С любовью из Брадфорда – фестиваль анимации в британском музее медиа-искусств

Уже в который раз городок на севере Англии под названием Брадфорд становится своеобразной Меккой для поклонников анимации и видеоигр. Данный ежегодный фестиваль служит прекрасным поводом собраться под одной крышей теоретикам и практикам, новичкам и видным деятелям индустрии анимации для проведения совместных показов, мастер-классов, дискуссий и лекций. С 17 по 22 ноября британский Национальный музей медиа-искусств радушно приветствовал гостей и участников этого праздника анимации.

 

Подобные события дают возможность пронаблюдать основные тенденции развития современной анимации, а именно: совершенствование давно известных методов, изобретение новых и, что самое интересное, их мастерское сочетание. Здесь речь идет скорее о коротком метре, нежели о полном, поскольку часто пути их развития расходятся: едва ли без усилий над собой или допинга можно выдержать полтора часа экспериментальной анимации.

 

Довольно сложно было делать какие-либо выводы в первый же день фестиваля, однако нельзя было не заметить тягу современных практиков к покадровой анимации («стоп-моушн»). Никогда не относила себя к числу больших поклонников данного метода, однако отдельные работы заставили меня пересмотреть свое отношение к этой технике. Уровень исполнения едва ли оставит равнодушными даже самых искусных знатоков данного ремесла, и развитие технологий играет в этом деле далеко не последнюю роль. К примеру, раньше в методе покадровой анимации художники работали практически вслепую: плоды своего труда им удавалось увидеть лишь после проявления пленок, на которые снимался фильм. Теперь же ориентированные на пользователя компьютерные программы позволяют художнику полностью сосредотачиваться на творческом процессе, вносить в него необходимые коррективы и, что самое главное, качественно совершенствовать свое мастерство.

 

03 - Mend & Make do
Dir. Bexie Bush / UK / 2014

 

Если очень поверхностно подытожить, то залог успеха анимационного фильма состоит в умелом сочетании сильной идеи, качественного звукового дизайна и, конечно же, грамотно подобранного изобразительного метода. Последнее же дело вкуса и мастерства художника. Искусство анимации располагает практически неограниченным спектром инструментов, и здесь уже важно понимать, где для полноценной подачи истории никак не обойтись без пары-тройки разных методов, а где достаточно красноречивости лаконичной линии.

 

Как отметил в своей лекции знаменитый британский аниматор Питер Лорд, молодые современные практики отличаются невероятной усидчивостью и кропотливостью в работе. Более того, как показывают уже собственные наблюдения, им в большей мере присуща склонность к экспериментированию, в отличие от старшего поколения, которое особо не распыляется и предпочитает работу в определенной технике, совершенствуемой ими годами. Упуская лирику, практики, как один твердят: искусство анимации это не импульсивное действие, а тщательное планирование, лишь изредка допускающее «счастливые случайности» в своем процессе. Фильмы конкурсантов говорят сами за себя: в большинстве им свойственна структурная целостность, а хорошо отточенный художественный стиль вспомогательный инструмент визуальной интерпретации повествования.

 

По ознакомлению со всеми представленными на фестивале фильмами, можно сделать вывод, что наиболее популярны среди профессионалов в равной степени как «чистая» двухмерная (2D) и классическая анимация, так и их сочетание с другими медиумами (3D, фотография, живопись, рисунок, живая съёмка). Дело здесь ни в коем случае не в консервативности авторов, а, скорее, в их определенной зрелости как  художников. В центре их внимания  повествование. Каким бы абстрактным оно сперва не казалось, это всегда история человеческой жизни, со всеми ее радостями и трагедиями.

 

05- Me and My Moulton
Dir. Torill Kove / Norway / 2014

 

Жюри фестиваля был отмечен норвежский фильм под названием «Я и мой Моултон» (Me and My Moulton, 2014) Турилла Куве (Torill Kove). Это рассказ семилетней девочки о своей семье, в частности ее родителях архитекторах-модернистах, которые более чем просто отличаются от большинства родителей в норвежских семьях 60-х годов. Их маленькая дочь от этого не в восторге: «Десять тысяч мужчин в нашем городе. Одни единственные усы. И, конечно же, они принадлежат именно МОЕМУ отцу…». Выполненный в соответствующем той эпохе стиле, фильм пестрит разнообразием форм и оттенков, но это вовсе не вызывает ожидаемого раздражения.  Напротив, обволакивая пастельные тона в мягкий чёрный контур, художник создает мир, располагающий к себе. Населяющие его персонажи визуально почему-то сразу же вызывают ассоциации с Вигелландом. Дополняющий общую атмосферу звуковой дизайн чудесно сочетается с изображением; в особенности хочется отметить невероятно приятный, спокойный, размеренный говор рассказчицы. Такая вот комфортная для души и глаза анимация.

 

02 - Man on the chair
Dir. Dahee Jeong / France, South Korea / 2014

 

«Человек на стуле» (Man on the chair, 2014) в исполнении Дахи Джеонга ( Dahee Jeong) не зря принимает позу «Мыслителя», задавая все те же экзистенциальные вопросы в никуда. Строгим, четким очертаниям комнаты противопоставляется главный герой фильма — немного нелепый, выполненный в кардинально другом стиле, цветом и формой напоминающий моллюска, заключенного в своей раковине. Отсутствие эффекта «пластмассовости» делает используемую здесь 3D- анимацию в комбинации с 2D совершенно неощутимой, чему нельзя не восторгаться. Лаконичной линии соответствует сдержанное, но чрезвычайно привлекательное цветовое решение в сочетании с вибрирующим графитовым звучанием.

