Французский Вавилон и Пчелы из Броваров
В марте во Франции состоялось открытие международной выставки современного искусства ART PARIS ART FAIR, которая объединяет 140 галерей из 20 разных стран. Возможность представить Украину и дебютировать на этой ярмарке досталась подопечному Фонда культурной дипломатии UART – Николаю Толмачеву. Николай победил в конкурсе для молодых художников Украины GRANT UART 2013 и получил стипендию на обучение в Париже. Выбирая, куда именно поступить, двадцатилетний художник продолжает каждое утро ездить из Броваров в свой киевский институт. Перед началом беседы Николай предупредил, что не уверен, что он будет долго говорить, в конце же удивился, что сказал так много.
Николай Толмачёв
Все так быстро произошло – победа в конкурсе, первая международная выставка, внимание прессы. Как Вам новое амплуа знаменитости?
Ну я бы так не сказал, каких-либо существенных изменений я не чувствую, что меня, безусловно, радует, поскольку это дает возможность продолжать спокойно работать. Подготовка выставки заняла около месяца, но, не считая этого, все по-прежнему относительно спокойно, тот же ритм жизни, чему я рад.
Как думаете, если признание приходит слишком рано – это мешает художнику?
Думаю, да, мешает. Потому изначально я переживал. Мне часто приходится думать о том, что все случилось слишком рано, что, возможно, необходимо сбавить темп. Так как я еще не вышел на тот уровень, которым был бы доволен, не совершил того, что помогло бы говорить обо мне не как о подростке, а как о состоявшемся художнике. Чтобы чего-то достичь, нужно потратить гораздо больше времени, сил, приобрести больше знаний.
Вместе с тем, я понимаю, что если что-то случается, то это не зря. Одно дело, как я представляю себе свой путь, другое – как предначертано судьбой.
Международная выставка Art Paris Art Fair
В одном из интервью Вы говорили, что не видите своего творчества за границами Украины. Почему?
Скорее наоборот, раньше я не видел возможности своего творчества в Украине. Многие темы, которые мне интересны, у нас в стране воспринимаются очень болезненно.
Это какие?
В первую очередь, это тема сексуальности. У нас еще недостаточно развита сексуальная свобода и раскрепощенность в обществе, потому большинство откровенных вещей не воспринимаются вовсе. Хочется, чтобы то, что я делаю, воспринималось не как шокирующее, а как должное. Чтобы люди не оценивали мое творчество с точки зрения пережитков прошлого.
С другой стороны, творить за границами Украины – более легкий путь. Поскольку в мире, где ко всему привыкли, людям будет легче понять мое творчество, но, вместе с тем, не будет возможности для иносказаний, необходимых здесь. Потому я подумал, что интересней развивать все свои дальнейшие мысли здесь, поскольку мне интересна реакция общественности.
Но в ближайшее время Вы думаете остаться здесь или все же уехать?
В ближайшем времени мне интересней всего моя учеба.
А где Вы учитесь?
В Национальной Академии руководящих кадров культуры и искусств на отделении графического дизайна, но в прошлом году я выиграл GRANT UART Фонда культурной дипломатии UART, который предполагает получение гранта на обучение во Франции. Потому, следующий год, скорее всего, я проучусь там. Я как раз пробую поступить в L’ecole des Beaux-Arts, если получится, если же нет - буду стажироваться в галерее, или в мастерской художника, или в ателье – сейчас решается этот вопрос.
Работа за границей, думаю, принесет мне новый опыт, новую информацию и после всего, это будет уже кто-то другой, не я, потому загадывать, что будет после этого – не стоит.
Как устроен GRANT UART? Художник сам выбирает, куда поступать?
Поскольку в Европе цены на обучение довольно лояльны, а проживание обходится дороже, то деньги рассчитаны скорее на жизнь в той стране, в которой призер будет учиться. А где именно учиться, куда поступать, художник волен выбирать сам.
Экспозиция работ Николая Толмачёва на выставке Art Paris Art Fair
Как Вы определяете свой стиль? Это иллюстрация?
Чаще всего я отношу свои работы к иллюстрации на грани с графикой. Хотя мне кажется, что иллюстрация – это сопровождение картинкой уже готовой мысли, или темы, или книжки. У меня же, в первую очередь возникают собственные мысли, которые я иллюстрирую.
Вам было бы интересно иллюстрировать книжки? С чем это связано? Что сейчас читаете?
Только что я закончил читать – Дэна Брауна «Инферно», хоть я и не читал «Код да Винчи» и «Ангелы и демоны», но я очень люблю эти фильмы, за близкую мне подачу материала. Я быстро ее прочитал и, видимо, очень быстро ее забыл (смеется).
Больше всего люблю книги об искусстве, о символике, геральдике, это то, с чем я себя вообще связывал, в первую очередь в плане графики, еще лет с 13-ти.
Более всего я бы хотел проиллюстрировать Оскара Уайльда. Это нечто такое сакральное, к чему я бы хотел вернуться, когда буду более зрелым во всех отношениях.
Организаторы конкурса объяснили выбор Франции тем, что она сейчас – центр культуры. Вы соглашаетесь с этим тезисом?
Когда я был на Art Paris Art Fair, то почувствовал, почему Франция – центр культуры. Там было огромное количество совершенно разных людей, представителей арт-сферы, много языков, много стран. Когда попадаешь в подобную обстановку, понимаешь, насколько грандиозный масштаб происходящего! Там я почувствовал, что Франция играет большую роль в современном художественном процессе. Хотя такое понятие, как современные французские художники мне мало известно, притом, что я старался найти эту информацию целенаправленно, но не отыскал ничего конкретного.
