ZIGENDEMONIC — исследование визуального бессознательного

4 октября в Центре визуальной культуры состоялось открытие видеоинсталляции Zigendemonic «Killing Time in Web»Если в современном мире еще есть место сверхъестественному, то это место по ту сторону экрана. Именно в этом потустороннем мире информационного хаоса обитают сегодня божества и демоны современного человека, отсюда приходят его видения и галлюцинации, мечты и кошмары. Работы киевской художницы ZIGENDEMONIC это исследование символической структуры этой цифровой потусторонней реальности и визуального бессознательного современной культуры.

 

ZIGENDEMONIC родилась в Киеве в 1988 году. Одной из первых навязчивых идей было граффити, позже живопись и рисунки, самиздатовские художественные сетевые издания и книги. С 2002 работает под псевдонимом. Она одинаково уверенно работает в черно-белой графике, в цветной акриловой живописи, цифровой иллюстрации или коллаже. Ее работы всегда об очень личном опыте, и в тоже время о том, что все самые темные углы нашего сознания и самые интимные чувства давно уже заселены массово тиражируемыми образами и символами. Кураторы проекта Леся Кульчинская и Сергей Климко пообщались с художницей, работы которой они оценивают очень высоко.

 

 

Почему Zigendemonic?

 
Когда мы с друзьями начали увлекаться граффити, возникла потребность в псевдониме, тогда будучи подростком, я не придавала этому какого-то особого значения, мне просто хотелось отделить работы, сделанные из-за своего страстного желания экспериментировать, от тех, что созданы под принуждением в учебных заведениях. Тогда я начала поиски узнаваемого стиля, с помощью которого мне было бы удобней всего воплощать свои идеи. Спустя десять лет Zigendemonic стало названием моего стиля, постепенно видоизменяющегося, с оглядкой на новый жизненный опыт. Выбирала же сам псевдоним я по далианскому методу сна с ложкой записывала все что приходит на ум на грани сна и бодрствования и, проснувшись среди других неразборчивых надписей, я увидела именно это словосочетание, его и взяла.

 


О чем твое искусство?

 
Это рассказ о моих переживаниях в этой жизни. О тех вещах, которые я считаю важными или волнующими. О том, что невозможно в полной мере выразить словами или другим методами. Изобразительное искусство для меня ценно тогда, когда передает искреннее, глубинные, интимные, болезненные и страстные переживания автора о волнующих его темах, о том что он любит и ценит, о чем автор рассказывает, не взирая на какую-либо цензуру, стыд и любые другие ограничения. Понять такие работы можно только через сопереживание, так как логический анализ произведений направит нас в правильном направлении, но не даст прямого ответа "что изображено".  

В чем ты видишь свою задачу как художника?

 
Вдохновлять других. Для меня большее значение имеет процесс создания это опыт который не заменить ничем. Мировоззрение меняется неуловимым путем сначала постепенно, а потом внезапно и вдруг вы уже ощущающие себя совершенно другим, способным на большее и лучшее. Сами же работы, как физические объекты — как капсула опыта, они важны для молодых художников, которые мечтают начать воспринимать мир подобным путем, открыть в себе возможность такого восприятия, такого образа мышления.

 


Что тебя вдохновляет?

 
Меня вдохновляют несовершенные но красивые и душевные вещи, такие которые хочется сделать лучше. И те вещи которые хочется собрать и сохранить. Я сохраняю их в своих работах. Сохранить визуальную информацию нужно не под замком в музее, а переосмысливая и тиражируя, снова и снова повторяя это метод "пересказывания", когда самые ценные вещи проходят через века в народном искусстве. ОН никуда не пропал и сейчас мы так же "пересказываем" все что нам кажется важным, добавляя улучшения по своему вкусу. 

В каком самом интересном проекте/выставке, на твой взгляд, ты принимала участие?

 
Для меня это публикации в шелкотрафаретных книгах  Le Dernier Cri французского андеграундного издательства существующего более десяти лет — за это время они собрали вокруг себя самых впечатляющих художников со всего мира, тех, кто показывает в своих работах невероятный накал чувств, Сильную энергию и глубокую искренность, не взирая на общественное мнение, цензуру, табу, денежные вознаграждения это работы на грани Art Brut  для меня они весьма ценны и я благодарна, что эти люди собрали такую большую коллекцию произведений вместе и оформили таким качественным образом. Аналогов этому нет. 

 


Кто самый близкий тебе художник?

 
Близких мне художников очень много, но в первую очередь это Frida Kahlo, я очень сопереживаю ее работам, так как очень понимаю те жизненные ситуации, о которых они написаны. А также Keiichi Tanaami мне когда-то посоветовали на него посмотреть, говоря что мы с ним похожи. И когда я нашла его работы это было странное и сильное чувство как будто я увидела себя через много лет. Я уже ступила на этот путь, когда увидела его работы впервые и долго не могла понять хорошо это дня меня или плохо. Я как будто увидела уже конечный результат того пути, по которому иду. Но все таки решила, что каждый путь по своему уникален и каждая деталь, даже сначала кажущаяся незначительной, в итоге составит индивидуальную картину, после того как все точки соединятся. И если мы будем всегда следовать своему внутреннему желанию, тому что мы любим и что нам интересно мы будем на правильном пути.

 


Недавно ты начала работать с новым медиумом видеоколлажем. Расскажи об этом опыте.

 
Я долго была одержима идеей передать то сильное чувство, возникающее у меня в моменты переутомления визуальной информацией. Слишком быстрое изучение больших объемов информации, смешанное с депривацией сна. Это постоянная тема в моих работах, как и тема коллекционирования, архивирования, переосмысления. Я искала новый метод, чтобы показать переутомление от злоупотребления интернетом и в итоге это смешалось увлечением простыми gif-анимациями. По завершению этих работ я поняла насколько просто и одновременно искренне удалось рассказать о том, как я смотрю на мир через монитор, и считаю это прекрасным думаю теперь я буду только глубже проникать в эту тему и связывать ее с другими своими видами деятельности, чтоб еще точнее рассказать о том образе жизни, который для меня, как и для многих из моего поколения, стал нормой жизни. 

 


Некоторым твое искусство кажется пугающим. Что бы ты противопоставила такой реакции?


Возможно среди других чувств, которые я показываю в своих работах, некоторые зрители могут уловить и сопереживать сильнее именно чувствам "страха", "ипохондрии" или "паранойи", которое я испытываю к чему либо из «реального мира», белее чем другим заложенным в работах "чувственным кодам". Думаю, они, скорее всего, боятся тех же вещей, что и я. Это наверно своего рода психологический тест "что вы видите на этой картинке" и те, кто смогут увидеть любовь, те видят ее в жизни в тех же вещах что и я. То же самое касается и восхищения, страсти, любопытства, понимания красоты.