Один день с Анатолием Беловым
Мы встретились с Анатолием Беловым в один из немногих в этом году по-настоящему весенних мартовских дней. Он прогуливался по залитому солнцем песчаному пляжу, а мы смотрели на него, понимая, что Белов – самый романтичный художник на современной украинской арт-сцене (хотя ему это определение и не по душе). Его работы – будь то графика или музыка – нежны и чувственны, они о любви: любви к мужчине или к женщине, любви легкой и сиюмитной, или любви вечной, порабощающей, любви в семье, или любви к свободе, любви или ее отсутствии, любви или ненависти в обществе. Любовь - главная тема творчества Белова, и ему, как никому другому, удалось доказать, что невзирая на свою «избитость в веках» тема любви в искусстве по-прежнему актуальна, интересна и, что самое главное, - прогрессивна.
За последнее время Белов порадовал публику продолжением своей «Самой порнографической книги в мире», которую создал во время зимней резиденции в Вене, и новыми песнями и выступлениями группы «Людська подоба». В творчестве Белова все жанры и медиа органично переплетаются – он поет о том, что рисует, и иллюстрирует свои песни – и все это воспринимается целостно, как единый смысловой блок. Сейчас в «Рабочей комнате» CSM, и вне ее, Анатолий Белов продолжает работу над созданием сценария к мюзиклу, а также собирается освоить навыки кинорежиссуры. Об этом и не только мы говорили, гуляя с Беловым по Подолу и Труханову острову, где он очень любит бывать.
«Людська подоба». Я очень страдал, когда распалась группа Emblika Quali, в которой я был солистом и автором текстов. Музыка для меня очень важна, и мне сильно ее не хватало. И вот, совершенно случайно я встретил старого друга (человека, чьему музыкальному вкусу я доверяю), который познакомил меня с Георгием Бабанским, отрекомендовав его как интересного музыканта - мы обменялись контактами и переслали друг другу свои материалы. Мне очень понравились его электронные коллажи, ему – композиции Emblika Quali. Мы решили попробовать, вдруг у нас получится работать вместе. К моей радости, мы очень легко нашли общий язык. Так в августе 2012 года появился наш совместный проект – группа «Людська подоба».
Анатолий Белов. Людська Подоба (Благодаря этой работе появилось название и у группы)
Гоша делает музыку, я пишу тексты, но, в отличие от предыдущих моих проектов, в создании звука для «Людськой подобы» я тоже принимаю участие. Нам интересно экспериментировать, каждый раз находить что-то новое, привлекать разных людей к совместной работе – например, мы сделали совместную работу с Volosy ptitz. Недавно в группе появилась Яна, с которой я раньше вместе выступал. На бас-гитаре с нами Артур.
"Людська подоба". Композиция "Это злая шутка Бога". Киев
У нас было всего три концерта, и на каждом из них мы учимся, пробуем себя. Пока мы имеем около десяти готовых композиций, но стилистически они разные, и потому нам еще предстоит отобрать те, что войдут в альбом, который хотим записать в этом году.
Композиция "Людська Подоба". Первое выступление группы. Львов
По сути, мы играемся с разными музыкальными и смысловыми фетишами – с тем, что нам очень нравится, тем, что нам самим бы хотелось услышать, под что потанцевать. В общем, это некое абсолютное удовлетворение от того, чем мы занимаемся.
В отличие от группы «Пенопласт» или «Хамерман Знищує Віруси», художник Белов в проекте «Людська подоба» не делает акцент на перформативности, а, наоборот, пытается сделать свой сценический образ, по его словам, максимально лаконичным, не отвлекающим внимание публики от музыки и текстов песен. Он тяготеет к своеобразному образу спортсмена, надевая на сцену спортивный или рабочий комбинезон, просто и пластически красиво облегающий силуэт. Однако, не факт, что визуальность для группы всегда будет второстепенной. Белов снова подумывает о сотрудничестве с украинскими модными дизайнерами для разработки сценических костюмов.
