Зарисовки с Бирючего: work in progress.
Завтра, 20 сентября, открывается выставка проектов, созданных на 9 симпозиуме современного искусства «Бирючий». О самом проекте вкратце вы можете узнать из репортажа Инги Эстеркиной.
Мне посчастливилось несколько дней провести, наблюдая за устройством работы, проникнуться настроениями и поговорить с художниками в процессе подготовки выставки. Учредители, кураторы, учитывая шаткость политической ситуации и постоянную угрозу военного вторжения, взяли на себя колоссальную ответственность за такое количество людей, при этом организовав все на превосходном уровне.
Работа группы "Спрячь концы"
Здесь каждый художник имеет право выбора мастерской – будь то ангар, комнаты в заброшенном здании, ДК «Осетр» или просто берег Азовского моря. Каждый день пространство летней террасы ресторанчика «Бирюк» преобразовывается в лекторий под открытым небом, где художники делают презентации своего творчества (Apl 315, к примеру, дал подборку стрит арта, которые создал в период пребывания в Азии), проводят перформансы (Ujif_notfound рассказал о некоторых своих медиа работах в форме текста, который печатался артистом в реальном времени, каждая буква генерировала звуковой фрагмент, из которых складывалась композиция), лекции (в частности Сергей Братков, помимо рассказа о своей последней выставке, прокомментировал знаковые работы МАНИФЕСТЫ 10 в Государственном Эрмитаже, а куратор Янина Пруденко сделала доклад об открытом архиве украинского медиа арта.
Об идее и особенностях проведения 9 симпозиума рассказали Наталья Маценко и Сергей Канцедал:
«В этом году у нас была идея изменения формата «Бирючего» и создания экспериментальной платформы для нескольких кураторов, каждый из которых вместе с группой художников реализует в рамках симпозиума свой проект с собственной концепцией. В связи с напряженной ситуацией вместо шести кураторских проектов у нас состоялось три. В частности, не приехала группа итальянских художников вместе с куратором от международной сети резиденций RESO. Но зато неожиданно список участников пополнился молодым итальянским фотографом Валерио Манги. Исходя из сложившихся обстоятельств и понимая, что консолидация - сейчас одна из ключевых потребностей, мы решили объединить всё в один большой общий проект.
Наталья Маценко, Сергей Канцедал, Назар Билык
Когда в твоей стране война и каждый день гибнут люди, совершенно меняются приоритеты и, так или иначе, задаешься вопросом: можешь ли ты оставаться в прежней системе координат и следовать старым алгоритмам? Вместе с организаторами мы приняли твердое решение проводить «Бирючий», несмотря на многочисленные предостережения. Как символ того, что Украина не сдается по всем фронтам, как свидетельство того, что культурный процесс не должен останавливаться в любой ситуации, ведь он является залогом благополучного будущего. Этот «Бирючий» совсем не такой, как все предыдущие - в нем больше осмысленности, ответственности. Тем более, очень символично, что в этом году «Бирючий», всегда такой уютный и обособленный, внезапно превратился в пограничную территорию».
Я взяла несколько интервью у художников, рэндомно выбирая героев.
Антон Лапов и Женя Королетов
Инсталляция «Декорация».
Художники раскрасили один из домиков для гостей базы в камуфляж, пустили генеративное видео (алгоритм генерирующий цифровую камуфляжную расцветку), а также сделали автоматическую звуковую инсталляцию, основным звуковым материалом для которой послужили отрывки записи радио коротковолнового диапазона (артефакты, шумы, отрывки передач радиолюбителей, закодированные сообщения).
«Для каждого из нас это одновременно и рефлексия относительно общественно-политической ситуации, опыта собственного участия и её принятия, а также попытка передать ощущение напряжённого ожидания, которое порождает определённые визуальный коды и звуковые коннотанты. Наша общая работа - это синтез авторских рефлексий относительно войны в Украине.»
Для Жени Королетова - это рефлексия непосредственного участника военных действий, не имеющего возможности взглянуть на ситуацию со стороны и находящегося в информационной изоляции. Для Антона Лапова - позиция наблюдателя, воспринимающего всё происходящее через информационный шум медиа-каналов в ситуации усиленного давления на внутреннюю автономию индивида в контексте пост-цифрового общества веб-потребления. «Это, в свою очередь, пробуждает интерес к старым аналоговым способам распространения информации - таким как коротковолновое радио, которое обеспечивает относительную конспирацию, но с другой стороны бесповоротно поглощает в аморфный континуум помех», - подчеркивает Антон.
