Смерть кино

43-й кинофестиваль «Молодость» удался на славу: насыщенная самыми незаурядными лентами внеконкурсная программа, да и среди конкурсантов было на что посмотреть. И все же, сегодня «Молодость» наравне с другими МКФ выглядит пиром во время чумы, ведь  как еще может выглядеть традиционный кинофестиваль в эпоху смерти большого нарративного кино.

Безусловно, с появлением киноискусства театру предрекали смерть, а с появлением телевидения пророчили гибель кино на большом экране. Тем не менее, театр существует, как и кинотеатр. Однако, если задуматься – они, как нынче уже и телевизор, существуют в качестве артефактов. Сходить в театр на классическую постановку – то же самое, что и сходить в музей традиционного искусства или съездить на развалины Колизея – отдать дань прошлому, истории культуры.

С кинотеатром все хуже – сегодня он существует как фан-индустрия с доминированием на экране фильмов специального «развлекательного» жанра. А от того воскресный поход в кино по впечатлениям и смысловой нагрузке аналогичен походу с детьми в цирк. Но,  похоже, эта индустрия обречена – ее предложение, включая попкорн, 3D и мультяшки, постепенно начинает приедаться. Появилось новое развлечение – сериалы-блокбастеры, которые по своему качеству и спецэффектам не уступают широкоформатному кино. Известный «Секс в большом городе» (1998-2004) и «Клан Сопрано» (1999-2007) американский кабельный канал HBO (Home Box Office) сейчас все больше заказывает «эпические» сериалы – шикарные костюмированные исторические, фентэзи со множеством спецэффектов. Бюджет и качество этих сериалов отнюдь не «телевизионные», а хронометраж подкупает – ведь в среднем серия короче полнометражного фильма. В своей абсолютной популярности новый супер-сериал от HBO «Игра престолов» (2011 – 2014) дает сто очков вперед так и не оправдавшему ожиданий «Великому Гэтсби» (2013). Это совершенно другой жанр, и с нарративностью у него все более, чем в порядке.

 Многие со мной не согласятся, но, похоже, сегодня авторское кино в упадке. Молодые режиссеры не становятся великими, оставаясь маргинальными. Тарантино, Озон, Гай Ричи, Вуди Аллен продолжают снимать, но им трудно превзойти себя и сказать что-то новое. Мы вообще давно не видели ничего нового. Последние фильмы, вышедшие на экран, пахнут нафталином. В этом смысле название новой ленты Киры Муратовой очень красноречиво – «Вечное возвращение» (2013).

Что же до «Молодости», то она в  первую очередь порадовала ретроспективами не популярных, но знаковых фильмов, подобранных с большим вкусом. Чего стоит семерка старых добрых картин ХХ века в рубрике «Столетие» – здесь и голливудская классика и самый «красивый» советский фильм «Летят журавли» (1957),  один из лучших, по моему мнению, фильм с Аленом Делоном – «На ярком солнце» (1960), и немой «Экстаз» (1933) чешского режиссера Густава Махаты – уникального в своем роде мастера, исследовавшего чувственную сторону человеческой жизни.

Главным подарком стала полная (включая последнюю трилогию «Рай» 2012-2013 годов) ретроспектива фильмов самобытного австрийского режиссера Ульриха Зайдля, работающего на стыке документального и игрового кино антрополога современного общества.

Кадр из фильма Ульриха Зайдля "Импорт-экспорт"

В целом разнообразные рубрики и насыщенное наполнение внеконкурсной программы давало возможность каждому зрителю смотреть то, что он хотел – от украинских и российских премьер до «French connection» и «German wave», от видеоарта и эксперементального кино в рамках «Cinergy» до фаворитов среди фестивальных фильмов в рамках «Фестиваля фестивалей». В особенности левое сообщество порадовала ретроспектива Криса Маркера – легендарного французского режиссера-документалиста.

Событием «национального» значения стала премьера отреставрированного Центром Довженка фильма «За двома зайцями» с оригинальной – когда-то утерянной и спустя десятилетия лишь теперь найденной – украинской звуковой дорожкой.

Но все это - очарование прошлым и упоение ностальгией. А «Молодость» (более сорока лет назад) была основана как двухдневный фестиваль-осмотр студенческих фильмов Киевского института театрального искусства, и ее главным интересом остается молодое кино. Традиционно в конкурсную программу фестиваля входят студенческие фильмы, короткометражные (документальные, игровые, анимационные) и полнометражные работы молодых режиссеров – украинских и зарубежных. Кроме того, в этом году был проведен национальный конкурс, состоящий из 24 короткометражных украинских фильмов, а также две конкурсные программы: детская – «Молодость детям» и ЛГБТ – «Солнечный зайчик», которая в этом году также превзошла себя.

