"Жара" и утопическая умиротворённость
За последние несколько столетий крымский Гурзуф приобрёл славу популярного курорта. Туристам рассказывают о том, как вдохновлялись местными пейзажами художники Айвазовский и Коровин, писал лирику Пушкин и прозу Чехов. Таким Гурзуф стал благодаря меценацтву отдельных людей, которые не жалели ресурсов на благоустройство города.
Однако сегодня “единственное место, напоминающее собою заграничный курорт”, как его не поэтизируй, превратилось в душераздирающее сочетание безудержного потребительства и вековечных пейзажей из кипарисов и моря бирюзового цвета. Набережная отдана танцующим под неубиваемую временем Аллегрову туристам, пейзажи - художникам. Не подумайте, что здесь речь пойдёт о том, что искусство не для масс - это другая история, но “крымский ужас” - это сегодняшние реалии, далёкие от маринистических пейзажей позапрошлого века.
Традиция пленэров в Гурзуфе существует давно и в последние годы была выражена существованем “Гузуфских сезонов”. Ежегодно сюда приезжают художники, чтобы, дистанцируясь от жизни большого города и курортного беспредела маленького города, отдаться рефлексиям над светом, цветом и другими необходимыми для художественного произведения компонентами. Хотя такое дистанцирование - понятие достаточно условное, поскольку актуальное искусство остросоциально даже в условиях поэтического гурзуфского пленэра. В 2008 году результатом “Гурзуфских сезонов” под руководством куратора Олеси Авраменко стала выставка, размещённая на улице Ленинградской - самой популярной улице Гурзуфа. Такое “хождение в народ” не сразу было принято на ура, поскольку в курортных крымских городах искусство традиционно ассоциируется скорее с полотнами Айвазовского, нежели с ломающими психику среднестатистического отдыхающего персонажами полотен Влады Ралко.
Владимир Будников. Движение. 2011г.
На этом такое масштабное привнесение искусства в народ было приостановлено и сейчас существует в виде частных инновационных проектов на стыке искусства и городского планирования, инициируемых предпринимателем Денисом Шевченко, которому приходится сталкиваться с местечковым неприятием нестандартных идей и нововведений. Есть надежда, что благодаря возродившейся традиции меценацтва, у города появился шанс снова стать городом искусства.
В этом году “Гурзуфских сезонов” не было, но осуществился другой проект - резиденция художников Влады Ралко и Владимира Будникова и последующая выставка в Центре Современного Искусства Гурзуфской Галерее «ГУГА», открывшейся в прошлом году.
Галерея расположена в здании элитного жилищного комплекса и скрыта от глаз простых зевак. Так что здесь вышедшее в народ искусство опять вернулось в рамки уютного выставочного пространства, на обозрение тех, кто пришёл целенаправленно и “понимает” современное искусство. Или готов делать вид, что понимает.
Длительное вступление о суровых гурзуфских реалиях не случайно, поскольку результатом резиденции художников стала выставка, резонирующая с внешней умиротворённостью курортного города. “Жара” - проект созерцательный и вдумчивый, причём творческий тандем художников более, чем гармоничен: визуальная насыщенность работ Влады Ралко дополняется смысловой насыщенностью работ Владимира Будникова.
Влада Ралко. Пловец. 2011г.
Влада Ралко. В волнах. 2011г.
“Жара” - это выставка о сосуществующих реальностях, о том, что само пространство может выступать объектом, что зритель может выбирать, какую из реальностей наполнить смыслом.
“Жара” стала пространством между лишённым течения жизни явью знойного посёлка и его тонкой, еле уловимой красотой, теряющейся в протоптанных туристических маршрутах.
Но художники не выступают моралистами, не дают императивов к выбору “правильного” пространства: “Каждая из реальностей одного и того же места в конце концов оказалась лишь вопросом привязанностей, точек зрения. Проект построен таким образом, чтобы зритель сам мог выбирать – какое пространство ему отменить, а в каком оставаться, перемещаясь и получая взамен новые версии”.
Влада Ралко. Большой пловец. 2011г.
И Влада Ралко, и Владимир Будников известны как живописцы и обычно работают с холстом. Но в этот раз художники экспериментировали с другим материалом, создав скульптуры и инсталляции из металлических пластин, а также живопись на них.
Влада Ралко. Чёрное море. 2011г.
Подготовка работ Влады Ралко к проекту "Жара"
Выставка работ Влады Ралко и Владимира Будникова "Жара". (Фрагмент экспозиции)
Внутри галереи пространство разделено на две части: масштабные колоритные “полотна” Влады Ралко, которая, не смотря на эксперименты с материалом, всё-таки не вышла из формата картины, и инсталляции Владимира Будникова, на которых можно лишь кое-где усмотреть намёк на живопись: то тут, то там на металле виден как будто случайный мазок чёрной краски, перешедший из абстрактных чёрно-белых полотен и воплощённый в совершенно новом формате.
Выставка работ Влады Ралко и Владимира Будникова "Жара". (Фрагмент экспозиции)
Выставка работ Влады Ралко и Владимира Будникова "Жара". (Фрагмент экспозиции)
Выставка работ Влады Ралко и Владимира Будникова "Жара". (Фрагмент экспозиции)
Влада Ралко. Саламбо. 2011г.
Будников вырезает фигуры из пластин, но в выставочном пространстве оставляет как сами фигуры, так и основу, равноценно наделяя их значимостью самостоятельного художественного произведения. Такое эквивалентное сосуществование форм, такое их осмысление лишает зрителя любой возможной категоричности.
По определению физики материя бывает двух типов: поле и вещество. В повседневной жизни мы склонны полем пренебрегать, ввиду его физической неосязаемости. Здесь мы настраиваемся на восприятие материи обоих типов, поскольку и материальные объекты, и пространство становятся частью композиции. Экспозиция не делится на отдельные компоненты, а воспринимается как комплексная инсталляция.
Владимир Будников. Пляж. 2011г.
Владимир Будников. Пляж. 2011г. (Фрагмент)
Владимир Будников. Пляж. 2011г. (Фрагмент)
Владимир Будников. Крылья. 2011г.
Владимир Будников. Убежище для света. 2011г.
Владимир Будников. Объект. 2011г.
Владимир Будников. Рай. 2011г.
Владимир Будников. Рай. 2011г. (Фрагмент)
Владимир Будников. Рай. 2011г. (Фрагмент)
Художники Владимир Будников и Влада Ралко, меценат Денис Шевченко и предприниматель Айварас Абромавичус
Центре Современного Искусства Гурзуфской Галерее «ГУГА» выставка будет экспонироваться до 31 августа, после чего, осенью, будет представлена в Киеве.
Выставка Влады Ралко и Владимира Будникова - Феноменология пола
Ася Баздырева