7-я Берлинская биеннале: За или против?
1 июля завершилась 7-я Берлинская биеннале (проходившая с 27 апреля), которая стала самой необычной, самой политичной и самой современной биеннале современного искусства последних лет. Посему ББ7, как ее сокращенно называют, стала наиболее критикуемой биеннале: ее критикуют за излишество политики и недостаток искусства, за отсылки к правому дискурсу и фашистской символике, за кощунство, за любительский характер, в конце концов называют макабрическим театром одного актера – куратора и главного идеолога биеннале, польского художника Артура Жмиевского. Но главный «виновник» лихо парирует выпадам критики и ни в чем не раскаивается (читайте интервью Василия Черепанина с Артуром Жмиевским). Все же у этой биеннале немало приверженцев, и мы уверенны, что правда на их стороне, так как нам кажется, что ББ7 – свежий продукт своего времени и все ее «шероховатости» - это новшества, смена устоявшихся традиций на новые тенденции, которые ввиду своей неизбежности всегда вызывают неприятие. Однако попробуем расставить все точки над «и» - подвести итоги 7-й Берлинской биеннале и разобраться, какая критика мотивированна, а какая вызвана неотрефлексированной консервативной истерией профессионалов от искусства и просто любителей прекрасного.
Логотип ББ7 - вывеска напротив Кунстверке
По сути, чтобы познакомиться с 7-й Берлинской биеннале совсем не обязательно было посещать ее главный штаб и экспозиционное пространство Кунстверке (Kunst-Werke Berlin), даже не обязательно было посещать Берлин. Ведь в основе ББ7 была не выставка, а действие, целый ряд событий, которые происходили по всему миру и документировались на фото и видео, документация же была доступна онлайн (в этом отношении, безусловно, 7-я Берлинская биеннале как нельзя более ответила запросам нынешнего времени и проявила свою гиперсовременность).
Вход в Кунстверке
Все дело в том, что целью Артура Жмиевского и его сокураторов Иоанны Варши и активистов российской арт-группы «Война» было создание не одного временного выставочного, а нескольких долгосрочных проектов в рамках и под эгидой биеннале, приносящих пользу искусству и обществу. К примеру, проект биеннале ArtWiki – это интернет-база, нечто вроде Википедии про художников, где может быть зарегистрирован каждый. Цель этого проекта, рассчитанного на неограниченное по времени существование, – представить реальный срез того, что происходит сегодня в искусстве, выявить искусство маргиналов, вытесненное топ-именами из публичного пространства. В тоже время это и виртуальная экспозиционная площадка ББ7, потому что первыми получили возможность зарегистрироваться на ArtWiki те, кто подали заявки на участие в самой биеннале. Таким образом, кураторы ББ7 также реализовали свой радикально-демократичный замысел – отказавшись от привычной кураторской стратегии всех биеннале, ориентированной на селекцию, продемонстрировать все поступившие предложения.
Также в рамках биенале осуществляется проект "солидарного действия" ( solidarity action), поддерживающий политические и художественные акции по всему миру, в частности акцию "Occupy украинское тело" ("Occupy Ukrainian Body - Fight Censorship!"), которая состоялась в Париже, Риме и Лондоне. Дело в том, что еще одной важной целью кураторов ББ7 было предоставить социальному активизму пространство и институциональные рамки современного искусства, ведь политическое, активистское высказывание уже давно аппроприировало формы художественного жеста, а искусство давно стало политичным.
Кунстверке
И дело не только в долгосрочных проектах, в целом кураторы ББ7 максимально отказались от привычного формата вставки и сделали акцент на ежедневном проведении разнообразных событий (акций, перформансов, дискуссий и т.п.) в рамках биеннале. То, что обычно называется параллельной программой, дискуссионной и образовательной платформой, на 7-й Берлинской биеннале стало основной программой. И чтобы ее воочию увидеть, а лучше в ней поучаствовать (об этом позже), нужно было внимательно следить за обновляющейся программой на сайте и ездить по всему Берлину (а то и выезжать за пределы Германии) с картой ББ7 в руках.
Лагерь беженцев «Айда», Ключ возвращения
В целом, смещение акцентов с экспозиции на действие оказалось настолько актуальным, что от радикальных решений Артура Жмиевского решила не отставать Каролин Кристоф-Бакарджиев, куратор одной из самых масштабных выставок современного искусства – Documenta 13, которая открылась в немецком городке Кассель 9-го июня (читайте нашу статью о Documenta 13, где мы проводим параллели с ББ7). Хотя Кристоф-Бакарджиев и не отказывалась от экспозиции, а напротив представила одну из самых масштабных выставок, которая готовилась пять лет, и которую не обойти за неделю, она подготовила столь насыщенную параллельную программу, состоящую из множества видеопоказов, перформансов, акций, которая превзошла основную программу ББ7.
