Школа современного искусства – выход на "продвинутый" уровень
Школе современного искусства два года, мы начинали в 2014-м. Пытаясь найти свою нишу в сфере альтернативного образования, мы позиционировались, как проект, который посвящен только и исключительно современному искусству – без "отклонений" в дизайн, медиальную или какую бы то ни было якобы близлежащую сферу. Тогда же была поставлена задача, которая и сегодня остается основной – не просто продавать обучение как услугу, но находить новые имена. Находить людей, которые потенциально могли бы занять свое место в сфере актуального искусства. Поначалу было абсолютно непонятно, насколько реалистичны наши ожидания, так как в общей массе приходили люди, далекие от мира искусства. В то же время, и эти люди тоже тестировали на реалистичность свою мечту стать художником. На обрушивающийся на голову поток информации и саму модель современной эстетики все реагировали по разному. Некоторые были травмированы тем, что современное искусство не соответствует их хрестоматийному идеалу прекрасного. Другие испытывали, не убоюсь этого слова, экзистенциальный дискомфорт, были не готовы к откровенному диалогу с окружающими, и главное, с самими собою. Третьи страдали от того, что работать пришлось действительно серьезно, долгими зимними, или, того хуже, весенними вечерами погружаться в процесс целиком и полностью… Преподавание преподаванием, но результат во многом зависел от внутреннего ресурса самого человека, того, что он вкладывал в саморазвитие.
Меня уязвили обвинения харьковской журналистки Виктории Бавыкиной, уж не знаю какой музыкой навеянные, в "недобросовестности" преподавательского подхода – мол, не проверяете уровень знаний студентов, экзаменов не устраиваете. Ни экзаменов, ни каких других репрессивных форм "вдалбливания" знаний не практикуем. Мы об этом предупреждаем на берегу: обучение – диалог на равных. На самом деле, каждый получил то, что хотел и мог взять – не больше, не меньше, соответственно запросу и бэкграунду. Слишком тонкая это материя, современное искусство – человек или вибрирует с ней на одной частоте, или нет. Кто-то приходит, чтобы получить бумажку об окончании, кто-то – чтобы изменить мировоззрение. Эти совпадения вибраций и помогали нам находить общий язык. Результат обучения безусловно зависит от человеческого фактора. Виктор Мизиано заметил как-то, что для него кураторство – это институциализация дружбы. Этот принцип для нас тоже стал рабочим, наставничество наиболее продуктивно, когда оно – институциализация дружбы. Считаю своим самым большим достижением создание правильной атмосферы в проекте. Студенты с пиететом относятся к своим харизматичным преподавателям: Антону Логову, Андрею Блудову, Валику Черному, Евгении Белорусец, Маше Куликовской, Вове Саю, Белле Логачевой, Артему Волокитину, Тане Малиновской, Гамлету Зиньковскому, Виталию Кохану… В этом списке нет ни одного случайного имени – каждый подвижник, фанат своего дела. Они действительно погружают людей, как бы банально это ни звучало, в магию творчества. К примеру, меня слегка огорошил шквал восторгов по поводу появления в проекте курса скульптуры Владимира Сая. Поинтересовалась у людей, как они находят с ним общий язык, он же интроверт, который "всегда на своей волне", и получила ответ: "А ему и не нужно много говорить. Он подходит к твоей работе, всего пару движений руками – и ты понимаешь, что с этим всем делать дальше…"
Определенный скепсис по поводу формирования художника с нулевого уровня корректируется самой жизнью. Безусловно, нам здесь на руку то, что в актуальном искусстве нет объективных критериев оценки произведения. Место формального качества занимает "качество" идеи. С этим все в порядке – мозги у людей оказались вполне в рабочем состоянии. Да и если посмотреть на предмет со стороны формализма, тонкость формального мышления – не всегда прерогатива людей с профильным художественным образованием. Иногда как раз наоборот – образование мешает тонкости проявиться. Дать импульс к формированию художественного сознания, можно "запустив" в человеке механизм саморефлексии. Подтолкнув его к самокопанию, более цепкому, пристальному взгляду на мир. Обучение современному искусству сродни психотерапевтической практике – человека из зоны комфорта выталкивают в зону странных вопросов к себе и окружающему миру. Если он, преодолев внутреннее сопротивление, пошел по этому пути, достижения удивят… Итоговые