"Выход через сувенирную лавку" - конец стрит-арта?

 24 января этого года вышел фильм о стрит-арте «Выход через сувенирную лавку», режиссером которого был всемирно известный британский уличный художник Бэнкси. Он снискал положительные отзывы кинокритиков и, как и следовало ожидать, большую популярность среди зрителей. И хотя в фильме (который заявлен как документальный) Бэнкси выступает не как основной герой, можно законно предположить, что фильм – это, прежде всего манифест, хотя и ироничный, самого Бэнкси и его видение стрит-арта.

  Кино рассказывает историю француза Тьерри Гуэтта из Лос-Анджелеса, мания которого снимать все на кинокамеру и очарованность стрит-артом познакомила его последовательно с наиболее известными уличными художниками мира, которые представлены в фильме непосредственно, играя самих себя – Зевсом, Шепардом Фейри, Свуном, Coma, Neck Face, наконец, самим Бэнкси, который блюдет традиционную анонимность и появляется в кадре с затененным лицом и измененным голосом. Мы можем наблюдать трансформацию Тьерри – из фрика с видеокамерой, который желает снять всех стрит-артистов, он сам превращается в художника. Забытый же им отснятый материал берет Бэнкси и делает из него кино, превращаясь, таким образом, в режиссера. Нас сейчас не интересует документальность фильма, которая стала предметом ожесточенных споров на интернет-форумах и в которой сомневаются даже кинокритики, которые поставили «Выходу…» высокие оценки (многие из них считают, что фильм это – шутка Бэнкси, стёб над документальным кино). В конце-концов, нас интересует не кино, а то, как один из самых ярких представителей стрит-арта осмысливает это искусство. Неспроста фильм (квази)документальный. Бэнкси как бы представляет срез современного состояния срит-арта, показывая за работой самых значительных одиночных художников и команды, драматические перипетии создания «полотен» и то, как они вписываются в урбанистический ландшафт. Это можно назвать попыткой посмотреть со стороны на себя и свое творчество, попыткой переосмыслить его (которая конечно же – часть плана по соблазнению зрителя, так как сделана в привлекательном жанре документальных съемок граффитчиков за работой). Ведь стрит-арт уже далеко не андеграундное искусство – с 80-х оно активно экспонируется в музейных пространствах. Бэнкси уже не только самый законспирированный уличный художник – он и самый продаваемый: в 2006-07 годах невероятно высокая популярность работ Бэнкси на британских аукционах привела к появлению «эффекта Бэнкси» - ситуации, когда многие его работы раскупали за десятки и даже сотни тысяч фунтов. С тех пор он, или скорее его творчество прочно вошло в  арт-рынок. Его последняя выставка Banksy UK Summer show в Бристольском городском музее прошла летом 2009 года.

В фильме Тьерри, забросив камеру, с подачи Бэнкси становится художником и начинает делать трафареты и райтить, становясь все более умелым и популярным. В конце он возвращается домой, где организовывает шоу-показ своих работ. Его история (кстати, Гуэтта – тоже реальный, хотя и для кого-то сомнительный персонаж, стрит-артист из Лос-Анджелеса, у которого действительно в 2008 году была выставка под названием «Жизнь прекрасна», которую кинокритик Жаннетт Катсолис из Нью-Йорк Таймс назвала показом банальных подделок и различного поп-трэша) – это то, как обычный зритель, потребитель кино- и визуального образа видит стрит-арт и «карьеру» уличного художника. От обожания к подражанию и… успеху. Который на самом деле и остается жалким подражанием. Да, стрит-арт быстро коммерциализируется, быстрее даже чем остальные виды изобразительного искусства – прежде всего из-за своей бешеной популярности и доступности. Из протестной антикапиталистической практики он превращается в тиражируемое (взять например магазин, который продает копии и репродукции работ Бэнкси) и галерейное искусство, за которое выкладывают миллионы. Наконец фильм, созданный самым известным граффитчиком – уж он то, как коммерческий, рассчитанный на массовое потребление продукт точно должен поставить точку в истории стрит-арта как альтернативной художественной практики. И все же есть одна особенность, которая не позволяют нам делать такой однозначный вывод. За стрит-арт до сих пор можно угодить за решетку, получить обвинительный приговор и быть обязанным стирать свое собственное граффити в качестве общественных работ. Причем это касается не только малолетних райтеров. Это также и способ, которым показаны в фильме уличные художники. То, что их сделали второстепенными персонажами, подчеркивает, что стрит-арт не попадается пока еще в сети унификации и товаризации. Художники живут своей собственной жизнью в ритме города, всецело отдаваясь своему искусству, и мало обращают внимания на чудака с видеокамерой. Это он увлекается их занятием, а не они его. Он становится художником, стараясь копировать своих кумиров. Опыт стрит-арта соблазняет его, как он соблазняет, наверно, большинство людей своей альтернативностью и бунтарской сутью, и тем самым сопротивляется своему попаданию в прайс-лист и на полки магазинов. Даже Бэнкси, настоящий главный персонаж, выступает в ироничном образе «независимого эксперта», который снисходительно объясняет непонятные действия француза зрителю и берется завершить его недоделанную работу. Художник может стать режиссером и закончить фильм, может стать кем угодно, а режиссер, увлекаясь стрит-артом, бросает свою камеру. Это, конечно же оптимистичный жест со стороны Бэнкси, но тем не менее. Он правильно охарактеризовал современного потребителя искусства – человека, который мечется от одного к другому, и стараясь освоить одну практику, совершенно забывает про свой долг (в фильме – это видео-документация). Поэтому можно предположить, что стрит-арт, несмотря на гиперпопулярность, отличается еще от рафинированного арт-продукта, который привыкли видеть на своем столе и в телевизоре дилеры и потребители искусства.

  Название фильма тоже может быть истолковано как предостережение Бэнкси (шутливое, как и все его предостережения, но от того не менее справедливое) о том, как заканчиваются попытки стать популярным за счет стрит-арта, забыв про актуальные цели этого искусства.

 

Игорь Тищенко