Для Белова музыка – возможно, сегодня и основной, но все-таки лишь один из художественных методов. К тому же, он признается, что все больше увлекается кино. Талантливый человек – талантлив во всем, однако важно то, что к использованию каждого нового медиума Белов подходит со всей ответственностью, стараясь достичь определенного профессионального уровня – берет уроки, изучает специальную литературу.
Видео. У нас уже есть идеи нескольких будущих клипов, например, на композицию «Бабушка». Оба, имея режиссеркие амбиции (Гоша, к слову, – режиссер), мы планируем снимать по очереди, хотя, конечно же, это будет тандем и помощь друг другу во всем.
Мюзикл. Мой довольно масштабный персональный проект, который я затеял еще в позапрошлом году - это сценарий к полнометражному мюзиклу, который я хочу снять как режиссер. В нем несколько сюжетных и смысловых линий, одна из которых, конечно, любовная. В центре сюжета – любовный треугольник, в рамках которого каждый из троих героев будет пытаться выйти за собственные условные границы, попробует открыться миру и другому, расшатать свои рамки, преодолеть себя, ведь у каждого из них свое представление о счастье.
Я пробовал работать над сценарием не только посредством написания текста. Летом на резиденции, которую устраивает у себя в селе художник Александр Бабак, я попробовал делать сценарий в рисунках. За короткий срок я сделал очень много – и все это работы на холстах маслом, акрилом, тушью. У меня тогда появились новые сюжетные линии. Это довольно интересный и для меня очень органичный метод работы, ведь писать сценарии я начал по наитию.
Детство. Когда меня в детстве спрашивали, кем я буду, я всегда говорил, что буду художником. Все это было задолго до того, как я пошел в художественную школу. Конечно же, мне очень помогла мама, которая поощряла мои творческие порывы – она и сама в юности мечтала рисовать, и даже еще до моего рождения купила мне книжку о техниках приготовления в домашних условиях клея, грунтовки для холстов (смеется). Я ходил в детскую художественную школу, кружки, потом в РХСШ (куда меня сначала не хотели брать, потому что я с натуры не умел рисовать, и, чтобы поступить, я за два месяца до экзаменов интенсивно занимался во Дворце Пионеров сразу у разных преподавателей). Я рисовал разные истории, композиции – все они не были натуралистичными. С другой стороны, я пытался копировать, хотя на деле получались больше интерпретации своих любимых художников, Ренуара, к примеру, и потому уже тогда рисовал обнаженную натуру. А еще любил рисовать истории про сказочных героев, и одним из любимых персонажей был Ленин.
Увы, даже самым талантливым художникам сегодня не всегда удается прожить, занимаясь только искусством – они вынуждены подрабатывать, чтобы раздобыть денег. С подобной проблемой зачастую сталкивается и Анатолий Белов. Возможно, не последнюю роль в этом сыграл его принцип не отдавать галерее работу за проведение выставки, из-за чего, по словам Анатолия, галереи неохотно с ним сотрудничают.
Отвлеченный труд. Иногда я совершенно забываю, что для жизни еще нужны деньги, что нужно заплатить за квартиру. И тогда я начинаю судорожно искать подработки – не в офисе, конечно, а фриланс, работу на несколько часов. Моя специальность (я учился на полиграфии) позволяет мне подрабатывать, занимаясь полиграфическим дизайном: я могу верстать журналы, оформлять книги, делать логотипы. Иногда это разовые заказы – что-то нарисовать, к примеру. Был интересный опыт, когда мы с Артуром Белозеровым работали чернорабочими художниками, оформляя вечеринки для банкиров – к примеру, оформляли зал для новогоднего корпоратива. Но вот уже полгода никаких заказов нет.
Мечты. Я мечтаю просто реализовать свои идеи. Чтобы не отвлекаться на быт и заниматься только искусством. Практически все, что я делаю, получается, но необходимость зарабатывать немного мешает.
Анна Цыба
Фото: Максим Белоусов