Николай Малышко: Я считаю наилучшим то искусство, которое создается сейчас

С Николаем Малышко можно разговаривать бесконечно, точно так же, как и смотреть на его скульптуры. Оба этих процесса отбирают у человека ощущение времени и происходящего вокруг, и даже на открытии выставки, где обычно чрезвычайно людно, можно не заметить снующих рядом посетителей, засмотревшись на одну из работ. Скульптор очень чуток – и к собеседнику, и к материалу, и к окужающему миру.

Николай Малышко редко приезжает в Киев, потому как живет и работает за городом, но ART UKRAINE посчастливилось встретиться с ним и его женой Ниной на открытии персональной выставки «Проект проектов» в арт-центре Я Галерея 16 октября.

 

Анна Васык: В "Проекте проектов" моментально считывается глубокий подстекст. В свзяи с этим хочу спросить, имеет ли этот проект сформулированную философию, является ли частью определенной философской системы? 


Николай Малышко: Наша мысль вращается вокруг воображения, а в воображении обитает ближайшее будущее. Мысль является инструментом творчества. В данной экспозиции используется обычный строительный кирпич XIX века из разобранных стен дома, который перестраивается во дворе, рядом с арт-центром Я Галерея на Хоревой. Еще один важный компонент – это, собственно, стены помещения арт-центра с открытой кирпичной кладкой. Также я обращаю внимание на кирпич тысячелетней давности из руин храма Пирогощи на Подоле. Сосуществование этих предметов, слепленных из глины с большой разницей во времени, возбуждает воображение. Меня волнуют объемы, строение предметов, я хочу их видеть, чувствовать. В этом окружении макеты моих скульптур в малом масштабе, где очевидно присутствие геометрических форм в изображениях, вместе с кирпичом и деревом, в кирпичных стенах настраивают на ощущение строения, компоновки, сочетания, в конце концов к ощущению чего-то стройного, структурного.

"Проект проектов" Николая Малышко в арт-центре Я Галерея, фотограф - Владимир Денисенков


 А. В.: Вам часто задают вопросы, связанные с материалом Ваших работ, и мы бы не стали повторять его снова, если бы не случилось интересного изменения. Ведь в последние годы в выставочном пространстве можно было видеть Ваши деревянные скульптуры (проект для "Арсенале" и участие в выставке "Великое и Величественное" и т.д.). Сейчас, в "Проекте проектов" вместе с деревом присутствует глина. С чем это связано и что для Вас означает глина по сравнению с деревом?


 Н. М.: Это лишь первое впечатление, что я занимаюсь исключительно деревом. Ведь, сколько себя помню, я всегда лепил из глины, несмотря на то, что я художник и меня всегда больше привлекал цвет. Я стал монументалистом во время учебы, что помогло мне познакомиться с различными материалами – это и стекло, если говорить о витражах, и штукатурка, и известь, если говорить о фресках, росписи темперой и т.д. Также рельефы из камня, из керамики – а это именно глина. Однажды, 13 лет назад, в Опишне я сделал большую скульптуру из глины, а в 73-м году мы организовали симпозиум, посвященный произведениям из этого материала. Из металла я также делал нестандартные работы. Сейчас мечтаю сделать бронзовое литье. Я веду к тому, что для меня не так уж важно – какой именно материал использовать, ибо дух художника – это весь тот мир, который он видит, осмысливает, чувствует. Следующий вопрос – как его воплотить. И если к какому-то конкретному замыслу более подходит дерево – я беру дерево, или глину – если того требует идея. 


Проект Николая Малышко на Arsenale-2012


А. В.: Продолжая Вашу мысль, можно вспомнить древних китайцев, которые считали материал соавтором, и не сопротивлялись его вмешательству в результат созидания. Для Вас материал является соавтором?


Н. М.: Я ловлю подсказки материала – как только услышу, что со мной говорит материал, я ему помогаю, прислушиваюсь к нему. Цюкаю топором и слушаю – как зазвучит материал. Когда-то мы делали выставку, вдохновителем которой был Крымский. По центру стояла моя большая скульптура. Крымский во время своей речи сказал: «Вы думаете, что это вы ее создали. Но вы не знаете, что это она создает вас…» Он очень точно это сказал. Потому что я постоянно делаю выводы из своей работы, меняюсь, это меня немного возвышает. Безусловно, человек трансформируется под действием своего творчества.

 

А. В.: Многие руководствуются стремлением увековечить свое искусство, используя амбициозные с этой точки зрения материалы – бронзу, камень и т.д. Дерево в этом смысле является более хрупким. У Вас отсутствует покушение на вечность?