Антон Лапов и Женя Королетов
Олекса Манн
«Здесь (на острове) есть хорошая возможность делать большые, широкоформатные работы, по этому я пишу трехметровый холст. Работа посвящена информационному вбросу, в котором мы все живем в последнее время. Я пытаюсь исследовать, в первую очередь для себя, своими образами и метафорами, как эта механика работает и влияет на человека. Данная работа входит в мою новую серию, которая называется «Новое Средневековье». Для меня показательными стали революционные события: мы буквально за пару месяцев прошли эволюцию от палеолита до средневековья. Это можно проследить на самом примитивном примере – оружии: от камней до бронетехники.
Мы эволюционировали именно в эту точку, где застабилизировались. Разворачивая цепь происходящих событий, пришел к пониманию, что с одной стороны идет полная деградация общества, когда полностью нивелируется человеческая жизнь и нас пытаются ввести в систему, где она ничего не стоит, где мы перестаем считать убитых людей, где нам говорят, что это норма. Но это норма как раз средневековая. Я, как художник, хочу это зафиксировать некими образами, которые призваны отнюдь не критиковать, а исследовать эти процессы и механизмы начиная от антропологических заканчивая социальными.
Работа Олексы Манна
Вся информация, публикуемая в огромном количестве статей, книг искусственно погружает нас пучину хаоса средневековых ценностей: религия, фольклор, национальные вещи, которые должны быть давно пройдены, но выносятся на первый план, который в свою очередь, сильно мешает консолидации общества, ведь в Украине оно мультинационально. Модерное сознание, которое уже сформировалось на некоторой нашей территории, но еще остается неокрепшим, нам пытаются искусственно сломать посредством СМИ и вернуть в архаику.
Я сделал уже семь работ из этого цикла, эта восьмая. Эта работа, повторюсь, посвящена информационному вбросу, другие – людям, которые пристали не к тому берегу, моментам ужаса от происшедших вещей. Не знаю насколько нужно расшифровывать для зрителя эти образы, может быть, сделаю это по окончанию работы над серией в одном тексте, но сейчас это пока еще только собирается в одну цельную для меня самого картину. Я бы сейчас не хотел делать каких либо сокрушительных выводов на эту тему, но надо понимать, что за Средневековьем нас, рано или поздно, ждет Новое Возрождение: в культуре, искусстве, литературе, взаимоотношениях между людьми».
Олекса Манн
Проект «Аллилуйя!»
Куратор: Владимир Гулич
Художники: Владимир Гулич, Дмитрий Дульфан, Алексей Чипигин
Объект создается одновременно служить лаунж-зоной на пляже с видео артом Насти Лойко, перформансами, выступлением группы Madjah’s и просто приятного времяпрепровождения друзей. Дмитрий Дульфан: «Образ подводной лодки, казалось бы милитаристский преобразился группой The Beatles в 60х во время холодной войны в песне Yellow Submarine.
Yellow Submarine
Натянув пленку на каркас мы подумали, что можно и оставить ее прозрачной, выглядело очень стильно. Но образ Желтой Лодки как свободы, которая поднялась со дна, нам сейчас намного ближе, ведь это некий символ революционности. Тем более я, как художник, люблю цвет».
Дмитрий Дульфан
Назар Билык
Работа «Кавычки»
«Это четыре кавычки высотой 130 см, которые я буду устанавливать на берегу моря или лимана, тем самым, беря в кавычки некие объекты, как части реальности, которая нас окружает. Это работа про условность нашего восприятия: событий, которые с нами происходят, красоты, которая нас окружает. То есть, я меняю значения посредством этих знаков, таких знакомых каждому из нас. Это не прямая работа про политический конфликт, войну, но она затрагивает переменчивость и относительность того, что мы наблюдаем и пытаемся осмыслить».
Назар Билык на фоне работы APL315
Юрий Пикуль
«Моя кубистическая серия началась с того как я сделал один очень не интересный портрет, потерпел фиаско, решил, что нужно что-то менять. Насмотрелся Пикассо, Олега Тистола, взял бумажки и поехал в село экспериментировать. Через несколько промежуточных проб я вышел на такую смешную, примитивную геометрию. Метод простой: я беру фотографию, начинаю изучать портрет – каждая отдельная часть лица имеет некий характер, как и геометрические формы. Скрытая мимика лица имеет форму геометрических тел, собственно через эти ассоциации я начинаю делать реконструкцию лица, пропущенные через геометрический фильтр. Тут моя задача состоит в том, чтобы сохранить схожесть с человеком, но при этом максимально упростить, сделать эту конструкцию лаконичной.
