Владимир Тарасов: «Идеальной тишины нет»
Владимир Тарасов – всемирно известный джазовый музыкант, который в своем творчестве вышел за рамки только лишь звука, используя возможности разнообразных медиа. Его выставка в Киеве в галерее ART14 стала своеобразным приглашением к знакомству, откровением, затрагивающим как тонкие личные эмоции, так и общечеловеческие темы сопереживания, умения слышать друг друга. Владимир Тарасов живет и творит в Вильнюсе, активно гастролируя по всему миру, неустанно наполняя энергией силы тех, кто открыт к искусству, музыке и общению.
Ваша выставка «Между звуком и изображением» носит очень личный характер. Колыбельная, подаренная сыну, видео с хорошим другом…Почему вы решили не обезличивать искусство, а наоборот – подать его в максимальной трогательности?
Давайте сразу оговоримся, что отвечая на Ваши вопросы, я говорю не столько о себе, сколько о моём личном понимании, что есть творчество.
Искусство, как мне кажется, не может быть безличным. Присутствие творца (человека творящего) ощутимо во всём. А результат уже зависит от его таланта и мастерства. И нас останавливают именно те работы, в которых это присутствие ощущается. Искусство персонально. К счастью.
Владимир Тарасов
Спрошу об еще одной эмоции, которая очень остро чувствовалась – это одиночество (в «Большом желтом такси», «Легенде о Шехине»). В вашей интерпретации одиночество – часть созерцания или неотвратимость человеческого бытия?
Конечно, ощущение одиночества присуще творцу. Он может быть очень коммуникабельным, компанейским и т. д., но, по сути (а уж тем более – оставшись один на один со своей работой) каждый из творцов ищет или ожидает своего сатори.
«Большое желтое такси» (2003, фрагмент)
Звук для вас, как можно понять из интервью и цитат, является основой основ. А тишина?
Пауза, – расстояние между двумя звуками, – для меня не менее важна, чем сам звук. Пауза должна звучать. А идеальной тишины нет. Я был в этой знаменитой тёмной акустической комнате Йельского университета – она звучит.
Экспозиция Тарасова в Art14 (Киев)
Джаз – искусство импровизации. Если говорить о ваших инсталляциях, идея их создания возникает так же спонтанно, или это процесс не столь интуитивный?
Я могу определить процесс работы как интуитивно осмысленный. А во всех моих механических (не видео) инсталляциях я, как джазовый музыкант, оставляю большой процент для импровизации – как в звуке, так и в движении. Это позволяет работе постоянно меняться в рамках заданной формы.
Вы работаете в форме/жанре энвайронмента. Если обобщить, то в какую среду эмоций, ощущений вам больше всего хочется вовлечь зрителя? Что вытеснить из сознания современного человека, если такие цели вообще есть?
Нет, конечно – никаких таких целей у меня нет. Максимально, что возможно дать зрителю, слушателю, или читателю – это прожить часть времени вместе с творцом в его пространстве. Я не считаю, что я работаю в жанре энвайронмента. Возможно, в каких-то работах я и пересекаюсь с ними, но не более того.
Как вы относитесь к сложившейся в постсоветском обществе ситуации, когда продавать искусство – это постыдно, а покупать – модно и престижно?
А чего же здесь постыдного? Мы живём в цивилизации, построенной по закону «товар – деньги – товар». К сожалению или к несчастью – это отдельный разговор. Все за свою работу, в том числе и творческую, получают деньги. Но несправедливо предлагать художнику отдать за бесценок , – или вообще бесплатно, – свою работу, или платить гроши профессиональнейшим музыкантам. Должен сказать, что это в основном понятие постсоветского пространства.
В перформансе «Последний пейзаж» есть потрясающая сцена, где вы щетками играете по доске. Я не только слушала, но и всматривалась в каждое ваше движение. Поэтому возникает вопрос: когда играете, вы слышите то, что получается на выходе, или то, что находится в вашей голове?
Конечно, слышу. Малейший шорох. В голове складывается «состояние» звука, а на «выходе» – результат.
Владимир Тарасов и Иосиф Надж. «Последний пейзаж» (2006, фрагмент)
Как, на ваш взгляд, сделать так, чтобы именно музыка и искусство компенсировали общечеловеческую нехватку понимания?
Для того чтобы культура что-то компенсировала, нужно дать ей такую возможность. Видимо, нужно обратить внимание на трагическую ситуацию с культурой общества вообще.
Читайте также: Двойное прикосновение. Звуковые игры Владимира Тарасова в Art14
**
Об авторе
Анастасия Герасимова – культурный журналист, копирайтер. Пишет об арте и литературе.
Анастасия Герасимова