Один день с группой "ЙОД"

В будущем, когда украинские историки искусства будут размышлять над тем, кто из молодых художников пришёл в революционную зиму 2013, они, вероятно, упомянут  группу “ЙОД”. Возможно, их даже сравнят с появившимися в аналогической ситуации в 2004 году группой “Р.Э.П” - но это всё случится позже, при условии, что новоиспечённая группа-антисептик продолжит свою работу так же активно, как и на старте своей деятельности.


 “ЙОД” - это шестеро рябят: Алёна Науменко (Киев), Александр Ельцин (Луганск), Аня Щербина (Запорожье), Марина Москаленко (Шостка), Миша Алексеенко и Сергей Западня (Бровары). Встретившись на территории упаднического дома, где полулегально можно арендовать мастерские, они пришли к решению о создании группы. Этому предшествовало коллективное участие в самоорганизованной выставке “Музей несуществующих предметов”  в Одессе и пленэр в Крыму. 

 

Слева направо: Аня Щербина, Александр Ельцин, Сергей Западня, Марина Москаленко, Миша Алексеенко. Открытие выставки "Решение проблемы"


Впервые ребята заявили о группе в конце октября 2013 года, когда организовали акциию “ШАРА” и раздали зрителям около 250 графических работ Миши Алексеенко. После чего взяли непродолжительную паузу и появились с рядом идей, имеющих очевидный политический подтекст. Сейчас в Малой Галерее “Мыстецького Арсенала” зритель может увидеть их инсталляцию “Решение проблемы”, а в этом материале ART UKRAINE - прочесть об истории группы.

 

 

Начало

 

Один день с группой "Йод" в мастерской сквота "Хайят"


Аня Щербина: Возникновение группы связано со сквотом  “Хайят”, где каждый из нас был занят индивидуальными практиками. Ещё задолго до объединения в группу мы начали говорить о возможной совместной работе.


Александр Ельцин: К тому же разочаровались в украинских институциях и пришли к выводу, что нужно самоорганизовываться. Тем более, что ходить по нашим галереям с просьбой у них выставляться - занятие малоприятное.


Миша Алексеенко: Украинским институциям нечего предложить молодому украинскому художнику - всё приходится делать за свой счёт.


Алёна Науменко: Это объединяет: никто не зарабатывает своей живописью - все вынуждены как-то выживать. Об этом, кстати, мы однажды сделаем выставку - расскажем о халтурах.


Марина Москаленко: Ещё в какой-то момент мы подметили, что у многих из нас возникают похожие идеи, поэтому разговоры об общих проектах возникали всё чаще.


Сергей Западня: Но решающей оказалась объединяющая способность этого места. Если бы не возможность командно работать на одной территории, может, ничего бы и не сложилось.

 

 


Миша Алексеенко: Первый сделанный группой проект назывался Шара, в которой был заложен ироничный комментарий как о ситуации в  украинской художественной жизни, так и о самих художниках. 


Александр Ельцин: Его ценность для нас заключается в том, что мы попробовали себя в совместной работе. После этого была зима и мы долго ничего не делали. Это психологически давило, ведь мы только заявили о группе.

 


Политическое искусство

 

Инсталляция "Труба" на выставке The Show Within The Show в Мыстецьком Арсенале


Алёна Науменко: Я против политического искусства, точнее - это не то, чем я могу заниматься в обычной практике. Но в сложившейся нынче социальной и политической ситуации сложно делать что-то отстранённое – это покажется нелепым.


Александр Ельцин: Тем более, что мы сейчас говорим о публичном искусстве. А у себя в мастерской можно заниматься чем угодно.


Алёна Науменко: В индивидуальной практике никто из нас политическим искусством не занимается, только в группе.


Миша Алексеенко: На мой взгляд, это происходит потому, что вместе мы в процессе общения пытаемся найти точки соприкосновения. Логично, что в последнее время они обнаруживаются в болезненном переживании сложившейся в стране ситуации.

 


“Грязь”


Инсталляция "Грязь". Центр современного искусства М17


Миша Алексеенко: Проект “Грязь” изначально был задуман для уличного пространства, но в итоге реализован в Центре современного искусства М17. Этот проект был связан с политической ситуацией, а вдохновлён публичным пространством: часто можно видеть дорогущие джипы, которые месят грязь на наших розбитых дорогах и отсутствующих парковках. Мы сделали трон, к которому вела дорожка из грязи. Вопрос был таков: можно ли дойти до этого трона и не запачкаться.


Сергей Западня: Это отсылка к постоянной ситуации: с одной стороны Межигорье, а с другой - болото и грязь.

