

У меня дома, над дверью моего рабочего кабинета, висит плод засохшего граната и амулет – творение Сергея Параджанова. Это важный для меня оберег. Для меня это постоянное напоминание о моей основной исследовательской и творческой деятельности, импульс к поиску.

 

Активное участие в поисковой работе принимает Алчевская городская армянская диаспора, которую возглавляет подвижник, удивительный человек параджановского склада и характера, видевший осужденного в зоне и в те годы помогавший режиссеру – Андраник Самуилович Арзуманян. Благодаря ему, его спонсорской поддержке, осуществился ремонт помещения будущего музея и изготовление стендов и планшетов, витражей. А активный участник поисковой группы армянской диаспоры Мисроп Кюлян нашёл деревянную голову мистического идола, дух которого витает в фильме «Тени забытых предков».

 

Когда у нас появилась копия фотографии Сергея Параджанова, на которой он представлен в первый день освобождения из Перевальской зоны, то взволновала она тем, что в подписи на ней не было штрихов колючей проволоки. Все подписи зоновского периода Сергей Иосифович сопровождал этим графическим свидетельством своей нелёгкой судьбы. Нашли мы и копию справки об освобождении из зоны. Вот эти документы и явились главными опорными экспонатами, вокруг которых создавалась экспозиция.

 

Что представлено в экспозиции?

 

Экспозиция музея «Відродження»» имени Сергея Параджанова состоит из трёх основных разделов: «Мировое признание», «Тени забытых предков», «Творчество Сергея Параджанова (рисунки, коллажи, ассамбляжи)».

 

Экспозиция музея должна была, по моей задумке, оставлять неравнодушным к режиссёру сразу же, после первого знакомства с материалами. Поэтому, кроме оформительского материала, я широко использовал во время экскурсии по музею музыку, иллюстрации, отрывки из его кинофильмов как единое целое об очень выдающемся мастере кино, с которого можно и нужно брать пример, или призвать его образ в качестве кумира на всю оставшуюся жизнь.

 

 

Связывались ли с Ереванским музеем Параджанова?

 

С Ереванским домом - музеем Сергея Параджанова мы поддерживаем тесную связь, даже сейчас, когда на Донбассе идёт война. Не хочется обрывать нити общения даже в этой сложной ситуации. Культура и искусство должны жить вечной пополняющейся новацией.

 

В мае 2008 года в Алчевске побывал директор дома-музея С.И.Параджанова в Ереване Завен Андраникович Саркисян. Он побывал в местах, связанных с пребыванием Параджанова в Перевальской зоне и в Алчевске.

 

Завен Саркисян прислал в наш музей много книг и художественных плакатов о Сергее Параджанове. Кроме того, я всегда отправляю Завену Андраниковичу своеобразный творческий отчёт о наших ежегодных поисках и находках.

 

В городе Верховина (Карпаты) существует дом-музей фильма "Тени забытых предков". Там личность Параджанова буквально культовая, местные жители помнят, как детьми снимались в фильме или как режиссер заходил к ним в гости. Я знаю, что и в Алчевске жители поддерживали Параджанова. Какие о нем остались воспоминания, насколько его имя известно?

 

Алчевск не случайно появился в жизни Сергея Параджанова. После двух лагерей, за «непослушание», в воспитательных целях, он был этапирован в Перевальскую  исправительную колонию. Для чего? Чтобы его при случайных обстоятельствах уничтожили зэки – преступники и воры, убийцы, как закономерный исход его неуживчивого и очень бойкого характера. В лагерях Губника и Стрижавки это сделать не удалось. Там Сергей Параджанов быстро находил контакт с заключёнными.

 

Он приглашал их принять участие в создании художественной вещицы или поделки. В таком сотрудничестве Сергей Иосифович помогал преступнику находить в себе те положительные качества, которые он сам в себе не раскрыл на свободе. Он учил верить людей в свои силы и возможности. Никто и не предполагал, что Перевальская зона станет в жизни Мастера особой, счастливой, жизнеутверждающей. Неожиданно у него появились друзья из числа работников зоны, люди за пределами зоны.