Работа Юрия Пикуля
Эти две работы это вторая стадия моего эксперимента. Предыдущая серия - это условно трехмерные объекты, состоящие из таких же плотных, объемных геометрических фигур. На этом, следующем этапе, я сделал образ лица, используя только двухмерные плоские геометрические фигуры разной формы. Все это находится как бы в пространстве, на расстоянии друг от друга – для меня очень важно сохранить объемность. Я это в шутку назвал "размерность два с половиной". А вот эта работа вообще не имеет никаких плоскостей – есть только линия, которая собирается в каркас трехмерного объекта. Если соответствовать логике предыдущей работы размерность полтора.
В этих работах я добавляю еще один параметр – цвет».
Юрий Пикуль
Мирослав Вайда
«Я сразу решил, что приезжать с заготовленными идеями не имеет смысла - обычно из них ничего не выходит. Одним словом, я ехал работать здесь, дабы место диктовало. Ходил, присматривался. Думал сначала делать объект или инсталляцию, но так и не зацепился за что то, что меня бы мотивировало для пространственного проекта. Так я провел дня три-четыре, немного успокоился от желания сразу браться и что-то делать, начал входить в ритм места и почувствовал, что я бы сделал что-то пограничное, так как и географически и внутренне мы находимся в неопределенном состоянии. У меня возникла некая визия живописи, которую я назвал «Сигнальная живопись». Это какие то маркеры, сигналы, знаки. Моя, может быть, первая за долгое время публичная живопись. Здесь и чувство границы и тревоги и беспокойства.. моя абстрактная украинская история».
Мирослав Вайда
Юра Ефанов
«Я являюсь продюссером закрытой группы «Спрячь концы», созданной в Харькове. Как то в ЕрмиловЦентре появился манифест, в котором было написано, что мы закрытая группа «Спрячь концы» не собирается что-либо делать и тем более никому ничего показывать. В общем, это группа, которая ничего не делает, а мы ее продюссируем. Вот мы сделали надпись на окна мастерских".
«Здравствуй милый друг»
«Здравствуй милый друг» - суть тут не в самой картине, а в том, где она будет экспонироваться. Вот кто-нибудь будет проходить мимо, а вдруг из-за угла – «Здравствуй…» ну и идешь себе дальше. То есть что это за встреча, с кем.. непонятно (смеется). И три работы-деревья – вызывают у меня ассоциацию с классической драматургической трехчастной структурой, которую описал отец поэтики Аристотель. Это выдуманные формы, в которой форма собственно не имеет никакого значения. Кто-то может действительно подумать, что это тополя или ивы».
Алексей Сай
Алексей Сай
Сначала, признаться, из-за военной обстановки были опасения ехать на остров. Мы с Ильей Исуповым были как раз в Харькове, мы сели все взвесили, решили ну как это: полгода нас ничего не пугало, а тут вдруг... в общем, поехали. Зачем собственно паниковать? Паниковать не стоит! Работа отражает мои размышления о нашем прошлом. Это лозунг, который я хочу разместить лицом к морю «ПРОСЬБА ПРЕДМЕТЫ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ И БУМАГУ В УНИТАЗЫ НЕ ВЫБРАСЫВАТЬ. Лучше я не буду комментировать концептуально работу» (смеется).
Ксения Гнилицкая
«Розы» еще одна работа для моего проекта «Хабарі», это такой легальный способ порисовать красоту ну или, по крайней мере, пробовать, так как эти розы очень тяжело даются. В этом проекте цветы как взятки, жесты благодарности – официально я их не дарю за услугу, но замечаю, что отношение ко мне в государственных структурах улучшается (смеется).
