Открытие выставки Леси Мальской "Отчуждение" в Малой галерее Мыстецького Арсенала: впечатления гостей (ФОТО)

В Малой Галерее Арсенала открылась выставка Леси Мальской – всем хорошо известной киевской художницы, работающей в технике фотографии и видео. Проект «Отчуждение» сочитает в себе серию черно-белых фотографий и комнату с видеоинсталляцией, впервые смонтированной в пространстве Галереи. Гости выставки поделились с журналом ART-Ukraine своими впечатлениями.

 

Каролина Ашион и Юрий Жуйков

Каролина Ашион, телеведущая 

До того как прийти на презентацию, я абсолютно не была в курсе того, чему посвящена выставка. Я просто знаю Лесю и те события, которые происходили в ее жизни, поэтому ожидала чего-то более позитивного. Тема же, на самом деле, мне показалась грустной. И первой эмоцией было ее неприятие. Но по мере того, как я здесь нахожусь, настроение меняется. К слову, у Леси отчетливо прослеживается графический уклон. Когда мы увидели инсталляцию, то подумали, что было бы интересно наглухо «зашить» помещение в фото вроде тех двух работ, которые мы назвали диптихом (см. аватар), сделать из них обои, чтобы был тотальный эффект присутствия в этом сгоревшем лесу. Хотя, скажу честно, у меня скорее негативные ощущения от увиденного... 

Наталья Либет и Джед Санден

Jed Sunden, KP Media owner (Korrespondent, Kiev Post)

Я здесь вижу больше природу, чем сгоревший лес...

 

Юрий Соломко, художник 

Эта выставка мне напомнила встречу с молодым композитором Всеволодом Шмулевичем. Мы вместе были в Америке в рамках культурной программы, и пока летели обратно, всю дорогу говорили о музыке. В разговоре, пытаясь сформулировать определенное состояние, я назвал музыку горизонтальной. И был удивлен, когда композитор ответил, что такое понятие в музыкальной терминологии существует. Именно им я проникнут сейчас: когда нет ритма, и несколько нот растянуты во времени без разрывов. Я очень люблю направление эмбиент: Брайана Ино, Стефана Микуса, - это состояние мне близко. Я вижу, что оно является близким и для Леси, и она нашла для него визуализацию. Ровные линии - горизонтальные и вертикальные стволы деревьев - формируют ритмику. Эта музыка звучит как раз в падающих тенях (горизонталях); в том, как они ложатся на волнистую землю, создается некий акустический резонанс.

Юные гости презентации

Для меня эта выставка - как звучание одной ноты. Эта нота берет свое начало из искусства инвайронмента, возникшего еще в конце 60-х, из истоков минимализма, немецкой группы «Zero», из environment-активизма Йозефа Бойса на поствоенном этапе и так далее. Подобным минорным музыкальным искусством сейчас почти никто не занимается. Это искусство, которое вовлекает вовнутрь пространства, создаваемого автором, а не «вываливается» и не набрасывается на тебя.

Художница и гости. Цветы дарит Глеб Орлов


Максим Прасолов

«Отчуждение» - это лучшая арт-метафора прошедшего лета. Я имею в виду лето в средней полосе России, в частности в Москве, а также в Киеве. Как только я увидел эти фотографии сгоревшего леса, я прямо почувствовал запах гари, который преследовал наш многострадальный народ все прошлое лето. Вот этот скрытый драматизм, казалось бы, в очень простых графических работах Леси Мальской, визуально обонятелен. Это один из самых цельных фотопроектов, которые я видел за последнее время. Особенно мне нравятся вот эти две работы с перспективой: в них есть какое-то подрагивание... (о них выше говорит Каролина Ашион) Вообще, нет ощущения фотографии, скорее - графики или 3D.

Леся Мальская, Люся Комарницкая и Наталья Исупова

Люся Комарницкая, куратор 

Я бы хотела пару слов сказать об инсталляции, так как она требует отдельного внимания, полного сосредоточения для того, чтобы погрузиться в это состояние полуживого леса. Хотя не могу до конца понять, он полуживой или полумертвый, чего в нем больше - воплощения жизни или, наоборот, некоего отмирания. Лучи солнца, создающие пространство внутри этой комнаты, как это ни банально, дают какую-то надежду на то, что за пределами этого леса есть живая материя, и что фотосинтез все же неизбежен.

