Стрит-арт с украинскими корнями. Innjoy European Urban Festival

10 июня в Барселоне состоялся фестиваль стрит-арта Innjoy European Urban Festival, организованный украинцем Дмитрием Данченко, директором и со-учредителем испанского агентства инноваций Innjoy. Его целью стало утверждение идеи социальной интеграции и укрепление взаимоотношений между представителями разных культур и поколений. Участники фестиваля: Иван Кривда (Украина), Bre (Испания), Catia Massa (Италия), Anton Seoane (Испания), Manuel Flores (Аргентина), Chan Mac (Испания), Franco Martinez (Аргентина). Специальное участие: Stephan Biel (Германия). Куратор программы: Lubov Afitsinskaya (Испания). Детально о событии в заметке Дмитрия Данченко для ART UKRAINE.


Вне всякого сомнения – культура является каналом коммуникации в обществе.  Стрит-арт – классический тому пример. Зародившись в бедных районах Филадельфии и Нью-Йорка как субкультура, он стал средством самовыражения, протеста и, пожалуй, единственной возможностью отправить свое «послание» обществу для многих жителей этих районов.  С другой стороны, чрезмерная «элитизация» классического искусства делала его практически недоступным для многих слоёв населения, оставляя креативную часть этого общества вне культурного поля. Сочетание этих факторов и объясняет культуру протеста, с которой и ассоциируется ранний стрит-арт.

 

Все фото из личного архива автора


Трансформируясь и эволюционируя, стрит-арт в течении нескольких десятилетий стал частью городской культуры, и в большинстве стран уже не воспринимается как форма вандализма. Нужно отдать должное и городским администрациям Западной Европы и США, которым удалось направить это искусство в мирное русло.

 

Важно отметить, что стрит арт – это не только граффити, но и трафареты, постеры, скульптуры и стрит перформансы. Таким образом, как и любой другой вид культурной деятельности – это канал общения, уже зрелый, устоявшийся и нашедший свою аудиторию. Благодаря социальной направленности, стрит-арт приобрёл поклонников и последователей среди групп населения, не проявлявших к нему особого интереса ранее.


Работая креативным директором компании в сфере социальных инноваций, я уже использовал стрит-арт в своих проектах с целью привлечения разновозрастной аудитории, однако те проекты имели другие цели и организовывались в галереях, что не совсем совпадает с духом стрит-арта. Ведь основной его идеей все же является открытость для всеобщего обозрения.



Одной из основных проблем, которой занимается наше агентство, как на локальном, так и на общеевропейском уровне, – это социальная интеграция пожилого населения. Ввиду культурных особенностей, пожилое население Испании предпочитает жить в своих домах/квартирах отдельно, здесь не принято жить с детьми, отдавать родителей в дома престарелых (что для таких европейских стран как Германия либо Швеция является нормой). И, по словам самих пожилых людей, именно ощущение одиночества является самой основной проблемой.  Она настолько серьёзна, что в Испании есть специальные телефонные номера для тех, кому не хватает общения. Если пожилой человек, имея именной льготный билет на городской транспорт, не пользуется им в течении нескольких дней, по прошествии 4-5 дней ему обязательно позвонят из социальной службы и поинтересуются, всё ли у него хорошо. Внедрение таких социальных инноваций стало возможным благодаря технологиям Умного города и BigData. С недавнего момента особо остро для Европы стала тема адаптации эмигрантов из других стран, и снова на помощь пришло искусство, позволяя иногда общаться с приезжими, не владеющими местным языком общения. Социальная интеграция эмигрантов через стрит-арт также была нашей идеей, ведь новые подходы в системе коммуникаций являются социальными инновациями.

 

 

Основным месседжем Innjoy European Urban Festival было продвижение социальной интеграции художников-граффитистов из разных стран, проживающих в Барселоне. Художники из разных регионов Испании, Италии, Аргентины и Украины были приглашены для создания совместной работы. Именно совместной, ведь только через сотрудничество устанавливается контакт. Эта идея была отлично воспринята художниками: каждый хотел выразить что-то своё, но при этом огромные стены, длиной более 10 метров, должны были выглядеть цельным полотном. Участвовать от Украины я предложил Ивану Кривде, художнику и скульптору из Одессы, проживающему сейчас в Барселоне.  

 

Ключевой идеей Фестиваля также было укрепление контакта между поколениями. Мне хотелось, чтобы люди старшего поколения (50+) также приняли участие, ведь никогда не поздно открыть в себе новые грани своей креативности, отважиться сделать что-то необычное. За 7 часов фестиваля более 300 гостей приняли участие в взаимодействии с художниками-граффитистами. Последним штрихом Фестиваля стало участие дизайнеров, которым было предложено провести фотосессию своих работ на фоне созданного артистами граффити-полотна. Этот пункт программы также вызвал восторг у посетителей фестиваля, ведь он позволил также узнать что-то новое, увидеть «изнутри» совместную работу целых творческих команд: дизайнеров, фотографов, моделей.

 

Фестиваль вызвал огромный общественный резонанс не только в Барселоне. Публикации о нём появились в арт-изданиях Европы, Латинской Америки и даже Африки, и последовало предложение провести аналогичное мероприятие в Бильбао и в одном из городов Нидерландов. Уверен, что международных креативных ивентов в Украине должно быть больше. Нам нужно открывать мир и самим отрываться миру. Нам, украинцам, есть что показать.