 

01 - Through the Hawthorn
Dir. Anna Benner / Pia Borg / Gemma Burditt / UK / 2014

 

«Сквозь Боярышник» (Through the Hawthorn, 2014) увлекательное и сложное произведение трёх британских аниматоров: Анны Беннер (Anna Benner), Пии Борг (Pia Borg) и Джеммы Бердитт (Gemma Burditt). Это история о парне, отрицающем свой ментальный недуг, и, в силу этого, переставшем принимать необходимые лекарства. После того, как собственная мать находит его зимней ночью обнаженным посреди ледяного озера, оба снова оказываются на приёме у психиатра. Три персонажа, три точки зрения, три автора: своеобразный триптих, буквально дающий зрителю три кардинально разные восприятия реальности.  Каждый аниматор выбирает для себя свою технику: классическую, 3D-анимацию и живую съемку: в чистом виде и с элементами ротоскопии. При всем этом грамотное цветовое решение придает изображению целостность, а некоторая вибрация линии и пятна привносит ощущение дополнительного напряжения. Весьма ожидаемо, это произведение становится победителем среди фильмов, представленных профессионалами отрасли.

 

Пребывание в поисках собственного стиля более заметно в работах студентов, чьи фильмы, напротив, так и пестрят количеством разнообразных техник, порой этим компенсируя недостаток смысловой нагрузки. Исключительно один метод для своих короткометражек выбрали буквально единицы. Поневоле возникает вопрос: каково, собственно, здесь влияние школы, да и есть ли оно вообще? К примеру, нельзя было не заметить некоторой общности графического звучания короткометражных фильмов из Польши, как позже оказалось, созданных разными аниматорами из одной студии.

 

06 – The Bigger Picture

Dir. Daisy Jacobs / UK / 2014

 

Уже в который раз отмечаю для себя качество фильмов, выполненных студентами из Национальной школы кино и телевидения Великобритании (The National Film and Television School). Представленные на данном фестивале работы не исключение уже хотя бы потому, что один из них, а именно «Взгляд с высоты» (The Bigger Picture, 2014) Дейзи Джекобс (Daisy Jacobs), был признан лучшим среди студенческих короткометражных анимационных фильмов. В работах художников этой школы уже не впервые отмечаю сильный акцент на повествование. Как по мне, именно благодаря этому анимация перестает быть просто бесцельно движущейся картинкой. Что еще более привлекает в их фильмах, так это грамотное сочетание сразу нескольких методов анимации и качественный уровень исполнения.

 

Весьма увлекательным оказался показ музыкальных и коммерческих  видео. Музыка и анимация — уже сами по себе два очень сильных медиума, а их мастерское сочетание и вовсе дорогого стоит. Однако здесь нужно быть осторожным, так как в подобной комбинации несоответствующий уровень исполнения будет более чем ощутим.

Представленные на фестивале в Брадфорде видео порадовали разнообразием анимационных техник, качеством и смысловой нагрузкой; некоторым просто необходима была «страшненькая подружка» рядом, чтобы качественно выделиться, а некоторые уже с первых мгновений просто перехватывали дыхание. Последние оказались в меньшинстве, что весьма ожидаемо.

 

07 - Lumberjacked
Dir. Joel Mackenzie / Canada / 2014

 

Джоэль Маккензи (Joel Mackenzie) представил вниманию аудитории довольно стильную 2D-анимацию с примесью пикселизации под названием «Дровосек» (Lumberjacked, 2014). Сложно было не заметить сразу две вещи: во-первых, это дело рук человека, специализирующегося на дизайне персонажей, во-вторых это Канада. Тщательно разработанные  колоритные персонажи проживают в хорошо продуманном, заметно канадском окружении, и все это – в одном ярком, динамичном произведении с не менее канадским названием. В хорошем смысле. От себя добавлю: я не терплю ярлыков.

 

08-  Katachi
Dir. Kijek, Adamski /Poland, Japan / 2013

 

С технической точки зрения внимание так же привлекло видео «Катачи» (Katachi), то есть, «Форма», талантливого дуэта из Варшавы Kijek/Adamski, выполненное в методе покадровой анимации. При помощи лазерной нарезки ПВХ-пластика, художниками было создано около 2000 силуэтов, образовывающих в итоге яркую цепь невероятных образов.

 

09 - Robin
Dir. Yuval and Merav Nathan / Israel / 2014

 

Как по мне, заслуженным победителем в данной категории было выбрано видео под названием «Дрозд» (Robin, 2014) визуальная интерпретация поэзии Эмили Дикинсон в исполнении мастеров из Израиля  Ювала (Yuval) и  Мерав (Merav) Натан (Nathan) для Эфрат Бен Цур (Efrat Ben Zur). Три с половиной минуты сплошного удовольствия: качественная, захватывающая, порхающая во всех смыслах слова покадровая анимация. Зрителю открывается хрупкий мир, созданный из живых цветов, листьев и веток, где существа, населяющие его,  колеблются между буйством жизни и ее увяданием. Невозможно не восхититься тем, как художники управлялись с выбранными для анимирования живыми материалами, и дело здесь вовсе не в моей девичьей сентиментальности. Благодаря умелости мастеров, изображение здесь живет и дышит, убеждая зрителя в своей настоящести и побуждая к сопереживанию.

 

В этом году в Брадфорде вниманию публики и жюри были представлены фильмы студентов и профессионалов со всех уголков земного шара. Уже невооруженным глазом было заметно доминирующее количество фильмов из Великобритании, затем Франции и Швейцарии. Нельзя не порадоваться за качественное развитие школы наших польских соседей: в этом году ими было представлено 5 фильмов. Искренне надеюсь, что в скором будущем список стран-участниц фестиваля пополнится еще одной Украиной.

 

04 - The House of Dust
Dir. Jean-Claude Rozec/ France / 2013