Жанна Кадырова (в центре), Александр Соловьев (справа)

Евгений Солонин, менеджер экспозиции в PinchukArtCentre 

Я достаточно давно знаю Лесю Мальскую. Она участвовала в Фотобиеннале, художественным директором которой я являюсь. Помню, меня поразил ее первый проводимый в Киеве проект «Сталь», который впоследствии был представлен на биеннале. С тех пор мы поддерживаем связь, и я слежу за ее творчеством. Эти работы я видел еще до выставки, и мне особенно нравится, что Леся соединила их с видео, точнее, со своего рода «движущейся» фотографией. Должен сказать, от выставки к выставке интерес нарастает...

 

Леся Мальская, Евгений Солонин, корреспонденты 1+1 (на заднем плане)

Александра Походина, коллекционер 

Эта выставка - состояние погружения. Я даже не хочу подбирать точные слова, чтобы его описывать...

Александра Походина

Анна Надуда, художник

Очень медитативная, на мой взгляд, выставка; заставляет остановиться, подумать. Мне нравится, что здесь нет какого-то конкретного заложенного смысла. То есть, это не иллюстративная вещь. Напротив: лес и тени в этом проекте вводят каждого человека в свои собственные размышления. Я, например, люблю гулять по лесу, когда мне хочется побыть одной, наедине со своими мыслями. Мне кажется, как раз в такой созерцательности себя - смысл видеоинсталляции. Окружающая природная среда всегда срабатывает как зеркало. 

Анна Надуда и Андрей Кравчук

Наталья Исупова, идеолог проекта «Eco-chic», владелица винтажного бутика «GoodBuyFashion» 

Мне особенно нравятся работы Леси, в которых нет людей. Она хорошо чувствует фактуру, графику, композицию. Хотя, мое замечание может быть необъективным, поскольку я видела не все ее фотографии с людьми. Вспоминаю ее совместный с Люсей Комарницкой проект про счастье глазами пожилых людей («Кто-то, а не я», 2009) в рамках фестиваля «I love Kiev», который был искренним и очень легким... И очень нравится ее первая выставка «Сталь» (2007), которая вместе с этими работами содержит некоторую серийность, преемственность. Когда я сюда вошла, то не сразу узнала фотографию; мне показалось, что это такая лаконичная графика.

 

Ольга Короткова и Алиса Шереметьева

Андрей Трилисский, директор галереи «RA»

Я стараюсь следить за работами Леси Мальской. Мне очень нравится выставка; и может быть косвенная, но у меня возникла эмоциональная ассоциация с проектом «Dark Forest» Кейты Сугиуро (PinchukArtCentre, Project Room, январь-март 2009). На мой взгляд, то, что сгоревший, мертвый лес показан с такой нежностью, определяет женскую составляющую в нем. Но это понятие имеет разные стороны. Можно говорить о «женской» живописи, в чем-то слабее мужской, когда нет уверенной твердости в технике. А здесь присутствует и твердый почерк художника, и сентиментальное женское начало.

Ольга Короткова, коллекционер

Впечатления, безусловно, позитивные, поскольку это не только красивые фотографии, но и наш близкий друг. Эту серию я видела еще раньше, когда она была в несколько сыром виде; тогда на поверхности сводки новостей были лесные пожары, неимоверная жара... И интересна как раз конечная форма этого проекта: классическое черно-белое фото. Живописи мы видим достаточно много, поэтому мне нравится, что это фотография.

Алексей Сай и Леся Мальская

Алексей Сай, художник

Это красиво. Я вспомнил случай, когда у моего соседа в квартире случился пожар. У него долго горела проводка, и все внутри закоптилось в ровный черный цвет. А хозяин - человек крайне аккуратный, и у него дома всегда порядок. К тому моменту, как приехали пожарные, все прекратилось. И когда мы вошли в помещение, то увидели, что ничего не сгорело, но внутри все было идеально черным. Во время уборки он взял подушку, которая, как оказалось, протлела снаружи, и она просто взорвалась этими белыми перьями. Это было очень красиво.

Леся Мальская и Вита Кин

Константин Рудешко, фотохудожник

Я помню первый Лесин проект в Киеве: можно сказать, что она развила его тему до такого дзеновского спокойствия. В целом, она очень последовательна, ее проекты как ступеньки в лестнице. Казалось бы, украинский арт-рынок настроен на все яркое, экспрессивное, а тут такие монохромные сдержанные фотографии, я даже удивлен

Леся Мальская и Виктор Гордеев


Один из гостей презентации

Выставка навеяла мне эмоциональное состояние фильма «Антихрист» Ларса фон Триера.

 

Гости выставки