Мирослав Патецкий, "Король Иисус", 2012
Конечно же, мы не обвиняем куратора Documenta 13 в плагиате, но идеи, как известно, витают в воздухе, а кураторы следят друг за другом (хотя скорее Кристоф-Бакарджиев следила за Жмиевским, а не наоборот). А то, что у этих двух событий так много общего (опять таки, читайте нашу статью о Documenta 13), кроме темпоральных и географических рамок, говорит о том, что налицо тенденции, новые в данном случае. К примеру, мы вполне можем допустить, что в недалеком будущем формат проведения событий на международных биеннале и масштабных фестивалях вытеснит экспозиции.
Мирослав Патецкий, "Король Иисус", 2012
Однако, мы все же посетили основное экспозиционное пространство 7-й Берлинской биеннале Кунстверке (Kunst-Werke Berlin), где повстречали членов комиссии по культуре Парламента Германии, которые пришли оценить работу Жмиевского и то, на что были потрачены доверенные ему бюджетные деньги. К нашему удивлению, эти важные чиновники были открыты и даже рады общению с иностранными журналистами, и пригласили нас на совместную экскурсию. Мы тут же принялись защищать Жмиевского и доказывать, что нетрадиционный формат биеннале (о котором мы уже говорили), и ее радикальное содержание (о котором мы еще будем говорить) – это не эксцентричная выходка Жмиевского, а доведенное до логической точки развитие современного искусства. Ведь важно помнить, что современное искусство однажды избрало путь от прекрасного к критическому, а потому развивается в заданном направлении. Время нельзя повернуть вспять и искусство, логически развиваясь, становится все более политичным, социальным, свободным от эстетических канонов и даже этических рамок.
Йонас Стаал, «Новый Всемирный Саммит», 2012
Йонас Стаал, «Новый Всемирный Саммит», 2012
7-я Берлинская биеннале была радикально политичной. Ее темой было "Забыть страх" (Forget Fear). Эта биеннале была полностью посвящена борьбе (не зря основным ее участником стало движение Occupy), борьбе политической, борьбе за свободу, борьбе против цензуры, против капитализма, борьбе с коррупцией, борьбе социальной, борьбе урбанистической (кроме прочего ББ7 издавала газету P/Act for Art, учавствующую в острых общественных дебатах о берлинской урбанистической политике; лозунг газеты — «Включись, займи позицию, выдвигай требования» («Get involved, take a position, make demands»)). 7-я Берлинская биеннале была максимально ангажированной в разные социальные, политические и художественные проблемы общества в разных странах – от Украины до Мексики. И вся экспозиция в Кунстверке отображала эту ангажированность.
Проект Braking the news, кадр из фильма Алексея Радинского
Весь первый этаж выставки (всего их четыре) был отдан движению Occupy и представлял документацию его акций и протестов. Это пространство, напоминающее сквот, было открыто для свободы высказывания.
Здесь и внизу экспозиция движения Occupy
В зале на третьем этаже непрерывно демонстрировались, сменяя друг друга, видеосюжеты «Braking the news» – медиа-активистского проекта, предлагающего художникам и активистам стать публицистами и делать новости. Это была документация событий со всего мира – от противостояний палестинцев с израильскими солдатами в Секторе Газа (Дэвид Риб) до акций украинской группы «Фемен» в Софийском соборе в Киеве (Дэвид Рич), и протеста против закрытия Центра визуальной культуры (Алексей Радинский, читайте наше интервью с Алексеем).
Зал "Braking the news"
Проект Braking the news, кадр из фильма Дэвида Рича
На третьем этаже, с видом на второй этаж, где разместилась масштабная реплика статуи «Король Иисус» Мирослава Патецкого, оригинал которой возвышается на холме в польской деревне Свебодзин (этой работой Жмиевский очевидно просто хотел постебать польский католический фанатизм), разместилась скандальная работа Йонаса Стаала «Новый Всемирный Саммит», представляющая флаги всемирных террористических организаций, а также работы художницы Терезы Марголес и знаменитого бывшего мера города Багата Анастаса Мокуса. Их работы посвящены нарковойнам и их жертвам.
Анастас Мокус, "Кровные узы", 2012
Анастас Мокус выставил замоченный в тазик с водой флаг Мексики – он должен был быть замоченным в кровь – буквально «плавать в крови», иллюстрируя метафору кровавых войн. Однако министерство здравоохранения Германии не позволило нахождение в публичном пространстве потенциального источника инфекций – на стене возле работы повесили это распоряжение Минздрава, уведомляя зрителей о том, что работа была цензурирована. Как оказалось, искусство освободили от рамок этики и эстетики, но не медицинской гигиены, в прочном плену которой пребывает современное общество без малейшей надежды на освобождение.
Письмо от Минздрава
Тереза Марголес, "РМ 2010", 2012
Тереза Марголес выставила 313 обложек мексиканского журнала «PM» за 2010 год. На каждой обложке размещены две большие фото – проститутки, рекламирующей свои услуги, и очередной жертвы нарковойны, убитой в городке неподалеку границы со штатами, в центре наркотрафика. Работа не требует комментариев.
Тереза Марголес, "РМ 2010", 2012
В темной комнате на четвертом этаже (а также на заднем дворике Кунстверке) разместились сотни маленьких саженцев берез из Аушвица – это проект Лукаша Суровца «Берлин-Биркенау», в рамках которого эти березы будут посажены в детских садах, школах и прочих государственных учреждениях в Берлине, а также в частных домах всех желающих.
