Наталья Лисовая (Лаборатория Актуального Творчества, Винница): «Пока люди еще не подготовленные – начинаем с картинок»

В мае 2015-го в Киеве был запущен долгосрочный проект ЕХО.КОНТАКТ / ECHO.CONTACT, целью которого является создание платформы для коммуникации региональных художественных сообществ Украины. Первая встреча в рамках проекта состоялась в городе Виннице. Художница Наталия Лисовая рассказала об организации, в которой работает, и о художественной среде города. Инициатива реализуется в рамках программы неформального образования «Студии живой истории», внедряется в Украине организацией «Інша Освіта» совместно с Союзом MitOst eV при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Германии и Фонда Роберта Боша. Инициатор проекта – исследователь, искусствовед, художник Виктория Перевозникова. 

 

Виктория: Расскажи подробнее об организации, в которой трудишься. Как/когда/в каких условиях возникла Лаборатория Актуального Творчества?


Наталия: Лаборатория Актуального Творчества – общественная винницкая организация.  В начале 2000-х организатор Александр Никитюк приехал в Винницу, посмотрел локацию, захотел создать что-то экспериментальное. Начали с проекта «Андеграунд». Это было заброшенное помещение, в котором каждый мог создать инсталляцию, перформанс, живопись  –  все, что угодно. Для зрителя место стало популярным – люди приходили, смотрели. А после это здание решили снести на всякий случай – мало ли что. Это был старт.

 

Приблизительно в это время открыли фестиваль ленд-арта «Мифогенез», который проходит в Винницкой области, Немировском р-не. Фестивалю уже 10 лет. Это единственный зимний фестиваль ленд-арта, который существует в Украине. К нам приезжали художники из Польши, Китая, России, многие украинские художники – наши постоянные участники. В Украине есть несколько фестивалей ленд-арта. Мы ездим к ним, они – к нам. Также мы проводим разнообразные конкурсы. К примеру, молодой конкурс современного искусства им. Натана Альтмана, который родился у нас в городе. Победитель конкурса получает возможность сделать персональную выставку в киевских галереях SoviArt или Сloser. Несколько последних лет мы пытались провести подобие львовского «Тижня Актуального Мистецтва». Пригласили львовских художников прочитать лекции по перформансу; Влодко Кауфман, Юрко Билей и Павло Ковач («Вiдкрита група») представили свои работы. Ежегодно летом у нас проходят «Мистецькі вихідні», когда мы тематически расписываем на территории города множество фасадов общественных и жилых помещений,  библиотек, детских учреждений для того, чтобы привлечь общество к искусству и культуре.

 

Работа Натальи Лисовой на конкурсе Альтмана (2014)

 

У Лаборатории есть собственное пространство?


Лаборатория не имеет пространства. Для этого нам необходимо хорошо сгруппироваться. У нас квартирные состояния – все время кочуем. Сейчас мы как раз работаем над этим. Несколько лет назад местный торговый центр предоставил нам свое пространство в течении полугода без оплаты аренды, коммунальных услуг и т. д. Мы приглашали художников из Киева, Сум, Одессы, Львова, чтобы представить более актуальное, современное искусство. Мы думали, что власть обратит на это внимание и предоставит нам выставочное пространство. Но никто нас пока не услышал. И мы делаем все больше проектов, чтобы нас не только видели, но и говорили о нас; чтобы поняли, что для творчества нам нужно больше возможностей и условий. У нас есть такие пространства в городе, но этого необходимо добиваться.

 

Каким образом вы наладили работу с госаппаратом?


Сначала было сложно. В разговоре, как и везде, должен быть компромисс. Если ты что-то хочешь получить, тебе нужно хорошо это объяснить, пойти на уступки. Часто мы меняли свои проекты, концепции, даже названия, вплоть до сегодняшнего дня. Несколько лет мы договаривались сделать что-то; прошло 2-3 года, и мы все-таки это внедрили. Это не смирение,  а скорее творческая хитрость, творческий компромисс, художественная настойчивость – тихонько, но все равно о своем. Тем более, городу нужно культурно развиваться. Винницу считают европейским городом – тихим, стабильным. Так и есть.

 

Есть интересные проекты, но не все они материально поддерживаются государством. Поддержку получают те, которые не актуальны: каждый год – по шаблону, для галочки, что они прошли. Но сейчас у нас от горисполкома люди едут в Европу, в частности – в Германию, Польшу; смотрят, как там культура развивается. Мы хотим некоторые проекты перенять, сделать что-то подобное. А для этого нужны художники, – нужны мы! – и тогда о нас вспоминают. Также к нам приезжают из  Швейцарии, Германии, Чехии, Польши – смотрят, учат и помогают, чем могут. Все это – очень медленно, по чуть-чуть, поскольку – с опаской. Нужно вложить средства и проследить, чтобы это не навредило городу, его среде и окружению. Даже конкурс мурал-арта, который у нас был, провела мэрия, райисполком. Стены для росписей отбирали долго и тщательно. Во время того, как художники приехали, менялись локации, было общественное голосование. Мы боремся за качество. Если что-то делать, то это должно соответствовать какому-то уровню. Для отбора художников и выделения средств на это необходим экспертный совет. Каждый конкурс и фестиваль предполагает отбор искусствоведов, журналистов, архитекторов.