Н. М.: На этот счет я не особо переживаю – я человек скромный. Я знаю, что огромное количество всего, что было создано много тысячелетий назад, было сделано именно из дерева, однако остались только керамика, металл и камень именно ввиду их прочности. Но, думаю, дерево все равно осталось в людях – просто его нет в музеях. Действительно, дерево очень быстро портится: оно и горит, и гниет. Более того, люди имеют еще такую нравственность, которая позволяет им топить печь Пинзелем, рубя его на куски. Это падение самого человека, а не дерева. Я настаиваю на том, что надо воспитывать дух, который не поддается тлению. 


А. В.: Вашу скульптуру часто называют мгновением бытия, зафиксированным в дереве. Чем для Вас является момент? Что есть настоящее, по сравнению с прошлым и будущим?


Н. М.: Когда-то я делал проект выставки «Мгновение» в музее в Виннице. Внимание обычно сосредоточено на мгновении жизни, а момент является самым существенным из всей временной протяженности. Безусловно, настоящее находится в неразрывном единстве с прошлым и будущим. И насколько человек осознает эту непрерывную связь, настолько он сможет понять непостижимую вечность. Поэтому я акцентирую внимание именно на современном искусстве. 


А. В.: Вы сказали о важности цвета для Вас. Дерево же задает изделиям монохромность – естественный цвет самого дерева. Вы теперь сознательно отошли от цветных практик?


Н. М.: В скульптуре над всем остальным преобладает само строение, сам объем объекта. В живописи же всегда происходит утверждение плоскости, а не глубины и объема. Поэтому здесь не так важно, раскрашена скульптура или нет. А тем более, когда делаешь скульптуру из дерева, то ее поверхность настолько прекрасна, а материал сам по себе настолько хорош, что нет никакой необходимости его закрашивать. 


"Проект проектов" Николая Малышко в арт-центре Я Галерея, фотограф - Владимир Денисенков


 А. В.:  Кураторы часто апеллируют к Вашему обращению к архаическим темам, первобытным формам культуры. Это продиктовано Вашим личным увлечением? Считаете ли Вы, что человечество деградировало с тех пор?


Н. М.: Я считаю, что наилучшим является искусство, которое создается сейчас, а не то, которое делалось до сих пор, каким бы прекрасным и даже совершенным оно бы ни было. И мое искусство все же скорее современное, чем архаичное. Но модернизм, если обратиться к творчеству моих современников, всегда отбрасывал то, что должно было так или иначе отойти. И пробивалось наиболее живучее из всех времен. Потому, это не столько мое романтическое стремление, сколько просто необходимость делать именно так, это – моя задача. 


А. В.: Недавно Арт Юкрейн начал новую рубрику – беседы в формате круглого стола. Темой первого из них стало "Интервью с художником". Считаете ли Вы этот жанр актуальным сегодня?


Н. М.: Беседы как таковые всегда полезны. А те, которые посвящены художественному бытию, творчеству, особенно желательны и необходимы. В диалоге рождается новая мысль и решение многих проблем. Мысль художника развивается при помощи собственного бессловесного языка, но мышление словами-образами – это нечто другое, предполагающее владение языковым арсеналом.

 

А. В.: Что Вам больше всего нравится в жизни за городом?


Н. М.: Земля и небо, воздух, вода, чувство свободы, тишины и покоя, движение, изменения цвета, тонов, изменения зимы весной, летом осенью. Как говорит Нина (Нина Денисова – жена Николая Малышко, художница, – прим.ред.): «Роскошь!»

 

"Проект проектов" Николая Малышко в арт-центре Я Галерея, фотограф - Владимир Денисенков


 А. В.: Как человеку, живущему вдали от Киева, Вам должны быть хорошо заметны изменения, происходящие с ним. Как думаете, с чем это связано?


Н.М.: Это напрямую связано с появлением свободы, независимости, но не свободы самореализации, а свободы произвола. Пока что это – последствия бессмысленной политики неосталинизма, то есть произвола. Но, вопреки этому, Киев строится, страдает и ищет выхода из возникающих катастрофических проблем. 


А. В.: Ну и не могу напоследок не спросить о злободневных проблемах. Последние несколько месяцев художественное сообщество спорит, стоит ли бойкотировать Мыстецкий Арсенал в связи с недавним инцидентом на выставке «Великое и Величественное». Повлияло ли это событие на Ваше отношение к пространству Арсенала? Собираетесь ли Вы участвовать в следующих проектах, инициированных Арсеналом?


Н. М.: Еще более стал уважать Мыстецкий Арсенал, и очень эмоционально воспринимаю его знак-символ – Квадрат. Продолжаю работать над проектами, и при возможности я с радостью выставлю их в пространстве Мыстцекого Арсенала.

 

Анна Васык