Мыслить об абстракции — абстрактно мыслить

На протяжении двух месяцев в галерее Unlimited Art Foundation проходила выставка “Via line”, обратившаяся к одному из основных понятий абстрактного искусства  линии. ArtUkraine попросил участников проекта поделиться мыслями и выводами, которые родились до, во время и после проекта.

 

Выставка "Via line"

 

Юрий Пикуль

Для меня линия это исключительно математическая категория. В работах я использую линию как модуль для построения тех или иных геометрических структур. Линия как эстетическая, а тем более поэтическая категория меня не интересует. Однако сами работы, несмотря на их исключительно логическую формальную базу, я пытаюсь создавать как своего рода метафоры моих субъективных ощущений от того, например, как функционирует общество, или где заканчиваются свободы человека (не юридические разумеется), или просто некое общее непокидающее ощущение ограниченности выбора, или возможностей и ресурсов существования.

 

Из этого уже следует ответ на вопрос о противоречии абстрактного мышления (кстати мышление предельно конкретное, единственное что оперирующее базовыми геометрическими элементами) и конкретикой вербального. Нет, они друг другу не противоречат. Я просто ДЕЛАЮ ПОПЫТКУ языком беспредметного искусства говорить о вполне человеческих вещах.

 

Юрий Пикуль. "Два базовых варианта"

 

Сергей Попов

Плоскость и линия  это возможность начала. Для меня эти понятия взаимосвязаны. Отбрасывая легкую тень линии на плоскости, я наблюдаю момент образования противоположностей того, что до этого было целым. В этом моменте я вижу первое действие творящее форму. Плоскость рассечена, единое уже существует в противоположностях, проявляется поверхность того, форма чего еще не сотворена.

 

 

Анна Миронова

Мы живем в материальном мире. Искусственно созданная форма  это проекция, тень от первоисточника, его копия на материальном листе. Тень (форма)  всего лишь следствие, указывающее на причину. Причиной всему является мысль. Мысль  это материя. Она имеет объем, передается, читается, волнует воображение и, проявляя себя, воплощается в слове, то есть рождает форму (тень, проекцию). Слово  конкретно, объемно, предметно. Мы обречены жить в предметном мире.

 

Анна Миронова. "Линия"

 

Бадри Губианури (о Кандинском и теме мироздания)

Каждый художник по-своему видит и понимает (или не понимает) тайны мироздания. Чужой опыт в данном случае  это просто «чужой опыт». Размышления для меня не представляют никакого интереса.

 

Елена Домбровская

Не могу сказать, что целью моей работы были чувства или выведение индекса чувств. В последнее время, работаю только с линией и взаимодействием линий друг с другом. Здесь больше математический расчет: с помощью линии и повторения ее на плоскости получается образ воздействующий, в первую очередь, на меня, а потом  на зрителя. Линия, как строительный материал, который позволяет создавать оптический эффект, возможность погрузиться в форму и материю.

 

Елена Домбровская. Без названия

 

Марта Ващук

В беспредметную живопись форма не приходит, она уже там есть как пространство.

 

Марта Ващук. Без названия