Жена художника современного искусства ценит свободу творчества

С 25 ноября по 5 декабря 2014 года в Минске проходила выставка с серией презентаций и лекций «Феминистская (арт) критика», собравшая участниц из Беларуси, Украины, России, Литвы, Молдовы, Грузии, Казахстана, Кыргызстана,Черногории, Австрии, Германии. Проект проводился в дни международной кампании «16 дней против гендерного насилия».

 

Одна из кураторок – Ирина Соломатина –  уже много лет работает с тематикой гендера и феминизма, регулярно проводит мероприятия, координирует сайт «Гендерный маршрут», а в этом году совместно с Татьяной Щурко организовала выставку, на которой звучал целый ряд феминистских высказываний. По городу вы не увидите рекламы этого мероприятия, наверняка не найдете анонсов его в массовых беларусских медиа. Организующим средством на протяжении многих лет остаются социальные сети и дружественные связи. Атмосфера в пространстве «ЦЕХ», где все происходило, была на удивление миролюбивая, чувствовалось присутствие единомышленниц и единомышленников, никакого вторжения агрессивно настроенных недоброжелателей, как на прошлогоднем «Феминистском карандаше-2» в Москве. В то же время – никаких битв за публичное пространство, они, по словам Ирины, в Беларуси пресекаются быстро и наказываются строго. Если во всеуслышание закричать – можешь и работы лишиться, а то и за решеткой оказаться.

 

Тише будешь – дальше едешь, – так, перефразируя пословицу, можно охарактеризовать принцип существования эмансипативных практик в Беларуси. Даже работая с правозащитной тематикой, чувствуешь себя будто в подполье. Организовывая в прошлом году выставку «VIS LEGIBUS EST INIMICA. Насилие есть враг права», посвященную борьбе с насилием над женщинами, Ирина столкнулась с молчанием медиа – почти никаких отзывов в прессе – писать о таком социальном проекте оказалось некому. Тем не менее, всегда остается возможность работать в «своем кругу», в невидимых сетях, и, таким образом, вовлекать людей и распространять идеи. В этом году «Феминисткой (арт) критике» удалось создать платформу обмена опытом для художниц и феминисток из разных стран, где мне посчастливилось даже за два коротких дня пребывания узнать много интересного.

 

 Алеся Житкевич (Минск) «Личное – это политическое», 2013-2014

 

Выставка освещала многие темы – от домашнего насилия до трансгендерности, многие работы на ней представляли в ярких образах знакомые нам из повседневности практики патриархального угнетения.

В большой инсталляции «Антропологическая реконструкция», включающей объекты, фото, видео и текст, художница и феминистка из Москвы Микаэла предстает «исследовательницей из будущего», скурпулезно изучающей «Ритуал Глаженой Рубашки». Отстраненный и пристальный взгляд на этот труд, которым традиционно занимаются женщины, а именно жены, представляет его некой диковиной, которая будто-бы уже отмерла. Но мы смотрим на это с сегодняшнего дня, в тот самый момент, когда множество постсоветских женщин стоят склоненные с утюгами над рубашками своих мужей, зарабатывая себе обслуживанием необходимые женщине блага.

 

Микаэла (Москва) «Антропологическая реконструкция», 2014

 

Практики сближения, часто заканчивающиеся раздором и хорошо знакомые всем нам, до сих пор романтизованные фатализирующим высказыванием об одном шаге между любовью и ненавистью, либо более архаичным «бьет значит любит», часто ведут к безнаказанному насилию. Работа на эту тему беларусской художницы Марины Напрушкиной чисто дискурсивна (это шрифтовой плакат). Сама форма здесь напоминает нам о том, что насилие начинается со слова и воплощается в нем. При этом унизительные слова стоят в одном ряду с ласкательными, как бы звуча из одних уст.