 

Работа Сергея Якунина на ленд-арт-фестивале «Мифогенез» (2015)

 

В Лаборатории Актуального Творчества ты трудишься как художник?


Да, как художник. В основном моя деятельность здесь художественная, но это не означает, что этим она ограничивается. Нас не так уж много, а обязанностей больше, чем хотелось бы. Хотелось бы заниматься только творчеством, но ты им занимаешься не всегда, и не всегда тем, которое к тебе расположено. Я в организации с 2008 года. Мы начали с работы в галерее «Арт Шик». Но мы уже выросли из той среды. Больше приглашаем к себе художников, ездим к кому-то, дружим с городами. В этом году у нас содружество с городом Сумы. У них проходит замечательный фестиваль ленд-арта в Могрице, в Сумской области.

 

С какими еще городами сотрудничаете?


Мы были в Киеве на «ГогольФесте». Планируем съездить в Кривой Рог, Сумы, во Львов на «Тиждень Актуального Мистецтва». Они к нам тоже приезжали и провели свой «Тиждень Актуального Мистецтва» в небольших рамках. Для нас это было ново. Общество наше еще не готово, поскольку Львов более западный. Сотрудничаем также с Одессой, Харьковом, Запорожьем, Днепропетровском.

 

Алексей Коношенко и Сергей Радкевич на Конкурсе современного визуального искусства им. Н. Альтмана (2012) 

 

С бизнесом договариваетесь?


Ну мы же общественная организация – что нам бизнес?! Мы не интересны никому как проект. Это могут быть только частные заказы, но это никого не интересует и нигде не афишируется; пользы от этого никакой, кроме материальной выгоды.

 

Сложно…Город европейский, но он выглядит попсово. Многое можно было бы сделать по-другому. Но новое всегда пугает людей, поэтому нужно мягче идти. Мы не можем резко делать те проекты, которые хотим. Нужно показать, что это актуально, нужно предоставить работу в действии. Только потом ты можешь получить спонсирование, если это еще подойдет и всех устроит. Нужно пригласить художников, которые бы понравились власти. Это же провинция, а не столица. Потому у нас тихо и спокойно.

 

Духовность должна быть, а не материальность. Не забирать у людей, а делать для них. Бизнес отбирает, но не дает. Никто не волнуется, что у тебя внутри. Главное, чтобы ты отдал то, что заработал. Пока мы по разные стороны. Хотят быстрой выгоды, чтобы сразу работало. А так не будет – люди не привыкли. Возможно, мы найдем другой подход, другую форму. Лояльность должна быть, компромиссы, чтобы все это было гармонично, чтобы вреда не было. Принудительное добро – тоже не очень хорошо.

 

Владимир Ходак (Нойс), Александр Никитюк, библиотека на проспекте Коцюбинского (Винница, 2012)

 

Винница довольно активна в художественной среде?


В последние годы у нас очень изменилась ситуация в стране, и все стали активнее. Люди начали высказываться об искусстве. Я заметила, что, начиная со столицы, столько много новых проектов заработало. Больше свободы появилось и меньше запретов на все это.

 

Все боятся перемен. Но этого не избежать. Перемены не могут быть плохими – они всегда ведут к хорошему.

 

Наталья Лисовая

 

Город в основном заточен на живописные практики?


Это классика. Отстаем лет на 40-50. Картинка – увидеть, понять…Переход от первобытности: «Вот красиво – значит это искусство»; «Современное? Можно, мы не против. Пойдем дальше!». И вот так постепенно будем двигаться. Недавно в центре города прошел конкурс мурал-арта; жители спрашивали у молодых художников: «А зачем? Я же этого не хочу!»; а кто-то говорил: «Ой, как красиво! Спасибо!». Не привыкли. Нам странно, потому что мы в этом варимся, живем. Люди же в основном проснулись, пошли на работу…Они ничего не видят. Они волнуются о ситуации в стране. Они раздражены, что деньги идут на это. Их тоже можно понять. Поэтому начинаем с картинок, а потом уже пойдут проекты концептуальные, когда люди будут подготовлены, когда они это захотят. Это мое мнение.

 

Також читайте на сайті ART UKRAINE: «Найважливіше з мистецтв. Про візуальну частину арт-резиденції “Над Богом”»

 

***

Об авторе

 

Виктория Перевозникова – исследователь, искусствовед, журналист. Ведет рубрику «Художники и анимация» на сайте ART UKRAINE.