Шансон от Малевича для Польского института
18 декабря 2010 года в Киеве состоялось вручение художественной премии имени Казимира Малевича, основанной Польским институтом в 2008 году. Премию получил херсонский художник Станислав Волязловский (в финал, кроме него, вышли Иван Базак и Homer). Интервью со всеми финалистами, включая победителя, наш журнал уже публиковал (Интервью со Станиславом Волязловским: http://www.artukraine.com.ua/articles/226.html).
Оказалось что не все согласны с мнением жюри конкурса. Своей позицией относительно результатов поделилась с ART UKRAINE Мария Павленко
Листая на днях каталог выставки А4 галереи «Карась» за прошлый год, я налистала на страницу с работой Стаса Волязловского. Какой ужас, фу – воскликнула моя подруга, сидевшая рядом в кафе. Ну, ответила я, ужас не ужас, а премию Малевича он в этом году получил, и мы засмеялись, потому что это все вместе выглядело довольно абсурдно. И тут у меня возник вопрос, может ли так быть на самом деле. Малевич – фигура знаковая. Тем не менее названная его именем премия имеет посредственное отношение, как к нему, так и его творчеству. Просто «забили» имя Малевича, пока этого не сделал кто-то другой, ну пусть даже и частично поляки, ну работы Малевича все-таки не о Польше совсем. Поскольку адресация премии имеет общий характер – за достижения в современном искусстве, то в результате создается ситуация, когда ее получает Стас Волязловский. И все это воспринимают нормально – торжественно его награждают в Национальном художественном музее, жаль, что я только не видела – на фоне древних икон или нет.
И вот это все по-моему абсолютно абсурдно. И дело не в самих работах Волязловского, просто должна быть в этом всем какая-то эстетическая упорядоченность и внутренняя логика, ибо мне это больше напоминает селедку с молоком, залитую кабачковым вареньем, которую все проглотили. Я конечно не могу этого знать, но мне кажется, что Малевичу не понравились бы работы Волязловского. Уж очень разные это ребята. И если уже использовать имя Малевича в названии премии, то стоит считаться с тем, что для людей он всегда будет ассоциироваться с черным квадратом и супрематизмом, и, чуть ли не в последнюю очередь, с Польшей и (не дай Бог) шансон-артом.
Стас Волязловский. Шансон
Малевич. Чёрный квадрат