Страна чудес, полная потенциалов
Сольная выставка китайского художника Цая Гоцяна «Цай Гоцян - 1040 метров под землей» пройдет в арт-фонде «ИЗОЛЯЦИЯ. Платформа культурных инициатив» (Донецк) 27 августа - 13 ноября 2011-го. Эта первая соло-выставка Цая Гоцяна в Украине представит две новые инсталляции художника, включая новую серию пороховых рисунков, созданных на территории «Изоляции», с учетом специфики и особенностей местности.
Цай Гоцян. Фото: Дмитрий Сергеев
Цай Гоцян родился в 1957 году в Цюаньчжоу, провинция Фуцзянь, Китай. Изучал сценический дизайн в Шанхайской театральной академии. С тех пор диапазон его деятельности в искусстве значительно расширился, включив фотографию, инсталляцию, видео и перформанс. Во время пребывания в Японии в 1986-1995 годах он начинает изучать свойства пороха для своих рисунков, что в конечном итоге приводит его к экспериментам со взрывами в широком масштабе и к разработке его знаковых взрыв-событий.
Опираясь концептуально на восточную философию и социальные проблемы современности, эти проекты и события предполагают налаживание информационного обмена между зрителями и огромной вселенной вокруг них, используя местно ориентированный подход к культуре и истории. В 1999 г. Цай получил «Золотого Льва» на 48-й Венецианской биеннале, в 2007-м - «The 7th Hiroshima Art Prize» и «The 20th Fukuoka Asian Culture Prize» - в 2009-м.
Во время летней Олимпиады в Пекине 2008 года Цай Гоцян был режиссером визуальных и спецэффектов на церемониях открытия и закрытия Игр. В 2008 году была показана его ретроспектива в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. Осенью 2010-го Цай создал «Одиссею» для Музея изящных искусств в Хьюстоне. Установленная как одна из постоянных частей проекта «Портал», она на сегодня является одной из крупнейших его пороховых картин. Сейчас художник живет и работает в Нью-Йорке.
Цай Гоцян во время визита в Донецк в мае 2011. Фото: Дмитрий Сергеев
- Когда Вы впервые услышали об Украине, и какими были Ваши первые представления о ней? Думали раньше об Украине как о месте для своего проекта?
- Об Украине я знал, сколько себя помню, потому что она была частью Советского Союза, а я вырос в социалистическом Китае. Когда был маленьким, узнал, как храбро сражались казаки в годы Второй мировой войны, и представлял, что они летали, словно демонический вихрь.
Как художнику из коммунистической страны, мне всегда хотелось выставляться в бывших советских странах, еще даже до развала Советского Союза. Я всегда стремился вести диалог с моим собственным воспитанием.
- Сейчас, когда Вы побывали в Донецке и Киеве, как изменилось Ваше восприятие Украины? Что больше всего поразило вас в этих городах?
- Неделя, проведенная в этих городах, показала мне сходства и различия между Украиной и Россией.
Наиболее незабываемой и впечатляющей частью моего путешествия стало знакомство с водкой. Никогда и подумать не мог, что это так мягко и вкусно, в отличие от того, как я представлял себе раньше. Возможно, мой страх перед крепким напитком зародился из неправильного представления о том, как он вредит телу, но в действительности телу не было плохо.
Я был также очень тронут гостеприимством и искренностью украинцев. Во время моего посещения угольной шахты ее директор отнесся ко мне, как к другу, и не пытался ничего скрыть - была ли то утечка в шахте, или секции тоннеля, разрушенного ранее. Он хотел показать мне все, что рабочие видят ежедневно, таким как есть - весь путь до конца тоннеля, где шахтеры продолжают добывать уголь.
- В чем заключается Ваш интерес к осуществлению проекта в «Изоляции»?
- Моей укоренившейся привычкой стала работа в городах, где люди глубже чувствуют, что такое современное искусство, с глубокой инфраструктурой вокруг современного искусства, либо в местах, где хорошо развита экономика, где существует определенная музейная система. В Украине все это находится на начальной стадии, и если я могу работать здесь с самого начала с людьми, независимо, обычные ли это люди, или шахтеры; с фондом, который имеет такое же намерение, как и я, - мы вместе понимаем все это, возникает возможность переосмыслить искусство и общество от их основ.