Ксения Гнилицкая
«Портрет Волонтера»
Сейчас я нахожусь в поисках героя, хотя звучит немного пафосно, эта мысль все время вертится у меня в голове: лучше сделать и понять правильное это направление или нет, чем не сделать, боясь чего-то. В советской живописи в 50-тые годы, например, создавались портреты медсестер, рабочих, освещенных солнцем и прочее. Мне интересна сама тенденция героизировать некоторые профессии. В данном случае это портрет волонтера – каждый из нас является волонтером, любой человек может стать героем чем то жертвуя. Я верю в эту попытку выстроить горизонтальные отношения, которая была предпринята на Майдане. Это попытка зарисовать простого человека как героя, как всегда собственно (смеется). В данном случае это человек до сорока лет, самостоятельный, среднего класса, у которого есть даже немного свободного времени, чтобы не тратить его только на то, чтобы выживать самому.
А еще я рисую оленя в камуфляже. На острове при правлении нашего прошлого президента проходила охота на оленя, многие были отстреляны. Я вот решила, таким образом защитить оленя, одев его в камуфляж.
"Розы" из серии "Хабарі" и "Портрет Волонтера" Ксении Гнилицкой
Алина Якубенко
Я пишу тут живопись, снимаю видео, буду показывать животных из своей серии «Тамагочи»: оленей и львицу, которые будут бродить по кустам базы «Золотой берег». Также с куратором Яниной Пруденко ездила исследовать среду заповедника, так как работаю с экологической темой. В частности, мы ездили на канал, по которому рыба заходила на нерест в лиман. Поскольку там идеальная среда для размножения – подходящая соленость, икринки не заходят в ил, там она плодилась. Из-за того, что канал пересох, даже дельфины перестали заходить в Азовское Море.
Работа Алины Якубенко
Жители близлежащих селений лишились основного продукта питания и сбыта – рыбы, плюс начал пересыхать лиман и даже источать неприятный запах. Местные активисты решили построить новый канал, они его сейчас укрепляют, строят дамбу и уже за три месяца экосреда этого места возобновилась, даже дельфины стали сюда заплывать! Собственно, Геннадий Козуб, который организовал этот симпозиум, имеет непосредственное отношение к столь необходимой инициативе, за что ему отдельное спасибо!
Алина Якубенко
Продолжить эту тему я попросила куратора, исследователя медиа арта Янину Пруденко.
«Место резиденции «Бирючий» находится практически на территории заповедной зоны. Сам остров является уникальным местом по своей флорой и фауной. На острове находится несколько важных для нереста рыбы лиманов.
На этот раз мы с несколькими художниками - Антоном Лаповым, Ujif_notfound, Алиной Якубенко, побывали на восстановленном лимане, который много лет не имел связи с морем, пересох и морская рыба лишилась важной зоны для нереста. Местные энтузиасты за свой счет создали искусственный перекоп, связавшего море и лиман. Из разговора с инициативной группой оказалось, что заповедник не выполняет своих прямых обязанностей.
На резиденции в прошлом году Антон Лапов уже пытался встретиться с рабочими заповеднике на о. Бирючий (лесниками, биологами, экологами), но наткнулся на бездейственную бюрократическую машину, не настроенную на диалог. Организаторы симпозиума поддержали мое предложение в следующем году создать резиденцию для художников, с которыми мы сможем исследовать экологическую проблему острова.
Вообще экологический проект для художников, работающих с новейшими технологиями - моя давняя мечта. Во всем мире существует множество проектов медиахудожников, доказывающих - новые медиа могут стать средством распространения информации об экологическом кризисе, а не его причиной. Экологическая резиденция запланирована на весну 2015 года, на которую будут приглашены 5 художников, работающих с новыми медиа и вопросами экологии в своих работах.»
Работа Алексея Сая
На мой вопрос относительноосновных векторов проведения 10 «Бирючего» кураторы ответили следущее:
«Прогнозировать что-то сейчас довольно трудно, но в планах у нас, конечно же, дальнейшее развитие "Бирючего". Хотим все же воплотить на практике идею этого года с различными кураторскими проектами в рамках резиденции. Также есть намерение повторить майский "Бирючий". В нем, вероятно, в качестве куратора примет участие Янина Пруденко с проектом экологической направленности, связанным с местным природным контекстом и природоохранительной ситуацией. Планируем постепенно обустраивать экспозиционные площадки, сохраняя при этом специфику и атмосферу места. Стратегически же мы видим острую необходимость в углублении интеграции «Бирючего» в международный контекст, интенсификации взаимодействия с иностранными художниками, кураторами, резиденциями, фондами», - Наталья Маценко и Сергей Канцедал.
apl315, фото Аня315
Фото: Дана Брежнєва