Павел Альтхамер: Welcome на Конгресс рисовальщиков!
18 мая в Национальном художественном музее Украины откроется Конгресс рисовальщиков - проект польского художника Павла Альтхамера, ставший одним из ключевых на 7-й Берлинской биеннале и получивший продолжение в разных городах.
Конгресс объединяет людей, предлагая им пообщаться друг с другом посредством рисования. Рисунок как довербальный язык, как древнейший способ передачи информации, как ритуальный танец высвобождает энергию и объединяет людей в экстатическом общении, - так понимает его Альтхамер. В Киеве Конгресс рисовальщиков продлится три недели, в течение которых все желающие - взрослые и дети, профессионалы и любители - смогут разрисовать временные стены, которые после завершения Конгресса будет разрезаны на множество частей, и, словно кусок праздничного пирога, часть стены сможет получить каждый. Конгресс рисовальщиков - альтруистический и социальный, как большинство проектов Павла Альтхамера.
Павел Альтхамер на Конгрессе рисовальщиков в рамках 7 Берлинской биеннале. Фото: Марчин Калинский, 2012
Скульптор по образованию, Альтхамер заявил о себе в начале 1990-х и сразу же привлек к себе внимание западных критиков и кураторов. И по сей день на международной сцене Павел известен лучше, чем в родной Польше, где он, тем не менее, по-прежнему живет и работает. В 2006 году в парижском Центре Помпиду состоялась персональная выставка Павла Альтхамера, которую он, впрочем, превратил в групповую, предоставив десяти молодым художникам возможность выставить свои работы в знаменитом музее. В этом - весь Альтхамер, отличающийся редкой любовью и открытостью к жизни и ближним. Его жизнеутверждающая позиция проявляется во всех его проектах, которые всегда отличаются исключительным оптимистическим настроем. Альтхамер часто работает с людьми, привлекая родственников, друзей, учеников, коллег-художников или просто незнакомцев. Он ведет занятия по скульптуре для нескольких социальных групп - от детей до пожизненно заключенных. Уже более двадцати лет, начав сразу после окончания художественной академии, он еженедельно проводит арт-терапевтические встречи для людей с физическими и ментальными расстройствами. За это время несколько его учеников умерли от своих болезней, а кто-то посещает группу (Grupa Nowolipie) в течение всего ее существования, - это помогает преодолеть страх.
Занятие группы Nowolipie
Работы одного из участников группы Nowolipie
Про Альтхамера, который каждую минуту своего времени отдает другим, кажется, невозможно рассказывать без пафоса. Но сам Павел - простой в общении весельчак. И в этом сможет убедиться каждый, кто решит посетить Конгресс в Киеве и не только познакомиться, но и порисовать с ним вместе. Встреча с Альтхамером и сеансы совместного рисования будут проходить в НХМУ целый день в воскресенье, 19 мая.
Павел Альтхамер. Фото: Евгений Самборский
Анна Цыба Павел, почему вы любите работать с людьми?
Павел Альтхамер Это как игра, когда тебе весело и ты ищешь партнера, чтоб поиграть вместе - хотя, конечно, иногда хочеться играть и работать в тихом изолированном месте. Не то чтобы я решил, что никогда не буду работать один, нет. Идея в том, что мое эго - это не я. И если я это понимаю, могу делить творчество со всеми.
- Разве эго не важно для художника?
- Творчество гораздо глубже, шире и смелее, чем эго (талант, к слову, - тоже лишь манипуляции эго). А коллективное творчество - прекрасный способ заставить свое эго исчезнуть. Это отличная тренировка.
- Конгресс рисовальщиков - также коллективный проект. Как он возник и в чем его суть?
- Я осознал, что Конгресс рисовальщиком - нечто грандиозное уже после того, как он состоялся в рамках 7-й Берлинской биеннале. Стоит отдать должное коллегам, с которыми мы работали в Берлине - благодаря им Конгресс был прекрасно организован, сделан очень профессионально, «по-немецки», - именно они разработали пути его практического воплощения, организации в пространстве. Конгресс состоялся в прекрасной старинной церкве и, как оказалось, отвечал ее масштабу во всех смыслах, ведь это проект, открытый для всех и каждого, без всякого ограничения и без малейшей цензуры.
Конгресс рисовальщиков в рамках 7 Берлинской биеннале. Фото: Марчин Калинский, 2012
- После ББ7 Конгресс рисовальщиков состоялся в Риме, Варшаве, немецком городке Айзенхюттенштадт. В кафе "Проект" в варшавском районе Прага и сегодня можно увидеть некоторые рисунки с Конгресса. Какова судьба остальных работ?
- Изначально стоял вопрос, что делать с материальными результатам Конгресса по его завершении - распродать рисунки на аукционе или оставить на месте, просто подарить городу в память о событии. Как мне кажется, мы пришли к наиболее правильному решению: по частям (большим или маленьким - кому как нравится) раздавать разрисованные планшеты всем желающим.