 

Сам Сергей Иосифович никогда этого не скрывал уже потом, после освобождения из зоны. В письмах друзьям, а для этого он находил время, благодарил их за помощь в сложное время, когда речь шла о жизни и смерти. Он передавал приветы самым случайным знакомым, всем друзьям, помнил каждого по имени и отчеству. А иначе и нельзя было, ведь каждое доброе дело и начинание, соучастие в судьбе Параджанова, высоко им лично оценивалось и запоминалось на всю оставшуюся жизнь.

 

 

Ваше личное отношение к Параджанову, почему взялись за создание музея?

 

Когда у меня возникла идея создания музея, я делал это с чувством долга. Важно было показать, что Сергей Иосифович обыкновенный человек, но талантливый. Надо было показать, что он любил и ценил дружбу, любил и ценил друзей. Он мог осчастливить друга, даже любого смертного, только  оценив необычность и уникальность индивидуума.

 

Главная цель создания музея осуществляется в процессе реализации задуманного. Мне необходимо находить рисунки, коллажи, поделки, которые Сергей Параджанов посылал на свободу, дарил зоновским работникам, преподавателям вечерней школы при зоне. Он сам когда-то сказал, что наступит тот день, когда все его работы будут собраны в одном зале, в одной большой экспозиции. Уже то, что за небольшое время существования музея Параджанова в Алчевске, удалось обнаружить некоторые работы Мастера, большая удача цели и задумки, которая осуществляется терпеливо большой группой единомышленников – друзей Сергея Параджанова. А их в Алчевске с каждым годом становится всё больше и больше.

 

Насколько музей известен, в том числе среди жителей города?

 

Музей среди алчевцев актуален и востребован. Они помогали создать уникальную экспозицию, которая на сегодняшний день является второй по значимости в СНГ (после Еревана), и первой - в Украине. Если кто-то из жителей обнаруживает у себя в домашнем архиве или в местах поездок какие-либо материалы о Сергее Параджанове, то сразу же это становится достоянием музея.

 

Как-то в Луганск, а это было летом 2012 года, ехали в творческую командировку  журналисты из государств Европы: Германии, Франции, Польши и других. Дорога лежала по трассе мимо Алчевска. Журналисты поинтересовались, чем интересен Алчевск, есть ли в городе уникальные памятники. Сопровождающий, рассказал о городе и как бы, между прочим, упомянул, что в Алчевске есть единственный в Украине музей имени Сергея Параджанова.

 

Так вот, оказалось, что многие знали о нашем музее из электронных носителей. Вдруг вопрос: «А покажите нам уникальную находку – деревянную голову идола!». Я даже разволновался. Деревянная голова идола лежала в сейфе (убиралась на летнее время из экспозиции). Достал из сейфа экспонат, рассказал о нём.

 

 

Что сейчас происходит с музеем и экспонатами?

 

Музей «Відродження»» имени Сергея Иосифовича Параджанова расширяется, дополняется в обстановке постоянного обновления. Уже собирается материал  с творческими данными о Богдане Ступке, Леониде Быкове, Михаиле Голубовиче, Ларисе Кадочниковой – ярких представителях украинского кино, в творчестве которых главенствовала и продолжается поэтика высокого таланта, уникального профессионализма.

 

Есть проект, согласно которого, музей получит новое помещение в офисе Алчевской городской армянской диаспоры.  Возможно, мы получим условия более широкого, с научной точки зрения, исследовательского потенциала. А также расширится объём для размещения экспонатов в полном и необходимом формате.

 

Нас радует тот факт, что интерес к творчеству Сергея Параджанова проявляет молодое поколение. Есть интересное сравнение: если творчество певца и барда Владимира Высоцкого особо интересно старшему поколению наших граждан, то в нашем музее организованными группами больше всего бывают учащиеся и студенты учебных заведений. Да и вопросы задаются проблематичные и самые актуальные. В этом мы видим движение вперёд, самое результативное в наших планах и замыслах.