 


“Вид на Крым”

 

Проект “Вид на Крым” в Карась Галерее


Александр Ельцин: Когда началась аннексия Крыма, мы решили отреагировать быстро. Так родилась идея проекта “Вид на Крым”, которая была реализована в  Карась Галерее.


Алёна Науменко: Большим плюсом было то, что Евгений Карась понял идею нашей акции и предоставил полную свободу действий.


Миша Алексеенко: Мы обратились к знакомым художникам и попросили их дать нам свои работы. Большинство из них заядлые участники крымских пленэров, поэтому этюдов набралось достаточно. Забавно, что многие были счастливы узнать, что их работы будут экспонироваться в Карасе.


Александр Ельцин: Но мы им не говорили о сути акции, поэтому открытие выставки стало для них сюрпризом.


Миша Алексеенко: Работы мы повесили одной линией, напоминающий горизонт с видами Крыма.


Марина Москаленко: Здесь “вид на Крым” ещё имеет ассоциацию с “видом на жительство”.


Миша Алексеенко: На входе в галерею мы поставили “зелёного человечка”, который пропускал людей с крымской пропиской или паспортом гражданина РФ исключительно.

 

Проект “Вид на Крым” в Карась Галерее


Александр Ельцин: Удивлены были все, кто пришёл на выставку и, соответственно, не смог туда попасть. Особенно художники, одолжившие нам свои работы, - некоторые из них пришли со своими заказчиками.


Миша Алексеенко: Мы, кстати, тоже не заходили на выставку. Только во время монтажа и демонтажа. К нашему подставному “зелёному человечку” подходили люди с репликами: “Ах ты сука! Мы не за это на Майдане стояли!” В конечном итоге набралась критическая масса возмущённых людей и они ворвались в галерею. Но наш человек смог их вытолкать и занять своё место. Хотя были и такие, кто не решился зайти.


Аня Щербина: Занимательно, что на фоне происходящего к экспонируемым работам у зрителей возник огромный интерес. Хотя на самом деле они большой художественной ценности не несут.

 


“Труба”

 

Инсталляция "Труба" на выставке The Show Within The Show в Мыстецьком Арсенале


Миша Алексеенко: Нас пригласили принять участие в выставке, посвящённой Шекспиру (The Show Within the Show - прим.ред.), но мы сразу поняли, что наша работа никак не будет связана с заданной тематикой.  Хотя шекспировское прочтение в ней тоже есть - война за ресурсы. В этой работе мы фактически не оставляем человеку выбора: труба расположена таким образом, что ему приходится под неё прогибаться. Даже маленький ребёнок, проходя под ней, рефлекторно начинает прогибаться.

 


Алёна Науменко: Здесь мы были довольны сотрудничеством с куратором Александром Соловьёвым, который очень тонко чувствовал ситуацию и не требовал от нас жёсткой привязки к теме.

 


“Решение проблемы”

 

Монтаж выставки "Решение проблемы". Малая Галерея Мыстецького Арсенала


Сергей Западня: В этой работе легко прочитывается присущий украинцам подход к решению проблемы: сделать кое-как, лишь бы сработало сейчас - задуть трещину в полу монтажной пеной, подставить ведро, когда течёт крыша, примотать дверную ручку скотчем. 


Аня Щербина: Хотя в таком подходе есть определённый шарм отказа от потребительства.


Александр Ельцин: Показательно, что на выставке вода капает в бытовые предметы, используемые в этом случае не по назначению. То есть проблема проникает в быт, а затем - и в сознание человека. Вёдра и тазики, которые мы подставили под капающую воду, советские - здесь есть отсылка к тому, откуда это созание тянется.

 


Миша Алексеенко: В этой работе нам пригодился опыт киношных халтур. Многие из нас с первых курсов работали на киностудии и полученные там технические навыки очень помогают в конструировании инсталляций вроде той, что можно увидеть сейчас на выставке “Решение проблемы”.


Александр Ельцин: В своих проектах мы думаем о том, кто наш зритель. В некотором смысле мы специально упрощаем их и делаем понятными, ведь у нашего искусства есть адрессат.


Йод

 
Александр Ельцин: Название мы выбирали, ткнув пальцем в небо. Все варианты были очень несерьёзными, поскольку нам не хотелось уже самим названием задавать  нашей деятельности какой-либо вектор. Для нас этот проект является экспериментом.


Миша Алексеенко: А если посмотреть на наши работы, где мы выступаем в роли некоего антисептика, становится понятно, что с названием мы угадали.