Очень интересным и показательным, на мой взгляд, оказался Конгресс рисовальщиком в Айзенхюттенштадте - маленьком городке на границе Польши и Германии, где нет ни одного художественного музея и ни единой галереи. Там Конгресс приобрел общекультурное значение. Мы провели его в помещении центрального магазина, превратив в открытое для всех арт-пространство. Мы мечтали, чтобы этот магазин остался таким пространством и после Конгресса, собственно, стал музеем. Однако не сложилось. И как ни странно, виной тому не недостаток финансирования или бюрократия - просто в городе не нашлось ни одного человека, который хотел бы взяться за это, заниматься музеем. А ведь на самом деле достаточно одного сумасшедшего, который верит в дело, чтобы оно было живо, - это как огонь, за которым надо просто следить, чтоб он не угас. Вот так Конгресс рисовальщиков стал лакмусовой бумажкой для современного общества.
Конгресс рисовальщиков в рамках 7 Берлинской биеннале. Фото: Марчин Калинский, 2012
- Какова цель Конгресса рисовальщиков?
- Общий коммуникативный опыт - как на дискотеке, когда ты танцуешь, сбрасываешь энергию, выражаешь свои чувства в кругу других тел, с которыми двигаешься в такт. Конгресс - один из способов самовыражения, с помощью которого можно общаться с другими людьми. Удивительно в Конгрессе рисовальщиков то, что он дает участнику возможность найти ответы на многие важные вопросы, личные или, как казалось бы, риторические.
Конгресс рисовальщиков в рамках 7 Берлинской биеннале. Фото: Евгений Самборский
- Чего вы ожидаете от Конгресса в Киеве?
- Сценарий Конгресса всегда открыт: каждый участник будет действовать по своему усмотрению, и визуальный результат может быть каким угодно - от эффекта белого куба до horror vacui. Я надеюсь, что Конгресс выявит уровень внутренней свободы людей и поможет им чувствовать себя свободней в целом.
Я пригласил на Конгресс в Киев своего старшего сына и его подругу - они художники, моего коллегу, украинского художника Евгения Самборского, а также искренне приглашаю всех, кто будет читать это интервью. Welcome!
Конгресс рисовальщиков в рамках 7 Берлинской биеннале. Фото: Марчин Калинский, 2012
- Какое, по-вашему, будущее у Конгресса рисовальщиков?
- Идея Конгресса растет, превращается в художественную стратегию, которая мирным путем может быть трансформирована в стратегию художественно-политическую, направленную на утверждение демократии и свободы.
Конгресс рисовальщиков в рамках 7 Берлинской биеннале. Фото: Марчин Калинский, 2012
- Если говорить в целом о вашем творчестве, довольны ли вы своей работой?
- Да. В конце концов, я имею достаточно оснований, чтобы быть довольным. Но, конечно, это меня не останавливает. Я хочу сделать еще много, усовершенствоваться в различных художественных техниках, аспектах. К тому же, всегда остается спектр неисследованного.
Павел Альтхамер. Фото: Евгений Самборский
- Большинство ваших проектов рассчитаны не на спектакулярность, а так или иначе - на практическую пользу для общества. Однако, есть ли работа, которой вы особенно гордитесь или которую хотели бы отметить - с любой точки зрения?
- С одной стороны, были работы, которые так меня взволновали, что эти впечатления врезались очень глубоко в память. Очень повлияли на меня, скажем, совместные проекты с Артуром Жмиевским. Но каждый раз я как в первый раз переживаю проект, над которым работаю здесь и сейчас, и именно он кажется мне наиболее выдающимся. Например, только что я раскрашивал скульптуру, созданную группой женщин из колонии. Они попросили меня сделать ее как можно более яркой, красочной, разноцветной - жизнерадостной. И вот только что, раскрашивая эту скульптуру, я чувствовал смысл того, чтобы быть художником.
- Вы постоянно чем-то заняты. Помимо Конгресса в Киеве, готовите ли вы сейчас какой-то новый проект?
- Массимилиано Джони, куратор нынешней 55-й Венецианской биеннале, - мой давний друг и коллега, с которым я очень люблю работать - пригласил меня принять участие в биеннале. Сейчас я, собственно, и готовлю проект для международного павильона в Арсенале. Он называется "Общественный порядок" и является продолжением моего давнего проекта для музея Deutsche Guggenheim. Используя как пластик, так и традиционные материалы и техники, мы хотим создать около восьмидесяти скульптур - человеческих фигур в масках, повторяющих лица венецианцев - уже умерших и наших современников, тех, кто сейчас ходят по улицам города.
- Каковы ваши дальнейшие творческие планы?
- У меня есть идеи, но я понимаю, что необходимо разработать структуру их воплощения. Дело в том, что у меня гораздо больше предложений и планов, чем возможностей их практической реализации. Из-за нехватки времени я скоро не смогу участвовать в собственных проектах (смеется).
Но выход есть. Как вы заметили, я люблю работать с людьми, поэтому планирую в будущем серьезно налаживать сотрудничество со своими коллегами, чтобы иметь возможность передать кому-то проекты, когда сам начну терять контроль над ними. Сотрудничество всегда выручает, ведь, как ни крути, одному человеку не под силу сыграть все роли.
Технический ассистент: Надежда Ковальчук
Анна Цыба