 

Марина Напрушкина (Минск-Берлин) «Без названия», 2014

 

Одна из самых волнующих работ на выставке – инсталляция Антонины Слободчиковой из Минска «Священный ужас» – ванна, наполненная водой, в которой плавают длинные темные волосы, на поверхности которых удерживается планшет с видео-изображением что-то неразборчиво говорящей нам маленькой девочки. В работе собраны несколько знаков, конструирующих «женственность», но не ту, которая всегда украшение и бонус, а ту, что служит «поводом» к дискриминации. Собственно, дискриминация человека проявляется в том, что мы его не слышим, его речь для нас неразборчива. Мы не слышим человека – в данном случае девочку – с самого детства. Трагические последствия этого в намеках на суицид в ванной либо на «содранный скальп». Такие символы «женского» как вода и волосы-водоросли в ней, отсылают к эстетике ужасов и к некой «женской тайне», скрытой в глубинах. Конструирование этой «тайны» объясняется именно нежеланием или неумением слышать и знать.

 

Антонина Слободчикова (Минск) «Священный ужас»,  2014

 

То, как живучи патриархальные привычки и навычки, особенно ярко видно, когда мы сталкиваемся с ними в повседневной деятельности казалось бы эмансипированных сообществ. Серия плакатов «Личный выбор» Оксаны Шаталовой из Бишкека (Кыргызстан) показывает, как часто люди, декларирующие определенные ценности, что позволяет им считать себя «продвинутыми», в жизни продолжают практиковать стереотипное разделение труда в быту, когда женщина автоматически, по-умолчанию исполняет роль обслуживающего персонала.

 

Оксана Шаталова (Бишкек) «Личный выбор», 2014

 

Щемящим исследованием женского труда в позднесоветское и постсоветское время является работа Татьяны Федоровой из Молдовы «Фабрика “Красная Звезда”». Это книга, артбук, об известнейшей швейной фабрике, основанной в 1944 году в Кишиневе, флагмане молдавской легкой промышленности советских времен, на которой работала мать художницы. Розвороты з фотографиями фрагментов женской одежды – воротов с биркой «Стяуа Рошие»  – словно очеловечивают эти кофточки и платья, представляя их забытыми «портретами» целой эпохи. «Только я знаю, как мы выжили» – слова из рассказа матери, помещенного в книге, о болезненной ликвидации фабрики в конце 90-х, банкротстве, утрате работы и средств к существованию. Другая серия фото из этой же книги показывает нам словно одичавшие женские платья, одиноко висящие на плечиках в лесу, на ветках кустов.

 

Татьяна Федорова (Кишинев) «Фабрика “Красная Звезда”», 2014

 

Теме женской телесности в обществе  были посвящены работы  Мильяны Исциянавич (Черногория) и Вольги Гапеевой (Беларусь), анализу гендерных ролей – исследование Жанны Гладко (Минск) и комиксы Хагры (Казань), теме быта и брака – серия акварелей Полины Заславской (Санкт-Петербург) и комиксы Ники Дубровской (Берлин), рефлексии над отношениями человека и животного в современном обществе  –  одна из живописных работ Вильмы-Фёклы Кюре (Вильнюс).

 

Вильма-Фёкла Кюре (Вильнюс) «Материнство», 2014 

 

В рамках «Феминистской (арт) критики» украинская исследовательница искусства Тамара Злобина прочитала лекцию «История украинского феминистичекого искусства», Креольский центр из Казахстана выступил на тему «Пост-семья в свете институциональной критики». Прошли дискуссии: «Феминистские стратегии современного литовского искусства» с участием кураторки Лаймы Крейвите и феминистской арт группы Coolturistes; «Арт-издания с женской редакцией», на которой обсуждали тематические зины, в том числе и представленные на выставке. С 25 ноября по 5 декабря также происходили лекции, воркшопы, перфомансы, показы фильмов и круглые столы.

 

Фрагмент экспозиции: феминистские зины «Weird Sisters» из Бишкека (Кыргызстан)