Один день с группой "ЙОД"
В будущем, когда украинские историки искусства будут размышлять над тем, кто из молодых художников пришёл в революционную зиму 2013, они, вероятно, упомянут группу “ЙОД”. Возможно, их даже сравнят с появившимися в аналогической ситуации в 2004 году группой “Р.Э.П” - но это всё случится позже, при условии, что новоиспечённая группа-антисептик продолжит свою работу так же активно, как и на старте своей деятельности.
“ЙОД” - это шестеро рябят: Алёна Науменко (Киев), Александр Ельцин (Луганск), Аня Щербина (Запорожье), Марина Москаленко (Шостка), Миша Алексеенко и Сергей Западня (Бровары). Встретившись на территории упаднического дома, где полулегально можно арендовать мастерские, они пришли к решению о создании группы. Этому предшествовало коллективное участие в самоорганизованной выставке “Музей несуществующих предметов” в Одессе и пленэр в Крыму.
Слева направо: Аня Щербина, Александр Ельцин, Сергей Западня, Марина Москаленко, Миша Алексеенко. Открытие выставки "Решение проблемы"
Впервые ребята заявили о группе в конце октября 2013 года, когда организовали акциию “ШАРА” и раздали зрителям около 250 графических работ Миши Алексеенко. После чего взяли непродолжительную паузу и появились с рядом идей, имеющих очевидный политический подтекст. Сейчас в Малой Галерее “Мыстецького Арсенала” зритель может увидеть их инсталляцию “Решение проблемы”, а в этом материале ART UKRAINE - прочесть об истории группы.
Начало
Один день с группой "Йод" в мастерской сквота "Хайят"
Аня Щербина: Возникновение группы связано со сквотом “Хайят”, где каждый из нас был занят индивидуальными практиками. Ещё задолго до объединения в группу мы начали говорить о возможной совместной работе.
Александр Ельцин: К тому же разочаровались в украинских институциях и пришли к выводу, что нужно самоорганизовываться. Тем более, что ходить по нашим галереям с просьбой у них выставляться - занятие малоприятное.
Миша Алексеенко: Украинским институциям нечего предложить молодому украинскому художнику - всё приходится делать за свой счёт.
Алёна Науменко: Это объединяет: никто не зарабатывает своей живописью - все вынуждены как-то выживать. Об этом, кстати, мы однажды сделаем выставку - расскажем о халтурах.
Марина Москаленко: Ещё в какой-то момент мы подметили, что у многих из нас возникают похожие идеи, поэтому разговоры об общих проектах возникали всё чаще.
Сергей Западня: Но решающей оказалась объединяющая способность этого места. Если бы не возможность командно работать на одной территории, может, ничего бы и не сложилось.
Миша Алексеенко: Первый сделанный группой проект назывался Шара, в которой был заложен ироничный комментарий как о ситуации в украинской художественной жизни, так и о самих художниках.
Александр Ельцин: Его ценность для нас заключается в том, что мы попробовали себя в совместной работе. После этого была зима и мы долго ничего не делали. Это психологически давило, ведь мы только заявили о группе.
Политическое искусство
Инсталляция "Труба" на выставке The Show Within The Show в Мыстецьком Арсенале
Алёна Науменко: Я против политического искусства, точнее - это не то, чем я могу заниматься в обычной практике. Но в сложившейся нынче социальной и политической ситуации сложно делать что-то отстранённое – это покажется нелепым.
Александр Ельцин: Тем более, что мы сейчас говорим о публичном искусстве. А у себя в мастерской можно заниматься чем угодно.
Алёна Науменко: В индивидуальной практике никто из нас политическим искусством не занимается, только в группе.
Миша Алексеенко: На мой взгляд, это происходит потому, что вместе мы в процессе общения пытаемся найти точки соприкосновения. Логично, что в последнее время они обнаруживаются в болезненном переживании сложившейся в стране ситуации.
“Грязь”
Инсталляция "Грязь". Центр современного искусства М17
Миша Алексеенко: Проект “Грязь” изначально был задуман для уличного пространства, но в итоге реализован в Центре современного искусства М17. Этот проект был связан с политической ситуацией, а вдохновлён публичным пространством: часто можно видеть дорогущие джипы, которые месят грязь на наших розбитых дорогах и отсутствующих парковках. Мы сделали трон, к которому вела дорожка из грязи. Вопрос был таков: можно ли дойти до этого трона и не запачкаться.
Сергей Западня: Это отсылка к постоянной ситуации: с одной стороны Межигорье, а с другой - болото и грязь.