А в какой стране больше всего художников, близких Вам по духу?
География очень широка. Это Крис Найт из Канады – он очень меня вдохновил, когда я только начинал работать. Его стиль, подача, эта сексуальность, чувственность. Это Италия – иллюстратор Марко Маццони. Это и Япония. Это и Дима Ребус из Москвы.
Экспозиция работ Андрея Молодкина на выставке Art Paris Art Fair
А как теперь быть с Москвой?
Знаете, это очень болезненная тема. Поскольку российская культура была мне во многом близка. Но я чувствую, что большинство близких мне людей из России стали внутренне настроены против, то ли пропаганда сыграла роль, то ли еще что-то. Во всяком случае, это очень неприятно и обидно, но мне пришлось все эти отношения прервать.
Мне часто говорят, что искусство должно быть вне политики, но с другой стороны, художнику сложно оставаться в стороне. В критические для Украины дни было очень тяжело. И даже не смотря на то, что мне вообще не свойственно быть обозленным, я ничего не мог с собой поделать.
Вы называете себя франкофилом – что именно Вас привлекает во Франции?
Это что-то из области чувственности, этот мир старой Франции, страны, для которой характерна полная свобода чувств и мыслей. Это страна искусства, великолепной музыки. Франция периода конца 17 и до середины 19 века - это то, что я ужасно люблю, и чувствую, что это моя стихия. К счастью, я уже не могу разочароваться в том образе, который существует в моем представлении.
Сейчас Франция очень контрастная. Точнее, Париж - Францию, я надеюсь, мне еще предстоит посмотреть. В первую очередь контраст настроений, культур. Париж - современный Вавилон, и я понимаю, что с ним мне еще нужно наладить язык и почувствовать реальный Париж, а не тот, который я себе представлял.
Ваши работы весьма символичны. Если у Дали – мухи, у Вас – много пчел. Почему именно они?
Это связано с воспоминаниями из моего детства. Возле моего дома находится пасека, и с юных лет бабушка мне говорила, что пчелы – это неуловимый символ продолжения жизни. Потому что они опыляют цветы и могут легко расстаться с жизнью, защищая улей. Одним словом - это образ жизни, которая очень легко, спонтанно и непредсказуемо прерывается.
В большинстве своем мои символы – скорее шуточны, но я думаю, что любую серьезную вещь лучше подавать сквозь призму шутки.
Что же является источником символов?
Первым появляется чувство. И это чувство уже воплощается в образ, что зачастую происходит неосознанно. Делаешь наброски, зарисовки, и вот буквально секунду назад ты еще не думал об этом, а вот оно уже на бумаге. Это происходит очень спонтанно. К тому же, одним из моих хобби сейчас является изучение символов, прочтение их. Это одна из возможностей вдохновляться.
Экспозиция работ Николая Толмачёва на выставке Art Paris Art Fair
Недавно был Ваш первый опыт участия в международной выставке Art Paris Art Fair – расскажите, как все прошло? Чего Вы боялись, какие страхи оправдались?
Так случилось, что подготовка к выставке совпала во времени с моим поступлением в L’ecole des Beaux Arts и все мои мысли были там. Участие в Art Paris Art Fair было расслаблением, в котором мое участие ограничилось осмотром всего, что там было. Напряжение, в котором я пребывал, из-за вступительного письменного экзамена по критике искусства, было на грани невозможного, поскольку на тот момент я изучал французский язык всего четыре месяца.
Если Париж – главный источник вдохновения для Вас, то что вас вдохновляет, пока живете и творите в Киеве?
Очень люблю Ярославов Вал. Самое любимое место, пожалуй, Музей имени Ханенко, поскольку все в нем контрастирует с современным миром и с остальными музеями. Я очень подробно запомнил все, что тогда увидел во время своего первого визита с папой, когда мне было девять лет. И сейчас я часто захожу в этот музей, сижу подолгу и медитирую, получая огромное удовольствие от этого. Там, в отличие от других музеев, очень хорошо сохранена атмосфера прежних хозяев – Богдана и Варвары Ханенков.
А тогда, в девять лет, Вы уже рисовали? Уже воспринимали себя художником?
Ну не то, чтобы я сам.. Скорее мои родственники, главным образом бабушка, которая очень хотела, чтобы я стал художником. Она меня отправляла в разные кружки, в студию рисования в том числе, но я никуда не ходил дольше двух недель. Поэтому, я вначале хотел быть художником, но лет в 12-13 это увлечение сменилось стремлением стать историком, а с увлечения геральдикой - возникла любовь к графике. Еще я успел поучиться в театральном колледже, очень хотел быть режиссером. Все эти профессии и желания, так или иначе, были связаны с изобразительным искусством. Особенно режиссура, где визуализация образов играет важную роль.
У Вас сейчас все получается хорошо, чем Вы руководствуетесь сейчас? Что посоветуете своим ровесникам, идущим по схожему пути?
Я руководствуюсь мечтами, ощущениями. Все, к чему я стремлюсь – достичь внутреннего равновесия и спокойствия. Я считаю, что творить нужно исключительно прислушиваясь к своим чувствам. Все, что я делаю сейчас – возможно благодаря тому, что я успел прочувствовать в детстве.
То есть для Вас первичны все же эмоции?
Эмоция, не подкрепленная рационализмом, превращается во что-то пустое и неосмысленное, точно так же и чистый разум, не согласованный с чувствами, остается на уровне тупого утверждения. Потому в вопросе «или-или» я предпочитаю «и-и».