В советское время «Молодость» была главным культурным событием Киева, возможностью увидеть зарубежное фестивальное кино и пообщаться с международными гостями. Сегодня основная изюминка «Молодости» – это возможность следить за состоянием украинского кино, которое ежегодное а рамках этого фестиваля дает отчет о проделанной работе. 

Конечно, забавно видеть, как Украина бежит по рельсам за уже уехавшим в вечность поездом мирового кино. По большому счету, когда в мировом кинематографе, как в свое время в живописи, настал излом, когда все ждут появления киношного «черного квадрата Малевича» – первые украинские импрессионисты только вышли на пленер.

В этом году, пожалуй, уже можно констатировать существование украинского кино, и даже обозначить его характерные черты. Кроме двух десятков студенческих фильмов, на «Молодости» были презентованы несколько полнометражных «профессиональных» картин. Более 10 лет продакшена «продюсерских» телевизионных сериалов наложили отпечаток на так называемое украинское профессиональное кино, которое возродилось в жанре «легкой комедии». Супруги-режиссеры с перестроечным бэкграундом Дмитрий Томашпольский и Алена Демьяненко представили на «Молодости» комедию «Болезнь любви» (2013). Однако она, равно как и еще одна комедия молодого режиссера Дамира Еналиева «Выходные с бывшей женой» (2013) – чистейший фарс, но не лишенный своего местечкового обаяния. Также и запоздалое эстетство в духе Антониони в фильме «Такие красивые люди» очень соответствует состоянию современной украинской культуры.

Кадр из фильма Руслана Батицкого «Уроки украинского» (2013) 

 Есть у этой культуры еще и другая сторона - критическая. Она тоже адекватна нашей современности, но, скорее, принадлежит к авангардной украинской культуре. Речь идет о фильмах Сергея Лозницы, хотя они на этой «Молодости» и не фигурировали. Были и другие: среди студенческих, например, «Хворісукалюди» (2013) Юрия Речинского,  «Уроки украинского» (2013) Руслана Батицкого, «Возвращение» (2012) Александра Ратия и др.

Последний фильм стал победителем национального короткометражного конкурса, и не «на безрыбье» (хотя добрая половина представленных в этом конкурсе фильмов были просто тяжелым зрелищем), а по праву. Эта история о жизни человека и его города, сосредоточенного вокруг одного завода вредного производства, легко и ненавязчиво рассказывает всю мрачную украинскую историю последних десятилетий и показывает ее настоящее. Но важно, что ее печальное настроение созвучно остальным, международным фильмам победителям, повествующим о кризисе, безработице, колонизаторстве, одиночестве и отсутствии надежды.

Кадр из фильма Александра Ратия "Возвращение"

Гран-при 43-го Киевского международного кинофестиваля «Молодость» получил студенческий короткометражный фильм «Человеческая масса» (The Mass of Men) режиссера Габриэля Гоше (Великобритания). Победитель международного полнометражного конкурса - фильм «Ило Ило» (Ilo Ilo) Энтони Чена (Сингапур).

Кадр из фильма Энтони Чена (Сингапур) "Ило Ило" 

 Лучшим фильмом международного короткометражного конкурса стала «Масляная лампа» (La lampe au beurre de yak) Гу Вэя, (Франция). Специальные награды в этой категории также получили: фильм «Ноа» (Noah) Уолтера Вудмен и Патрика Седерберга (Канада) - «За художественный минимализм в раскрытии драмы виртуального общения», и «Свисток» (Gwizdek) Гжегожа Заречного (Польша) - «За тонкое и поэтическое изображение повседневной жизни».

Кадр из фильма Гу Вэя (Франция) «Масляная лампа» 


 Первое место в студенческом международном конкурсе занял фильм «Мать» (Matka) Лукаша Остальского (Польша). Лучшим фильмом национального конкурса признали «Возвращение» Александра Ратия.

Кадр из фильма Лукаша Остальского (Польша) «Мать»

Последние пару лет я все чаще слышу от разных людей, что они не могут досмотреть фильм до конца – все фильмы кажутся скучными и слишком затянутыми. Что ж, сегодня можно констатировать только кризис всего. Кино тоже переживает кризис. Каким оно из него выйдет и выйдет ли вообще – покажет время. Но вряд ли, после епохи коротких и динамичных видео, свободно доступных в ю-тюбе, после времен, когда каждый сам одновременно и режиссер и мировая звезда, мы вернемся к большому нарративному кино и великим мастерам. Однако, как знать, ведь театру удалось модернизироваться и выжить, породив в добавок хеппенинг…

Фото: кадры из фильмов, представленных на 43 МКФ "Молодость".

 

 

Анна Цыба