Цай Гоцян и Любовь Михайлова, основательница фонда "Изоляция" в угольной шахте. Фото: Дмитрий Сергеев
- Каково Ваше впечатление от арт-пространства «Изоляция», и как Вы оцениваете творческие амбиции фонда?
- «Изоляция» - это заброшенная огромная заводская структура, сейчас находится на стадии реконструкции; каждое пространство имеет свою цель. Одно из пространств превратится в белый куб выставочной галереи, второе представляет собой сгоревшие много лет назад остатки, и еще один, состоящий из всех видов отходов индустриальной шахты. Для художника - это страна чудес, полная потенциалов.
- «Изоляция» вдохновляется идеей привлечения сообщества к реализации ее специфических арт-проектов. Вы считаете, что это важный элемент в Вашем творческом процессе?
- Работа с порохом, материалом спонтанным и неконтролируемым, и сотрудничество с людьми - это подобные процессы. Каждый является элементом этого процесса, и люди непредсказуемы, но все же, когда они объединены, то создают совершенно новую энергию, питающую процесс. Это делает проект новым испытанием, чрезвычайно привлекательным.
- Вы, вероятно, знаете, что современное искусство не является тем, к чему украинская аудитория имела большой доступ. Принимаете ли это во внимание, готовя свой проект?
- Говоря языком профессионала, я не снижаю моих художественных стандартов лишь потому, что моя аудитория не столь знакома с искусством, как другие. Важно, как занять мою аудиторию, и я пытаюсь внести в объект как можно больше местной культуры и истории, найти то, что зрителям может быть близким. Произведение искусства не начинается с выставки, оно начинается с производственного процесса, т.е. тогда, когда я начинаю разговор с местным сообществом, и это также очень хороший способ лучше узнать друг друга.
- Что для Вас является высшим вдохновением в работе над этим проектом?
- Больше я вдохновляюсь посещением шахт, историей шахтеров, их судьбой, а также сравнением советской эпохи и нынешнего времени.
День и ночь. 2009. Порох на бумаге, 300х3200. Коллекция художника. Фото: On-Works International Multimedia Co., Ltd.
- Можете ли Вы сравнить ваш проект в «Изоляция» с чем-то, что Вы делали раньше?
- Сходство есть в том, что я фокусируюсь на местной культуре, и в том, как я веду диалог с местной культурой. Различие - в том, что музейная система здесь, в «Изоляции», находится на начальной стадии, и в том, что я никогда не работал с людьми в Украине; таким образом, все будет свежим, и это создаст новые вызовы.
- Какое место в Ваших проектах уделяется аудитории? Какова Ваша философия привлечения других участников к Вашей работе?
- Моя философия исходит из моего представления о возможностях современного искусства: это не должно быть игрой лишь в пределах узкого круга людей искусства. Это должно походить на авангардистские движения прошлого; наши предшественники пытались творить добро, размышляя над проблемами общества и привлекая массы.
- Какое место в Вашей работе занимает Ваша культурная традиция?
- Родившись и выросши в Китае, я всегда счастлив узнать больше про культуры, отличные от моей, и, возможно, когда-нибудь они также станут частью меня. А от социализма я взял то, что пытаюсь сделать мое искусство доступным широкой публике.
- Ваши пороховые рисунки несут в себе элемент опасности, что на символическом уровне может равняться опасности, которую рабочие ежедневно переживают в шахтах. Что Вы думаете о такой параллели?
- Было бы нечестно говорить, что мои взрыв-проекты и пороховые рисунки имеют такой же элемент опасности, как и ежедневный труд шахтеров. Что здесь подобное, так это тревожное ощущение, - оно всегда реально, всегда есть, и не в абстрактном понимании, а фактически. Если вы не будете осторожны, то взрыв, несомненно, причинит вам боль.
Официальный сайт художника: www.caiguoqiang.com
Татьяна Филевская
Виктория Иванова