Лукаш Суровец, «Берлин-Биркенау», 2012
Этим проектом, использующим столь прозрачную и романтическую метафору, Артур Жмиевский явно сделал реверанс в сторону немецких чиновников и общественности, возмущенных ставшей одиозной работой самого Жмиевского «Игра в салки» (1999). Этот фильм Жмиевского, который был исключен с выставки «Бок о бок. Польша – Германия. 1000 лет искусства и истории» в Берлине, также работает с травмой памяти погибших в концлагерях.
Артур Жмиевский, «Игра в салки», 1999 (Фото: berlinbiennale.de)
Фильм был снят в крематории – в кадре обнаженные люди играют в салки. Фильм вызвал общественные дебаты, а также дискуссию Жмиевского с членами комиссии по культуре Парламента Германии, в ходе которой Жмиевский смог убедить своих оппонентов в праве искусства на свободу, и как следствие добился полного невмешательства чиновников в проведение курируемой им 7-й Берлинской биеннале.
В довершение вдоль лестницы и по всем этажам Кунстверке разместились иллюстрирующие борьбу против режима в Белоруссии изображения и текстовки газеты «Самоуправление» белорусской художницы Марины Напрушкиной, живущей в Берлине.
Еще о многом можно говорить. Отдельные проекты биеннале, как например проект Мартина Зета, требуют отдельного рассмотрения. И конечно, ББ7 есть за что критиковать. Но мы хотим говорить о главном, а в главном 7-я Берлинская биеннале – важное и характерное событие в сфере современного искусства, которое сильно повлияет на дальнейшее развитие последнего. А вместо заключения приводим комментарии политика, члена Парламента Германии Алекса Любавинского, и интеллектуала, руководителя Центра визуальной культуры Василия Черепанина.
Алекс Любавинский, политик, член Парламента Германии, в прошлом мер северного округа Берлина: «По-моему, 7-я Берлинская биеннале - это слишком современная выставка, и, видимо, поэтому, непростая для восприятия. Как просто посетителю мне 7-я Берлинская биеннале не нравится, но ведь всем угодить невозможно. В тоже время для меня как для чиновника очень важно, что здесь встречаются люди со всех стран мира, встречаются разные поколения людей, встречаются художники и зрители. Мне кажется, что это очень много значит, и потому игра стоит свеч. Более того, я думаю, что 7-я Берлинская биеннале успешна, у нее ведь достаточно много поклонников, она популярна у молодежи. Искусство сегодня уже не может быть только эстетикой, оно должно быть и политичным, как бы этого кому-то не хотелось. Однако, политичность искусства не должна быть партийной, односторонней, как мне кажется, - искусство должно объединять и быть доступным для всех. В тоже время искусство должно иметь свободу и каждый должен иметь свободу в искусстве – хотя это очень большой и сложный вопрос – границы и рамки искусства. В дальнейшем мы однозначно будем проводить Берлинскую биеннале современного искусства, сейчас обдумываем кандидатуру куратора следующей, 8-й биеннале».
Василий Черепанин - культуролог, руководитель Центра визуальной культуры, преподаватель кафедры культурологии Киево-Могилянской академии, редактор журнала «Политическая критика»: «Пожалуй, на сегодняшний день ББ7 – это наиболее критикуемая биеннале современного искусства. Меня поражает то, насколько эта критика, подающая себя как эмансипативная и прогрессивная, в действительности плоская и клишированная. Претенциозный ресантимент, направленный на, пожалуй, наиболее мощную художественно-политическую инициативу наших дней, совпадает с непристойной изнанкой (ультра) правого дискурса по поводу ББ7, который в свою очередь просто не знает, что ей противопоставить, потому скатывается до бессмысленных обвинений. По замыслу главного куратора Артура Жмиевского, это 7-я Берлинская биеннале современной политики, потому упреки с позиции "l'art pour l'art" выглядят несознательными. Об этой биеннале нужно судить в первую очередь не по визуальным критериям – это не выставка в привычном смысле, придя на которую видишь, как всегда, много искусства, которое просто манифестирует свое существование, – это скорее серия социально-политических действий, результативность и действенность которых будет очевидна уже по прошествии самой биеннале, судя по тем следам и шрамам, которые ей удастся оставить как на художественно-институциональном, так и на коллективном социальном теле.
ББ7 – пример того, как искусство может действовать в политическом пространстве. Чтобы оценить это, нужно учитывать, что такой модус – это большой риск с открытым финалом, ведь, в общем, просто неизвестно, как и чем все может закончиться, никто и ничто не гарантирует окончательный результат. Дополнительный риск связан с тем, что ББ7 является прежде всего исследованием и работой с теми ядами, которые определяют нынешний политический status quo, и пытается найти от них антидот. Именно поэтому эта биеннале вызывает такое сопротивление – в контексте, в котором разучились мыслить политически, а привыкли только к повторению ортодоксальных заклинаний. В этом смысле ББ7 "приносит не мир, а меч", демонстрируя этическое насилие в художественно-политическом поле».
Анна Цыба
Фото: Анастасия Коба