Синтия Гутьеррес: «Я бросаю вызов миру»

Читать на английском

 

Синтия Гутьеррес, победительница прошлогоднего международного конкурса фонда ИЗОЛЯЦИЯ "Общественный договор" на лучший проект художественной интервенции на месте бывшего памятника Ленину в Киеве, рассказала Art Ukraine об исторической памяти и забвении, протестной функции искусства и о том, как это – быть художником в Мексике.


В этом году ИЗОЛЯЦИЯ снова проводит конкурс, поскольку пьедестал всё ещё пустует. Синтия Гутьеррес стала членом международного жюри проекта "Общественный договор 2017" и участвовала в отборе главных претендентов для новых инсталляций в Киеве – проголосовать за лучший проект можно до 9 апреля.

 

Мексика и Украина похожи тем, что обе страны стали заложницами архаичной культуры, составляющие которой легче продавать туристам. Вам приходилось бороться за универсальность/современность своего искусства?

Быть современной художницей – для меня вопрос так не стоит. Я считаю, что это всего лишь дело классификации. Содержание, контекст, рефлексии, способность работы (искусства) спровоцировать дискуссию в современности – вот, что имеет значение.

 

Синтия Гутьеррес. Диалог между народами, 2012

Фото: Marcos García / Museo de Arte de Zapopan

 

Синтия, вы работаете в разных медиа. Можно ли такое разнообразие назвать поиском? Или вы сознательно не хотите останавливаться на чем-то одном?

Когда я работаю, я всегда в поиске. Думаю, мой выбор медиа зависит от проекта. Сначала появляется идея, потом я ее воплощаю. 

 

Ваша работа “Населяя тени” взывала к размышлениям о прошлом, но не кажется ли вам, что честолюбие человека куда сильнее благородных намерений? Интервенция в городское пространство имела под собой очаг конфликта, когда, грубо говоря, на пьедестале станет мало места и за него начнется борьба. Вы допускали и такой вариант развития событий?

Идея работы «Населяя тени» – дать людям возможность одержать верх, возможность оккупировать пустое пространство. Они сами решают, что делать с этой возможностью. Соревноваться, оставаться там в течение нескольких часов, фотографировать, размышлять о прошлом и будущем, о публичном пространстве, памяти, и о чем угодно еще… Я только создала возможность для людей изменить это пустое пространство, и придумать его по-своему.  

 

Синтия Гутьеррес. Мелодия тени, 2016

Фото: Javier M Rodriguez / Museo de Arte Raúl Anguiano

 

Тема исторической памяти, переосмысления и бережного к ней отношения – тренд, который прочно закрепился в искусстве. Как вы думаете, почему? Ведь ритм жизни стал еще быстрее, нам почти некогда оглядываться...

Именно поэтому в мире и происходит кризис. Мы движемся очень быстро, но куда? Чего мы хотим достичь? Мы думаем только о себе, мы никогда не думаем о других. Мы не оглядываемся назад – и история повторяется снова.  

 

Но, по моим наблюдениям, есть еще одна тенденция – противоположная – забытье. Когда человеческой памяти нужен стимул, порой даже случайность, чтобы раскрутить клубок памяти. Ваши произведения – больше о первом или о втором?

Мне бы хотелось думать, что в работе мною движут не тренды, а мой личный опыт, все, что вокруг меня, все, что входит со мной в конфликт, я бросаю вызов миру. Конечно же, память играет большую роль в понимании того, что происходит в нашей жизни сейчас, – так же, как и забвение. Мы двигаемся из определенной точки – но где эта точка, иногда не очень понятно.  

 

Синтия Гутьеррес.Сломанный горизонт, 2014

Фото: ©LakeVerea / Proyecto Paralelo, MX

Синтия Гутьеррес. Провал свободы, 2014

Фото: ©LakeVerea / Proyecto Paralelo, MX

 

Что вами как художником движет: вдохновение или социальная ответственность?

Конфликт, конфронтация, дискуссия, и – да, социальная ответственность тоже. 

 

Что значит быть художником в Мексике? С какими трудностями сталкиваются ваши соотечественники, решившие заниматься искусством? Насколько вам комфортно работать в Европе?

Думаю, в каком-то смысле, быть художницей в Мексике, или где-нибудь еще – разницы нет. Я имею ввиду, что каждый должен работать со своим моментом, своим пространством. У каждого места есть своя история, свои очень комплексные и сложные общественные устои, ограничения и конфликты. Каждый должен решить, что для него важно – и начать поиск.

 

Синтия Гутьеррес. Частичная смерть, 2012

Фото: Carlos Diaz Corona

 

Как вы считаете, почему визуальное искусство 21 века обрело протестную функцию, функцию борьбы за права и свободы? Это закономерность, часть исторической спирали, где все повторяется, или необходимость, обусловленная недостатком адекватных каналов коммуникации с людьми?

Думаю, что ролью искусства во все времена было – ставить под вопрос систему. Просто в разные времена это обретало разные формы. Мы живем во времена сложные, когда люди разучились, как вы говорите, слышать друг друга – поэтому протест не утратил актуальности.

 

Синтия Гутьеррес

Фото: Валерий Милосердов / Izolyatsia Platform for Cultural Initiatives

 

Мешали ли вашему творческому становлению традиции мексиканского монументализма? Как вы считаете, вообще должно быть отношение современного искусства и традиции?

Существует такое множество путей к искусству, так почему же традиции мексиканского традиционализма должны мне помешать найти свои пути? Для меня важно иметь возможности двигаться в разные стороны, не стоять на месте. Традиционное и современное искусство могут спокойно сосуществовать вместе – или нет.