Виктор Корвик: «Переезд из Донецка был естественным запросом профессионального роста»

Виктор Корвик принял участие в создании проекта нынче разрушенного донецкого аэропорта, а вскоре он примет участие в выставке «Восстановление памяти» фонда ИЗОЛЯЦИЯ. Специально для ART UKRAINE директор по коммуникациям фонда Аня Медведева пообщалась с Виктором о реконструкции воспоминаний, предчуствии войны и последствиях переезда из Донецка.

 

Выставка «Восстановление памяти», которую фонд ИЗОЛЯЦИЯ показывает с 4 февраля по 4 марта 2016 года, представляет истории одиннадцати переселенцев из Крыма и Донбасса. Это экспозиция, связанная с реконструкцией памяти. Город, в котором мы оба выросли – Донецк. Какой образ тебе кажется наиболее ярким и к каким воспоминаниям ты все время возвращаешься?

 

Это те образы, которые были запечатлены на фотографиях, сделанных мной и моими друзьями по группе «Жýжалка» – Вячеславом Соколовым и Романом Юхимчуком. В остальном сложно выделить что-то самое яркое. Те или иные картинки появляются в зависимости от того, о чём я думаю. Если мои мысли о «Жýжалке», то возникает образ квартиры Славика, а когда я вспоминаю об ИЗОЛЯЦИИ в Донецке, то мне на память приходят терриконы Будёновки.

 

Здесь и далее – проект «Без пяти минут»

 

Твой проект в рамках выставки посвящен донецкому аэропорту. Почему ты выбрал именно этот объект? Чего здесь больше – личного или коллективного?

 

Аэропорт как точку отсчёта предложила Лия Достлева, которая вместе с Андреем Достлевым является куратором выставки «Восстановление памяти». Лии было известно, что я принимал участие в проектных работах нового здания аэропорта в качестве архитектора. Потратив некоторое время на поиски другого входа в этот проект, понял, что ничего лучше придумать не могу.

 

 

 

 

 

Возникали ли у тебя какие-то предчувствия, когда ты работал над архитектурным проектом донецкого аэропорта?

 

У нас были полушутки по поводу близлежащего кладбища. Проект нового терминала  стремительно приблизил посетителей аэропорта к этому месту…Аэропортом я занялся на четвертом году работы в фирме ТЦ «Среда». В мои обязанности входили разработка генерального плана и общение с подрядчиками. Иногда  весь процесс казался интересным, но через время меня начали утомлять бесконечные согласования и изменения чертежей. Параллельно я вместе с коллегами занимался визуализацией терминала, и это меня увлекало куда больше. Стадией анимации я не занимался, поэтому проект в рамках выставки – это отчасти и закрытие гештальта. Тогда я не потянул сам сделать анимацию, и эту задачу передали другим ребятам. Сейчас это мой завершенный художественный проект.

 

  

Проект интерьера донецкого аэропорта им. С. Прокофьева, созданный архитекторами Павлом Омельченко и Татьяной Ващинской в 2011 году, взят за основу для новой инсталляции Виктора Корвика «Аэропорт»

 

 

 

 

Выставка группы «Жýжалка» «Без пяти минут» – тоже своего рода предчувствие. Проект был закончен незадолго до разгона студентов на Майдане в ноябре 2013 года, а сама экспозиция была вывезена из Донецка буквально за «пять минут» до начала АТО и стала первой выставкой, которую ИЗОЛЯЦИЯ, – территория, которая оказалась захваченной пророссийскими террористами в июне 2014 г., – показала в Киеве. В проекте используется образ индустриального города «Ржавчино», где все прогнило, но жители города пытаются убедить себя в обратном. Связь «Ржавчино» и Донецка представляется очевидной. Насколько давно можно было понять, что Донецку грозит катастрофа и как этому можно было препятствовать?

 

Мне сложно ответить на этот вопрос. На тот момент наиболее чувствительным к такого рода вещам был Славик, чуть меньше Рома (да, меня в этом списке вообще нет). Сейчас волей обстоятельств и совместных трудов над материалами для будущих работ мы плюс-минус уровнялись в степени понимания. Предчувствия? Не знаю. Как препятствовать? На мой взгляд, нужно рассказывать, что и почему происходит в мире, показывая ключевые моменты и представляя различные точки зрения на происходящее. В качестве примера могу вспомнить Литературный Фестиваль, прошедший в апреле 2014 года в ИЗОЛЯЦИИ. Это возможность услышать разные голоса и сделать свой выбор. Такие мероприятия хорошо проводить не в одном месте, а в разных удалённых районах,  активно привлекая местную молодёжь. Это нужно было делать раньше – с 2004 года, когда политики громко обозначили Запад и Восток страны и обозначили в своих целях их искусственное противостояние друг другу.

 

Возвращаясь к предстоящей выставке «Восстановление памяти». Проект говорит о том, что полтора миллиона переселенцев потеряли часть своего прошлого. Насколько возможно анализировать такую утрату?

 

Говорить об утрате мне представляется возможным, отчасти – благодаря участию в проекте «Одиссея Донбасс», где я выступал в качестве одного из авторов. Глядя и сопереживая рассказам выходцев из Донбасса, понимаю, что мои утраты несравнимо меньше, чем их потери. Говоря же в целом о городе, стране и их отношениях, я воспринимаю это очень болезненно. Первое время было нестерпимо читать новости, где эмоции брали верх над аналитикой и объективной информацией. Потом была резиденция в Чехии, Open A.i.R Pilsen 2015, в рамках которой осмысление событий в Украине было частью намеченных нами (Жужалкой) целей проекта. Мы провели длительное время, анализируя архивы Пражской Весны и делая свои выводы. Вскоре мне захотелось полностью отключиться от чтения прессы. Я учитывал только частные мнения –  от телефонных разговоров с оставшимися в Донецке до разговоров с покинувшими Донбасс, киевскими друзьями и знакомыми из других регионов.

 

Следующим шагом стала подготовка к выставке «Восстановление памяти». К этому времени был готов проект «Одиссея Донбасс», который представил проблемы людей, выехавших в Киев – людей, что называется, «не моего круга». Благодаря «Одиссее Донбасс» я смог увидеть проблему шире и изучить психологические аспекты явления.

 

«Одиссея Донбасс»

 

 


 

Как ты переживаешь ситуацию переселения и в чем видишь выход из нее?

 

Что касается самого переезда, я почти не переживал и не переживаю, разве что беспокоюсь по поводу родных, оставшихся в Донецке. Этот переезд был естественным запросом профессионального роста. Ситуация в родном городе стала лишь катализатором.

 

Я очень рад, что мало знал и понимал перед переездом, так как путь, проделанный от непонимания к тому, что есть сейчас, со всеми его преградами, легко восстановить – он проделан осознанно. Но тут встает следующий вопрос: как весь этот опыт концентрировать и передать? 

 

Фото предоставлены по проектам «Одиссея Донбасс», «Аэропорт» и «Без пяти минут». Авторы – Юля Филипьева, Натали Дяченко, Виктор Корвик, Дарья ЦымбалюкАвторы рендеров — Павел Омельченко и Татьяна Ващинская.

 

***

Об авторе

 

Аня Медведева – директор по коммуникациям фонда ИЗОЛЯЦИЯ. С 2006 по 2011 гг. вела экономические и культурные проекты в посольствах Германии и Австрии. Создает новые культурные модели для Украины и Донецка в частности, пишет тексты, развивает связи с общественностью.

 

Фото – Александра Высовненко