Оксана Била: «Второй такой коллекции сакрального искусства не найти»

В этом году Национальный музей во Львове отмечает сто лет с тех пор, как митрополит и меценат Андрей Шептицкий подарил свою художественную коллекцию украинцам. Именно она стала фундаментом музея, который сегодня располагает одной из лучших в Европе коллекций сакрального искусства. Заместитель директора Национального музея Оксана Била рассказывает об уничтоженном и приобретенном, планах на ближайший год и многом другом.

Андрей Шептицкий (1865-1944 гг.) – митрополит Украинской греко-католической церкви, общественный деятель, меценат. Основанные им школы, больницы, приюты для сирот, храмы и музеи – яркий пример воплощения добрых намерений в реальную жизнь. 


 

Заместитель директора Национального музея во Львове Оксана Била


Алена Костенко Расскажите об истории основания Национального музея во Львове.

Оксана Била В 1905 году митрополит Андрей Шептицкий учредил «Церковный музей», основой которого стала его частная коллекция. В целом это были иконы, старинные рукописи и печатные издания. 13 января 1913 года состоялось публичное открытие первой экспозиции музея, и в этот же день митрополит передал его в дар украинскому народу. Кстати говоря, Андрей Шептицкий приобрел здание, в котором расположились экспонаты, за собственные деньги.

С тех пор музей активно разрастался – к 30-м годам он насчитывал уже около 80 000 экспонатов. Видные деятели того времени участвовали в его развитии. Среди них – Иван Франко, Иосиф Слипый, Петр Холодный, Иван Труш и многие другие. Музей поддерживали и различные украинские учреждения. Например, возглавляемое Грушевским Научное общество им. Т. Шевченко (НТШ), которое также располагало своей художественной коллекцией. Между культурными центрами завязалось сотрудничество.

Пополнением коллекции занимался как сам митрополит, приобретая работы и привозя со своих паломничеств уникальные иконы, так и многолетний директор музея, этнограф и славист Илларион Свенцицкий. Именно Свенцицкий организовал множество экспедиций по Западной Украине, благодаря которым коллекция музея пополнилась предметами высокой художественной ценности.

Мастер Алексей. Богородица с Младенцем (Елеуса). Середина XIV в., с. Лисковате

 

- В начале 30-х годов фонды музея насчитывали 80 000 экспонатов, сегодня – более 180 000. За счет чего такое пополнение?

- Коллекция музея значительно разрослась благодаря нескольким факторам. Во-первых, в период рефомирования львовских музеев (1939-41 гг. и 1944-50 гг.) к нам попали произведения древнеукраинского и народного искусства, графики и т.д.

Во-вторых, в 1960-80 годах в заброшенных церквях работниками музея было найдено и спасено от уничтожения множество предметов религиозного назначения. Так у нас оказались прекрасные иконы XVI и XIX столетия, образцы древней скульптуры и декоративной ткани. И именно так известный музейщик Борис Возницкий спас от уничтожения работы скульптора Пинзеля.

Ну и мы могли покупать экспонаты. К сожалению, с 1990-х годов у музея нет такой возможности. Поэтому сегодня коллекция пополняется в основном за счет подарков частных лиц. Здесь необходимо упомянуть о коллекции украинских художников-эмигрантов конца XIX - начала XX века, которую передала музею Галина Горюн-Левицкая (Торонто, Канада). А вот собрание современного искусства растет благодаря художникам, которые дарят нам свои картины.

Спас в славе. XVI в., с. Лисковате, теперь - Польша 


- Правда ли, что в пятидесятые годы советской властью было уничтожено тысячи музейных экспонатов?

- Да, тысячи наших экспонатов сгорели в печах. Все, что как-либо напоминало о национальной идентичности украинцев, об их истории, деятелях и так далее, уничтожалось. Так мы навсегда потеряли некоторые архивные записи, иконы, живопись, графику, скульптуру, портреты известных общественных деятелей и представителей духовенства.

Библия в иллюстрациях. Конец XVI в., Амстердам. Типография Герарда де Йоде

 

- Какие мероприятия запланированы в рамках празднования передачи музея украинскому народу?

 - Весь год приурочен этому юбилею – запланировано множество фондовых выставок, мероприятий. Среди них – международная научная конференция, выход альбома серии «Государственные собрания Украины», в котором будут детально описаны 530 ярчайших экспонатов (к слову, наличием такого альбома могут похвастать лишь два музея по всей Украине), выставка памяти искусствоведа Веры Свенцицкой и т.д.

Евангелие. 1636 г., Львов

Градуал. XV в. Западная Европа

Иисус - Добрый Пастырь. Фрагмент омофора Афанасия Шептицкого


Фрагмент иконы «Рождество Пресвятой Богородицы» из Потелича. XVI в.

 

 

Алена Костенко