Живопись Елены Рыжих как диплом духовной зрелости
1 марта в музее «Духовні скарби України» открывается выставка «SPECTRUM», в которой представлена живопись Елены Рыжих. Специально для ART UKRAINE творчество художницы проанализировал Дмитрий Корсунь, найдя в ней «чуствительность к евангельской теме и личное человеческое сочувствие».
Мир живописи Елены Рыжих такой особенный, синтезированный и универсальный, потому что здесь все приобретает наивысшую густоту и сущность и стремится только к горному духу. Эта живопись достигает того сакрального состояния, что придает значение величественного архетипа каждому событию, которое встречается на пути человека. Это все очень честно, а также высокообразованно, изысканно и вписано в большую эволюцию мирового искусства.
Здесь и далее – работы Елены Рыжих
Елена Рыжих смогла создать полностью современный изобразительный язык, связав его с героическим языком романских эмалей и готических витражей, с изысканной колористикой стенописи итальянского средневековья и кватроченто. Каждое ее полотно содержит мощную энергию. Её живописные открытия синтезированы с истинно поэтической роскошью. В плоскости полотна твердой волей вплавленные в четкие формы. В процессе вдумчивой графической селекции Елена Рыжих всегда находит лапидарную вместительную пластичную формулу, которая заключает в себе все многослойные эмоциональные смыслы. Кроме, собственно, интуиции живописца, которая делает художественное произведение безукоризненным, в творчестве Елены есть и интеллектуальные обобщения, и образное выражение духовной истины.
Большое значение в творчестве Елены Рыжих имеют работы, которые посвящены библейским, евангельским мотивам. Чтобы понять ее порыв к творчеству, надо сказать, что она – прежде всего духовный художник. И это не только следствие безукоризненного образования, а, собственно, врожденный характер ее натуры, такой совершенной в вопросах чести и в понимании сакральных вещей. Собственно, только таким художник всегда и должен быть, то есть, достигать мыслью к самим высотам существования, понимать должным образом его драматическую красоту, трансцендентные и онтологические основы. Бог водит рукой художника всегда, и в этом – очень ответственная и пророческая избранность художника среди других людей.
Кажется, в живописи Елена умеет все. С детства у нее уверенно поставлена рука в рисунке, а в своё время она создала чудесные автопортреты и удивительно сильный диплом по окончании Академии – «Поцелуй Иуды». Это была фризовая композиция с плотным рядом фигур апостолов, общим этическим строем, словно выходящих из эпохи доренессансного Средневековья.
А потом были другие, не менее мощные вещи – «Поклонение волхвов», «Тайная вечеря», «Бегство в Египет», «Оплакивание». Эти полотна тяготеют к исчерпывающему синтезу духовно-драматической живописи в его современном понимании, к «францисканской добродетели» в интонациях, понятных каждой душе. Как в готическом витраже: здесь все, что было краской, наполняется прозрачной силой света и становится славой небесной.
Каждая из этих работ – своеобразная защита диплома на духовную зрелость и оригинальное мастерство, на личную чувствительность к евангельской драме и собственное человеческое сочувствие. Здесь есть то, что не только привлекает внимание, а удерживает это созерцание на высотах чуда. Сила живописи как феномен явления искусства и ее выразительности как смысла становится характеристикой качеств творчества Елены Рыжих.
В свое время в ее живописи фигуративно-узнаваемое уступило место обобщенно-абстрагированному. Это был поиск и построение своей линии в современном искусстве. В ее живописи органично объединились мужская ясность и крепкость композиции с женской мистериально-диметрианской гибкостью художественной мысли. Такая ее живопись оказывается вознесением к платоновской идее красоты – как особенная функция духовной жизни.
Абстракция, в наилучшем понимании мировых образцов, своей зрелой возможностью к обобщениям и метафоре для художника наиболее значима. «Флорентийская структура», «Зимняя структура», «Синяя структура», «Природная структура» и другие абстрактные работы Елены Рыжих свидетельствуют об особенном подходе именно к языку живописи: здесь не столько мотив, сколько мощная мысль о мотиве, его структура и силовая динамика. Фактура материи в виде многослойного нанесения краски у нее выступает как драгоценное качество живописи и ее неисчерпаемый сюжет, с геометрическими соотношениями цветовых форм, насыщенных особенной, даже непостижимой внутренней силой.
Здесь, в живописи Елены, каждая цветовая горизонталь или вертикаль – это универсальная единица ритма. Благодаря множественному ритмичному наращиванию именно структур с иррациональными многослойными цветными формами «материя» живописи приобретает энергию экспансии, распространяется, растет вверх и вширь, возвышается ввысь. Развивается в пространстве и свете его холодно-горячее колыхание...
Елена Рыжих в своих картинах исповедует уверенную философию цвета в живописи. Цвет у нее не остается в обычных пределах расцветки поверхности. Он создается художником, задумывается художественным воображением, структурируется, от чего происходит настоящее становление и выявление его мистической природы. Цвет – именно им определяет художник космическое существование материи. Метафизический феномен цвета – это особенная, таинственная, почти непостижимая идея самоидентификации всех явлений и вещей мира. Цвет у Елены всегда служит только наивысшей идее.
Это чрезвычайно мужественные, зрелые работы настоящего мастера, посвященного в изысканные внутренние «сверхзадания» искусства. Такое художественное действо поиска истины и смысла есть одновременно и процессом неистового вечного движения. Но только так и создается настоящее многомерное пространство с широким кругом культурных смыслов.
Все это – замысел и свойства большой живописи, искусства чрезвычайно высокого качества. Здесь чувствуется динамическое равновесие материального и духовного измерений, с перекликающимися эмоциональным, философским и теософским уровнями, обогащенные эстетским гедонизмом художника. Благодаря диалектическому методу именно такое искусство романтично-таинственным образом действует на глубинное сознание зрителя – открывается представление, что истина (в понимании настоящих ценностей высокого искусства) находится перед глазами – лишь на расстоянии вытянутой руки...
Искусство Елены Рыжих взволнованно, возвышенно, пассионарно. Фактура ее произведений настолько пронизана мотивами победы и благородной борьбы, что иногда кажется, будто этой женщине досталось в наследство пылающее сердце Жанны д'Арк и ее сияющие доспехи. Это искусство, обеспокоенное сочувствием к страданиям и вдохновенным утверждением высоких этических истин. Оно создает свой новый язык и совсем новый спектр ощущений, а также новый круг зрителей – таких посвященных, которые сразу все-все понимают.
Елена Рыжих не занимается случайными меняющимися реалиями: время на ее полотнах уже превратилось в вечность. Возможно, идеалистичная мысль о вечности явлений искусства и побуждает Елену к пониманию времени именно как вечности, которая только и может быть достойной и полноценной характеристикой настоящего произведения искусства.
***
Об авторе
Дмитрий Корсунь – художник, искусствовед. Закончил факультет живописи Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры Украины (НАОМА). Работал реставратором монументальной живописи в Софийском соборе, Кирилловской церкве и других храмах. Провел 23 персональные выставки. Член Национального союза художников Украины и союза художников «БЖ-Арт». В данный момент – научный сотрудник Института проблем современного искусства Академии искусств Украины. Живёт и работает в Киеве.