выставочные проекты школы – это всегда масса открытий. В отличие от уже состоявшихся художников, ты никогда не знаешь, чего ожидать от новичков. Для меня любимым занятием стало погружение в поток сознания, который люди открывают в себе на предварительных обсуждениях проектных идей. Эти "отвязные" полеты фантазии на данной стадии даже важней того, что воплотилось: к каким-то слишком радикальным идеям люди приступить так и не решились. Но и осуществленное выглядит вполне достойно. В последнем июльском проекте, "Карте желаний", уже практически не было налета ученичества. Интересно наблюдать, как студенты осваивают новую медиа-специфику. "Вуайеристские" видео-объекты Саши Доцок, геополитическая шахматная партия-инсталляция Алены Кирпы, тепловизорная живопись Василия Равлюка, текстовые объекты-мантры Анны Пискуновой, метафорическое видео Карины Громовой с собаками, растаскивающими мясо с условной карты Украины, "волшебный карандаш" Натальи Бегишевой… Практически всю свою жизнь находясь в тепличных условиях профессиональной галерейной среды, я воспитала в себе комплекс куратора-эстета, который постоянно жаждет новых впечатлений и окружает себя генераторами творческих идей. Радует, что сегодня этот дефицит абсолютно не ощутим. Экстремальным опытом преодоления организационных сложностей стала тотальная коллективная инсталляция "Внутренне кино", осуществленная летом в рамках Одесского кинофестиваля в музее Морского флота – здесь мы почувствовали себя командой в полной мере. Проект висел на волоске, но ребята справились с созданием пространства для погружений зрителя внутрь себя – что еще раз свидетельствует об их сплоченности и профессионализме. Помимо перечисленных имен стоит назвать еще Надежду Стороженко, Юлию Стриковскую. Несмотря на то, что свою миссию обучения школа формально выполнила, желания расставаться пока не возникает, причем, взаимно. Будем считать, что обучение стало первой ступенью их карьеры.
Надежда Стороженко. "Побочный эффект"
Наталия Бегишева. "След художника"
Сегодня проект развивается, перерастая те учебные рамки, в которых он изначально был задуман. И дело не только том, что мы ощущаем моральные обязательства по отношению к своим воспитанникам. Или вошли в азарт и хотим уяснить, до какого уровня профессионализма их теоретически можно "дотянуть". У нас возникает взаимная деловая заинтересованность друг в друге, поскольку мы действительно начинаем функционировать как поддерживающая современное искусство в лице его новых представителей институция. Разработана поэтапная программа действий выхода на следующий уровень творческого, рыночного и масс-медийного продвижения. Это – создание онлайн галереи школы. Ряд персональных выставок. Участие в коммерческих проектах, организованных в партнерстве с журналом "Салон" – "Актуальное искусство в жизненной среде" – проект стартует уже в начале октября. В ближайшее время будет проведен аукцион работ "Маленькие миры" – здесь присутствует и благотворительная составляющая. И, подытоживая весь предыдущий пройденный этап своего развития, в ближайшее время в партнерстве с фондом Art Huss мы готовим масштабный проект "Вспышка настоящего"…
Юлия Стриковская. "Горизонт событий"
Я подвожу к тому, что мы находимся в поиске новых талантливых людей, и в деле их изначально заявленной социализации готовы принять еще более активное участие. В процессе обучения мы объясняли студентам стратегию маркетингового продвижения. Сегодня приходим к тому, что заинтересованы продвигать их сами. По итогу прошлого года стало понятным: те, кто пройдя все стадии обучения, дошел до финала – художники на все сто. Они пока зарабатывают на жизнь отнюдь не искусством – только переключаются на это. В условиях "хромоногой", несостоятельной во многих аспектах украинской арт-системы решение стать художником – рискованный шаг, который достоин громадного уважения. Он свидетельствует о том, что человек ощущает свое призвание. И школа пытается помочь ему его реализовать. Положа руку на сердце, могу сказать, что наши бывшие студенты, уже наши настоящие друзья – самая ценная наработка школы. Так что, надеюсь, наша взаимная поддержка поможет осуществить задуманное "громадье" планов…
Анна Пискунова. Без названия
Александра Доцок. "Зазеркалье"
На курс художников мы приглашаем активных людей, увлеченных современным искусством и открытых к новым знаниям. Старт обучения в Киеве 5.10, а во Львове и Харькове 3.10.