“Вид на Крым”
Проект “Вид на Крым” в Карась Галерее
Александр Ельцин: Когда началась аннексия Крыма, мы решили отреагировать быстро. Так родилась идея проекта “Вид на Крым”, которая была реализована в Карась Галерее.
Алёна Науменко: Большим плюсом было то, что Евгений Карась понял идею нашей акции и предоставил полную свободу действий.
Миша Алексеенко: Мы обратились к знакомым художникам и попросили их дать нам свои работы. Большинство из них заядлые участники крымских пленэров, поэтому этюдов набралось достаточно. Забавно, что многие были счастливы узнать, что их работы будут экспонироваться в Карасе.
Александр Ельцин: Но мы им не говорили о сути акции, поэтому открытие выставки стало для них сюрпризом.
Миша Алексеенко: Работы мы повесили одной линией, напоминающий горизонт с видами Крыма.
Марина Москаленко: Здесь “вид на Крым” ещё имеет ассоциацию с “видом на жительство”.
Миша Алексеенко: На входе в галерею мы поставили “зелёного человечка”, который пропускал людей с крымской пропиской или паспортом гражданина РФ исключительно.
Проект “Вид на Крым” в Карась Галерее
Александр Ельцин: Удивлены были все, кто пришёл на выставку и, соответственно, не смог туда попасть. Особенно художники, одолжившие нам свои работы, - некоторые из них пришли со своими заказчиками.
Миша Алексеенко: Мы, кстати, тоже не заходили на выставку. Только во время монтажа и демонтажа. К нашему подставному “зелёному человечку” подходили люди с репликами: “Ах ты сука! Мы не за это на Майдане стояли!” В конечном итоге набралась критическая масса возмущённых людей и они ворвались в галерею. Но наш человек смог их вытолкать и занять своё место. Хотя были и такие, кто не решился зайти.
Аня Щербина: Занимательно, что на фоне происходящего к экспонируемым работам у зрителей возник огромный интерес. Хотя на самом деле они большой художественной ценности не несут.
“Труба”
Инсталляция "Труба" на выставке The Show Within The Show в Мыстецьком Арсенале
Миша Алексеенко: Нас пригласили принять участие в выставке, посвящённой Шекспиру (The Show Within the Show - прим.ред.), но мы сразу поняли, что наша работа никак не будет связана с заданной тематикой. Хотя шекспировское прочтение в ней тоже есть - война за ресурсы. В этой работе мы фактически не оставляем человеку выбора: труба расположена таким образом, что ему приходится под неё прогибаться. Даже маленький ребёнок, проходя под ней, рефлекторно начинает прогибаться.
Алёна Науменко: Здесь мы были довольны сотрудничеством с куратором Александром Соловьёвым, который очень тонко чувствовал ситуацию и не требовал от нас жёсткой привязки к теме.
“Решение проблемы”
Монтаж выставки "Решение проблемы". Малая Галерея Мыстецького Арсенала
Сергей Западня: В этой работе легко прочитывается присущий украинцам подход к решению проблемы: сделать кое-как, лишь бы сработало сейчас - задуть трещину в полу монтажной пеной, подставить ведро, когда течёт крыша, примотать дверную ручку скотчем.
Аня Щербина: Хотя в таком подходе есть определённый шарм отказа от потребительства.
Александр Ельцин: Показательно, что на выставке вода капает в бытовые предметы, используемые в этом случае не по назначению. То есть проблема проникает в быт, а затем - и в сознание человека. Вёдра и тазики, которые мы подставили под капающую воду, советские - здесь есть отсылка к тому, откуда это созание тянется.
Миша Алексеенко: В этой работе нам пригодился опыт киношных халтур. Многие из нас с первых курсов работали на киностудии и полученные там технические навыки очень помогают в конструировании инсталляций вроде той, что можно увидеть сейчас на выставке “Решение проблемы”.
Александр Ельцин: В своих проектах мы думаем о том, кто наш зритель. В некотором смысле мы специально упрощаем их и делаем понятными, ведь у нашего искусства есть адрессат.
Йод
Александр Ельцин: Название мы выбирали, ткнув пальцем в небо. Все варианты были очень несерьёзными, поскольку нам не хотелось уже самим названием задавать нашей деятельности какой-либо вектор. Для нас этот проект является экспериментом.
Миша Алексеенко: А если посмотреть на наши работы, где мы выступаем в роли некоего антисептика, становится понятно, что с названием мы угадали.